ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ НИКОЛАЕВ (УСТО МУМИН, 1897-1957), УЧЕНИК К.С. МАЛЕВИЧА
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин). Фотография 1926 г.
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) - русский советский художник нетрадиционной ориентации, основоположник новой узбекской живописи. Родился в 1897 году в Воронеже в семье военного инженера. Окончил Сумский кадетский корпус. В 1918 году посещал студию художника А.А. Бучкури в Воронеже. В 1919 году продолжил художественное образование в Государственных Свободных художественных мастерских у Казимира Малевича в Москве. Был ненадолго мобилизован в Красную армию. В 1920 году по мандату ТуркЦИК приехал в Туркестан. Жил в Самарканде, где принял ислам под именем Усто Мумин, что в переводе с тюркского означает «мастер». Ездил в командировки в Бухару и Хиву. В 1924 году переселился в Ташкент. В 1938 году был арестован НКВД по обвинению в контрреволюционном заговоре. Провёл в лагерях четыре года, освобождён в 1942 году. Работал над спектаклями Ташкентского оперного театра и Уйгурского театра в Андижане. В 1950-м был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств УзССР». Умер в Ташкенте в 1957 году.
Александр Васильевич Николаев родился в Воронеже 30 августа 1897 году в дворянской̆ семье. Отец его военный инженер. По долгу службы главы семейства, семья была вынуждена часто менять географию проживания: Иркутск, Владивосток, Хабаровск. В 1914 году семья окончательно переезжает в Воронеж, отец мобилизован на первую мировую войну. Своего отца Александр Николаев вспоминал как страстного поклонника искусства, мать - как блестящую пианистку.
В 1908 году, когда Николаеву исполнилось одиннадцать лет, отец отдал его в Сумской кадетский корпус близ Полтавы, где его учителем рисования был художник Н.К. Евлампиев (выпускник мастерской художника Н.И. Фешина). В кадетском корпусе будущий художник провёл восемь лет до 1916 года. Затем еще год (1916–1917) отучился в Уланском корпусе в Твери.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Читающий мальчик. 1920-е гг. Бумага, тушь. 17,2 x 24,2 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Уйгурский танец. 1920-е г.
Автолитография. 42 х 31 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г.
Эстимейт 30.000 - 45.000 руб.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Старик и юноша. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо, карандаш. 6,7 x 8,6 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Юный принц. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо, карандаш.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Владыка. 1923 г. Бумага, сепия, 8,5 х 6,5 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Владыка. 1923 г. Бумага, тушь. 9,7 x 7,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Юноша в бане и старик. 1923 г.
Бумага, тушь, перо, карандаш. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Юноша в купальне под сводами. 1923 г.
Бумага, тушь. 8 x 6.5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Молодость. 1923-1924 гг. Бумага, тушь, перо, карандаш.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Когда я увидел Самарканд. 1923 г.
Александр Алексеевич Бучкури (1870-1942)
В 1917 году, при правительстве Керенского, А.В. Николаев был призван в армию и пробыл на фронте три месяца корнетом. После демобилизации уехал в Воронеж, поступил на советскую службу и работал в банке.
Базовое художественное образование Александр Николаев получил в 1918 году в частной мастерской воронежского живописца Александра Алексеевича Бучкури (А.А. Бучкури ученик И.Е. Репина. Лауреат премии А.И. Куинджи. Во время Великой Отечественной войны при оккупации Воронежа А.А. Бучкури расстрелян фашистами).
В это же время (1918) в провинциальный Воронеж приехал на гастроли филиал Московского Свободного Театра. Александр Николаев работает помощником декоратора В.В. Иванова в филиале Свободного театра, возглавляемого Д. Гутманом. В декорациях его спектаклей юноше впервые открылся мир современного искусства.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик с перепёлкой. 1921 г.
Государственный музей искусства Узбекистана, Ташкент.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчики с перепелкой. 1921 г. Фанера, темпера, лак. 14,8 х 14,6 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста. 1923 г.
Доска, темпера. 50 х 44 см. Государственный музей Востока, Москва.
