• Авторизация


Без заголовка 02-02-2024 00:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

РУССКИЙ НЕМЕЦ - «ГОЛУБОРОЗОВЕЦ» ВЛАДИМИР ДРИТТЕНПРЕЙС (1878-1916)

ФОТО В.Дриттенпрейс в интерьере Русского охотничьего клуба (470x700, 136Kb)
В. Дриттенпрейс в интерьере «Русского охотничьего клуба» (Декоративное оформление В. Дриттенпрейса). Фото 1909 г.





«…Был весел и мил Дриттенпрейс, моложавый и длинный: в очках; вид - романтика: из Геттингена» - так написал о нём Андрей Белый («Между двух революций», 1934 г.).
И был немного неправ. Владимир Петрович Дриттенпрейс родился в Москве, да и батюшка его, Пётр Александрович, точнее Петер-Йозеф Дриттенпрейс (Peter-Joseph Drittenpreis), хотя и был немцем, но родом из Баварии. В 1859-1865 гг. Петер-Йозеф учился в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, окончил её со званием свободного художника архитектуры, да так и остался в России, приняв в 1874 г. российское подданство. Впрочем, своих корней не забывал, в 1892 г. даже возглавил московский Немецкий клуб. В Москве старший Дриттенпрейс, один из мастеров московского модерна, построил немало домов, москвичам наверняка известны его здания на Покровке (дом Рахманова), на Покровском бульваре (дом № 12), в переулке Огородная слобода (дом № 5).
Его сын Владимир Петрович Дриттенпрейс родился 4 (16 по старому стилю) июня 1878 г. в Москве, ставший позднее живописцем, графиком и архитектором, чьи картины хранятся в Третьяковской галерее.
Владимир Дриттенпрейс в 1887-1897 гг. учился в Александровском коммерческом училище в Москве. В 1898 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение архитектуры, где тогда преподавали А. Н. Померанцев, Ф. Ф. Горностаев и др. Ещё во время учёбы в училище архитектурные проекты талантливого юноши были отмечены малой серебряной и большой серебряной медалями. Окончил училище Дриттенпрейс со званием классного художника архитектуры и в 1908 г. был принят на живописное отделение училища. Но по какой-то причине вскоре выбыл из состава учеников.
Тем не менее уже в 1907 г. Дриттенпрейс стал членом и экспонентом творческих содружеств «Голубая роза», «Венок-Стефанос», «Салон» (С. Маковского), «Новое общество художников», «Мир искусства», членом-учредителем общества «Свободная эстетика». И в эти же годы создал эскизы декоративного оформления зала заседаний Литературно-художественного кружка для общества «Свободная эстетика» и Русского охотничьего клуба на Воздвиженке (того самого, где в сентябре 1898 г. на репетиции театральной труппы познакомились Антон Чехов и Ольга Книппер). Работал в журнальной графике – сотрудничал с журналами «Весы» и «Золотое руно».
Предвоенные годы были периодом творческого взлёта художника: помимо нескольких архитектурных проектов он создал немало натюрмортов, портретов, пейзажей, декоративных миниатюр и панно: «Кукольная комедия» (1907), «К весне» (1907), «Бахчисарай» (1908), «Маскарад-фантош» (1907), «Фонтан слёз» (1908).
1907 Бахчисарай. Журнал Весы, № 10. a (481x700, 68Kb)
Бахчисарай. Журнал «Весы». Бумага, акварель. 1907 г., № 10. Местонахождение неизвестно.
1907 Маскарад-фантош. Золотое руно, 1907, № 5. Местонахождение неизвестно. Выставка Голуба Роза, Кат. № 18. (700x525, 195Kb)
Маскарад-фантош. Опубликовано «Золотое руно», 1907, № 5. Местонахождение неизвестно. Выставка «Голубая Роза», Кат. № 18.
1907 Кукольная комедия. Опубл. Золотое руно, 1907, № 5. Местонахождение неизвестно. Выставка Голуба Роза, Кат. № 19-20. (700x525, 146Kb)
Кукольная комедия. Опубликовано «Золотое руно», 1907, № 5. Местонахождение неизвестно. Выставка «Голубая Роза», Кат. № 19-20.
1907 Эскиз интерьера. Опубл. журнал Золотое Руно, 1908 г. № 10. Местонахождение неизвестно. (680x700, 344Kb)
Эскиз интерьера. 1907 г. Опубликовано журнал «Золотое Руно», 1908 г. № 10. Местонахождение неизвестно.
1907 Заставка. Золотое руно, 1907, № 2 (466x700, 132Kb)
Заставка к циклу стихов К. Бальмонта «Хоровод времен». Февраль. 1907 г.
1907 Заставка. Золотое руно, 1907, № 2. Фрагмент (467x700, 194Kb)
Заставка. Фрагмент. Журнал «Золотое руно». 1907 г., № 2.
1907 Фонтан слез. Весы, 1907, № 10 (452x700, 163Kb)
Фонтан слез. Журнал «Весы». 1907 г., № 10.
1907 Бахчисарай. Весы, 1907, № 10а (677x700, 209Kb)
Виньетка для журнала «Золотое Руно». 1907 г.
1907 Концовка для журнала «Золотое Руно» (678x700, 140Kb)
Концовка для журнала «Золотое Руно». 1907 г.
В Санкт-Петербурге В.Дриттенпрейс участвовал в выставке «Салон В. А. Издебского» и познакомился с Сергеем Дягилевым. Если такое знакомство и было, то вполне логичное: молодой художник входил в группу символистов (откуда его и знал, вероятно, Андрей Белый). Как и многие в то время, Дриттенпрейс находился под влиянием одного из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х гг., художника-графика, декоратора, поэта Обри Бёрдслея.
Увлечение символизмом отчётливо прослеживается в символико-аллегорических композициях Дриттенпрейса, одна из них «Огненный ангел» (1907 г., ГТГ) написана по мотивам одноимённого романа Валерия Брюсова.
1907 Огненный ангел. По мотивам одноименнного романа В.Брюсова. Бумага на картоне, масло 51,5х34 см. ГТГ (440x700, 151Kb)
Огненный ангел. По мотивам одноименнного романа В.Брюсова. 1907 г. Бумага на картоне, масло 51,5х34 см. Государственная Третьяковская галерея.
1907 Собачка. Бумага, картон, акварель, золото. Диаметр 15,6 см. ГТГ (643x700, 125Kb)
Собачка. 1907 г. Бумага, картон, акварель, золото. Диаметр 15,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
1908 Розы.  Бумага, акварель. Диаметр 7 см. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой, Санкт-Петербург. (700x680, 189Kb)
Розы. 1908 г. Бумага, акварель. Диаметр 7 см. Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой, Санкт-Петербург.
построил двухэтажный каменный особняк в стиле неоампир для доктора А. Л. Любушкина в 1913 г. (700x525, 124Kb)
В 1913 г. по проекту Владимира Дриппентрейса был построен двухэтажный каменный особняк в стиле неоампир для доктора А. Л. Любушкина в Москве по ул. Радио, где он вместе со своей женой содержал лечебницу для нервно и душевно больных.

