Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), российский живописец, график, театральный художник. Родился в Москве в семье юриста, выходца из Прибалтики. С детства занимался музыкой и живописью. В 1902-1905 учился в студии К.Юона, затем у И.Машкова. В 1905 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А.Архипова, Л.Пастернака, А.Васнецова, а на старших курсах - у В.Серова и К.Коровина, оказавшего на него особенно сильное влияние. В 1910 году вместе с И.Машковым, П.Кончаловским, А.Куприным и др. Фальк стал одним из основателей общества «Бубновый валет», в 1910-1917 постоянно участвовал в его выставках, одновременно выставляясь и с объединением «Мир искусства» (1911-18).
Лиза в розовом. Портрет Е.С.Потехиной, 1909
Григорий Лепс / Стас Пьеха - Она не твоя
С творчеством и биографией Фалька, которого называют гением изобразительного искусства, непревзойденным живописцем и портретистом, можно познакомиться на многих сайтах. Наиболее подробно и интересно, на мой взгляд, эта тема изложена в статье Юрия Безелянского.
А я сегодня хочу повести речь немножко о другом.
Не секрет, что Роберт Рафаилович очень любил женщин, и они в нем души не чаяли. Официально он был женат четыре раза.
В белой шали (А.В.Щекин-Кротова), 1947
Его жены и дети:
Каждая для него была музой (присмотритесь внимательно к названиям портретов, вы увидите их имена), и на протяжении всей жизни он заботился обо всех своих бывших женах и детях.
Дама в желтой блузке (А.К. Бобровская), 1910
Четвертая жена А.В. Щекин-Кротова в беседах с В.Д.Дувакиным рассказывает: «Он очень увлекался, но никогда в нем не было, знаете, такого циничного отношения к женщинам. Он всегда очень страдал от всех своих сложных отношений. Он каялся так, как, знаете, самый христианский грешник, в своих грехах, но это не мешало ему… да, начинать снова. Но при том, что приходилось иногда, может быть, и запутываться в какой-то лжи, но, в общем, он был искренним человеком. И ужасно ему хотелось, чтобы все как-то было хорошо и чтобы все относились друг к другу по-доброму. В частности, он бы ничего не имел против, если бы у него был такой мирный гарем. В общем, наполовину так и получалось, потому что я приняла, так сказать, под свою заботу всех его прежних жен и его детей. Сын был и дочь. Сын погиб на фронте. От самой первой жены был сын, от второй жены дочка, она сейчас жива, мы с ней очень дружны…».
Лиза на солнце, 1907
И еще: «…жизнь проходила так, что у нас был проходной двор. После «оттепели» никто не боялся приходить, и приходили все, кому не лень. Картины посмотреть, или художник (не получается у него что-то): «Ах, черт возьми, сегодня не идет!», и пошел к Фальку. У некоторых было написано, как у Куприна, на дверях: «В такие-то часы я работаю. Прошу меня не беспокоить». А Фальк не мог написать такой вещи.
Двойной портрет (Н.И.Свешникова и Г.А.Назаровская), 1924
Я его как-то спросила: «Роби, ну почему ты не хочешь, чтобы тебе не мешали работать?» Он сказал: «Мне все время кажется, что я могу пропустить так свое счастье». — «Какое счастье?» — «Не знаю какое, но я жду, а вдруг что-нибудь замечательное случится. Вдруг придет счастье, которого у меня никогда не было». Ну, я, конечно, ревниво спросила: «Может быть, придет и какая-нибудь женщина?» Он говорит: «Может быть. Не та, которую я знаю, а какая-то еще новая, необыкновенная, самая последняя и самая нужная».
Девушка у окна (Р.В. Идельсон), 1926
И до семидесяти лет ждал ее пришествия?
Ждал. И не закрывал дверей».
Отсюда
Конотопские девушки, 1912
Женщина в голубом, 1935
В розовой шали (А.В.Щекин-Кротова), 1953
Обнаженная (лежащая), 1922
Женщина у пианино (Е.С.Потехина), 1917
Лиза в кресле. Портрет жены художника, 1910
Портрет Е. С. Потехиной, 1911
Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной, 1910
Портрет А. Щекин-Кротовой, 1940
Женский портрет, 1917
Портрет девушки, 1910
Портрет женщины в розовом, 1914
Обнаженная, 1934
Бретонка (Жена рыбака), 1934–35
Портрет Нарышкиной. Париж, 1929
![]() |
![]() |
Suzani Background, 1943
Женщина в желтой блузке, 1944
![]() |
![]() |
В черной шали (А.В.Щекин-Кротова), 1948
Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922
![]() |
![]() |
Женщина в белой повязке, 1923
Леди в красном, 1918
Автопортрет на синем фоне, 1909