Главная работа Усто Мумина - «История юноши Гранатовые Уста». Эта необычная композиция также известна под названием «Радение с гранатом». Темпера, подражающая одновременно житийным иконам и персидским книжным миниатюрам, написана на фанерной стенке тарного ящика и отображает историю любви и приключений мальчика, затем юноши-бачи, среди ему подобных.
«Композиция этого небольшого полотна построена по принципу житийной иконы с клеймами, живопись вдохновенно цитирует миниатюры средневековых восточных рукописей, а сюжет… Можно сказать, что это не просто свободомыслие, а дерзкий и эйфорический творческий акт, воспевающий (именно так, без кавычек) поэтику той любовной девиации, которая имеет давние традиции в мусульманских странах...» (Антон Успенский).
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста.
Радение с гранатом. Фрагмент (1). 1923 г. Доска, темпера.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста. Радение с гранатом.
Фрагмент (2). 1923 г. Доска, темпера. Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста.
Радение с гранатом. Фрагмент (3). 1923 г. Доска, темпера.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста.
Радение с гранатом. Фрагмент (4). 1923 г. Доска, темпера.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста.
Радение с гранатом. Фрагмент (5). 1923 г. Доска, темпера.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста. Радение с гранатом.
Фрагмент (6). 1923 г. Доска, темпера. Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). История юноши Гранатовые уста.
Радение с гранатом. Фрагмент (7). 1923 г. Доска, темпера.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Весна. 1923 г. Фанера, темпера. 66,5 x 61 см.
Государственный музей искусства Узбекистана, Ташкент.
Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры в 1924 году.
В 1919 году по рекомендации декоратора В.В. Иванова Николаев отправился в Москву и поступил во Вторые Государственные свободные художественные мастерские (II ГСХМ). Здесь его учителем был Казимир Северинович Малевич. После создания Малевичем общества УНОВИС (Утвердители нового искусства) Николаев становится членом общества и участвует в его экспозициях. А. Николаев всегда называл себя учеником К. Малевича и указывал в анкетах членство в УНОВИС. Оглядываясь на 15-летие своей работы, Николаев скажет о годах в ГСХМ: «Патриарх формализма разложил меня настолько, что я перестал воспринимать реальную форму».
В этом же 1919 году вступил в ячейку сочувствующих РКП(б) при ВХУТЕМАСе. Вскоре получил партбилет. У Казимира Малевича Николаев проучился полтора года, но учение было прервано мобилизацией в Красную Армию. Он был послан на Деникинский фронт Гражданской войны ротным политруком в стрелковом полку 6-й Рязанской дивизии. и отправкой на фронт
Только в 1920 году А. Николаев вернулся к творчеству. После демобилизации из Красной Армии он был направлен в Ташкент по мандату комиссии ТуркЦИКа (Туркестанский Центральный Исполнительный Комитет) для укрепления в развитии культуры и искусства в Средней Азии.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Сон пастуха. 1923 г.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Жених. 1923 г. Холст, масло. 24,3 х 22,8 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Учитель. 1923 г. Холст на фанере, масло, бронза. 51 x 45 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Узбек с дутаром. 1923 г. Дерево, темпера. 36,5 x 37 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Бача-дутарист. 1924 г. Фанера, темпера. 57 x 52 см.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Одна из лучших картин А. Николаева начала 1920-х годов - «Бача-дутарист» (1924) написана в стиле, напоминающем стиль художников «Бубнового валета». Наиболее характерен для стиля николаевских работ в двадцатые годы сплав современного видения с элементами искусства средневекового Востока, Древней Руси и итальянского Ренессанса XV века. Художник находит своего постоянного героя — из картины в картину через все его творчество проходит полный созерцательного лиризма и изысканной красоты образ узбекского юноши.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Бача-дутарист. Эскиз. 1924 г. Публикуется впервые.
Основным источником художественного вдохновения для Александра Васильевича Николаева были узбекские бача-бази - несовершеннолетние мальчики, занимающиеся исполнением эротических танцев и проституцией для богатых мусульман. Образ узбекского юноши. является в разных обличьях: то мальчика «бачи», музыканта и танцора на мужских пирушках, то юного «суфи» (последователя мистико-поэтического направления в мусульманской философии), образ, олицетворяющий в понимании художника весь Восток. Произведения этих лет: «Бача -дутарист» (1924) «Суфи» (1924) «Дорога жизни». (1924) Наряду с масштабными (несмотря на весьма небольшие размеры самих картин) образами, Николаев пользовался в своей живописи языком миниатюры. Это маленькие доски с одним центральным изображением («Жених») или композицией, повторяющей схему икон с «клеймами» («История юноши «Гранатовые уста»).
