Чуть не пробежала мимо, но зацепилась за глаза, теперь уж и не помню, чьи именно))) И ушла с головой в творчество этой изумительной, на мой взгляд, художницы с трудной судьбой.
____________________
Сегодня Хелене Шерфбек признают как одну из «великих» представителей искусства Финляндии. Являясь автором более 1000 произведений, она была очень независимой в своём художественном творчестве. Художница создавала произведения, поражавшие как критиков, так и ценителей искусства. Умела мастерски обновлять свою манеру художественного письма от академического реализма (конец 1880-х годов) до экспрессионизма и модернизма (1940-е годы).
Синяя мадонна, 1943
Вальс "Утро в Финляндии"
![]() |
Эти глаза, этот взгляд… Выворачивающий, вопрошающий, волнующий. Неудачное падение в детстве, травма бедра и хромота. Несостоявшая свадьба из-за матери жениха, посчитавшей хромоту следствием туберкулёза. Эта нерасплёсканная любовь, вылившаяся в её картины. Всю свою жизнь она жила ожиданием счастья. В её мечтах было то, что дано нам многим сполна и безвозмездно. Бесценный дар. Зачастую, мы не придаём значения, воспринимаем как должное простое человеческое семейное счастье и радость материнства. Но для неё это так и осталось мечтой... |
Выздоравливающая, 1887
Отец Хелене, начальник мастерской на железной дороге Сванте Шерфбек, умер в 1876г. от туберкулеза, когда дети были подростками. Ее матери Ольге пришлось, превозмогая денежные затруднения, одной заботится о Хелене и ее старшем брате Магнусе (1860–1933), впоследствии ставшем архитектором. Отношение Хелене к матери было противоречивым; мать не одобряла увлечения дочери искусством, но совместное проживание в течение десятилетий прочно привязало их друг к другу.
Воспитатель, 1880-е
Детские годы девочки были тихими и тяжелыми. Ее художественный талант заметил человек со стороны, учительница Лина Ингман. Свое обучение искусству Хелене начала в художественной школе при Обществе любителей искусства в очень раннем возрасте, осенью 1873г., и продолжила его после получения аттестата в 1877г. в частной академии Адольфа фон Беккера. Она очень ценила Беккера и получила от него, по ее мнению, хорошую основу.
Спящая девочка, 1890
Осенью 1880г. Хелене Шерфбек отправилась в Париж, получив от сената стипендию на поездку. Она обучалась в Академии Трела и Академии Коларосси, среди ее наставников были Леон Бонна и Густав Куртуа, последнего из которых она считала своим настоящим учителем. Вернулась на родину летом 1882г.
![]() |
![]() |
Во время второй поездки во Францию в 1884-85гг., для участия в известном парижском Весеннем салоне, она познакомилась с английским художником, чья личность до сих пор неизвестна, и обручилась с ним. Однако в 1885г. жених расторгнул помолвку, так как его родственники посчитали, что проблемы с бедром у Хелене - следствие туберкулеза.
Детская головка, 1883
Хелене осталась незамужней. Эту сторону своей жизни она считала не вполне счастливой; особенно ее огорчало отсутствие детей. Позже она думала усыновить ребенка, но эта мысль натолкнулась на отрицательное отношение ее окружения.
Моя мать, 1909
Карьера Хелене Шерфбек как художницы во многих отношениях является исключительной. Она начала свое обучение в 11 лет и уже в молодости достигла заметного мастерства в технике, которое вскоре превратилось в своеобразное художественное видение. Хотя проблемы с бедром ограничивали ее жизнь, она писала постоянно и создала большое количество работ, в числе которых, помимо картин маслом, есть также акварели, рисунки, литографии и работы по текстилю.
Девочка на красном диване, 1881
Она много писала но, по ее мнению, не успела сделать сколько хотела. Препятствием была ненавистная работа по дому, которую она время от времени была вынуждена делать, потому что ее мать не выносила прислуги в доме. Работала Шерфбек довольно неторопливо, писала и переписывала картины по много раз, чтобы добиться желаемого эффекта. Она была очень самокритична и никогда не чувствовала, что достигла того, к чему действительно стремилась.
![]() |
![]() |
Первая персональная выставка Хелене состоялась только осенью 1917 года. Ее организовал торговец предметами искусства Ëста Стенман, убежденный в ценности творчества Шерфбек, на ней было представлено 159 работ. С этого времени известность художницы начала неуклонно расти. Стенман стал ей верным другом и в дальнейшем неоднократно принимал участие в организации ее выставок.
Молитва ребенка, 1891
Подробнее о творчестве художницы можно прочесть здесь.
Разбойник у ворот рая, 1924-25
Профиль девочки, 1887
![]() |
![]() |
Margareta Wind, 1934
Прихожане, 1895-1900-е
Мария, 1909
![]() |
![]() |
Katkelma, 1904-05
Туфли для танцев, 1882
Швея, 1905
![]() |
![]() |
Две головы в профиль, 1881
Рыжая голова, 1915
Мать и дитя, 1886
![]() |
![]() |
Шея маленькой девочки, 1887
Старушка, 1907
Синие анемоны в корзине, 1886
|
|
Девочка в платке, 1880
Девочка на песке
Девочка с вербой, 1886
![]() |
![]() |
Безмолвие, 1907
Мальчик, кормящий младшую сестру, 1881
Улыбающееся девушка, 1921
![]() |
![]() |
У огня, 1893
Девушка из Эйдкунен, 1927
Молодая девушка под березами, 1891
![]() |
![]() |
____________________