Но потом началась Первая мировая война, и в 1915-м российский немец Дриттенпрейс поступил в Александровское военное училище. По понятным причинам, в это время он взял фамилию матери – Гончаров. Странным делом, о жизни Владимира Петровича известно совсем мало, а его судьба после Первой мировой вообще осталась тайной. Не известна даже дата его смерти в 1916 г. Имя его известно, но подвиг его не забудем никогда.

ФОТО В.Дриттенпрейс в интерьере «Русского охотничьего клуба. 1909 г. (476x700, 113Kb)
В.Дриттенпрейс в интерьере «Русского охотничьего клуба» (Декоративное оформление В. Дриттенпрейса). Фото 1909 г.
ФОТО Монография Иды Гофман - Голубая роза. М, 2000 г. (700x385, 132Kb)
Ида Гофман. «Голубая Роза». Монография. Москва, Издательство «Элизиум», 2000 г.

ИСТОЧНИКИ:
1. Ида Гофман. «Голубая Роза». Монография. Москва, Издательство «Элизиум», 2000 г.
2. http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=17401&Itemid=13
3. https://artinvestment.ru/auctions/123370/biography.html
4. http://www.artsait.ru/art/d/driten/main.htm
5. https://www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_id=16242874




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Тагетис - Дневник Тагетис | Лента друзей Тагетис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»