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Весна. 1924 г. Дерево, темпера. 18 x 36 см.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Портрет молодого узбека (Суфия). 1924 г.
Дерево, темпера. 31 x 26,5 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик в меховой шапке. 1924 г.
Дерево, темпера. 26 x 22 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик в меховой шапке. Вариант. 1924 г.
Фанера, темпера. 26 x 22 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик в тюбетейке. Начало 1920-х гг.
Холст, масло. 20 х 15 см. Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Юноша в белой чалме. 1920-е гг.
Холст на картоне, лак, темпера. 27,2 х 23,5 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Александр Васильевич Николаев. Фотография 1926 г.
По дороге в Туркестан А. Николаев задержался на полгода в Оренбурге. Здесь он преподавал в художественном училище. А также принял участие в деятельности и выставках местного отделения УНОВИСа, образованного на рубеже июля-августа при личном содействии К.С. Малевича и Эль Лисицкого. За полгода пребывания в Оренбурге у Николаева еще случился краткосрочный роман и брак, который быстро распался. И лишь через шесть месяцев, когда брак распался, он направился в Ташкент (1920), а еще через полгода - в Самарканд, где живет до 1925 года.
В 1920 году примкнул к художественному объединению «Мастера Нового Востока». С командировками бывал в Бухаре, Хиве, где в 1920-1923 годах привлекался к работе по созданию наградных знаков воинского отличия для Бухарской Народной Советской Республики и Хорезмской Народной Советской Республики.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Автопортрет. 1926 г. Бумага, тушь, перо.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
Как и многие его современники, Николаев мечтал о новом классическом стиле, стремился к гармоническим, идеальным образам. Пластические идеалы этого художника были далеки от исканий искусства нового времени. Он черпал вдохновение в прошлых эпохах. Начав с увлечения восточной миниатюрой, живописью итальянского Возрождения и кватроченто, Николаев отдал дань древнерусской иконе, сблизившись с К.С. Петровы-Водкиным. На этом сходстве основывались его дальнейшие поиски.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Дорога жизни. 1924 г. Дерево, темпера. 33 x 30 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Дорога жизни. Фрагмент. 1924 г. Дерево, темпера.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик-водоноша. 1925 г. Фанера, темпера. 44,5 x 35,3 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик-водоноша. 1925 г. Бумага, тушь, перо. 17 x 18,4 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Сцена. 1924 г. Бумага, акварель. 9 х 7 см.
Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Иллюстрация к роману «Страшный Тегеран»
Мортеза Мошфега. 1924 г. Бумага, тушь. 25,5 х 16 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г.
Сейед Каземи Мортаза Мошфег (1887-1978) — иранский писатель, романист, считающийся одним
из зачинателей современной иранской литературы.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Эскиз плаката «Все мужчины - на сбор хлопка».
Конец 1920-х гг. Бумага, тушь, сухая кисть. 22,5 х 16; 20,5 х 13 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 55.000 - 100.000 руб.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Дружба, любовь, верность (Старая Бухара) 1928 г.
Фонд Марджани, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик с перепелкой. 1928 г. Холст, масло.
Музей истории искусства и культуры в Самарканде.
Александр Николаев с неизвестным, 1931 г. Фотография из монографии Элеоноры Шафранской.
В Самарканде с художником происходит метаморфоза: он быстро овладел основами узбекского языка, облачается в восточное одеяние - чапан, на голову – тюбетейку. Николаев поселился не в европейской части города, а в одной из келий медресе Шир-Дор, что на площади Регистан и в 1922 году принимает ислам. Местные рабочие называют его Усто – мастер, а впоследствии - Усто Мумин (смиренный, нежный, кроткий). В историю живописи Александр Васильевич Николаев отныне входит с новым именем - Усто Мумин, это и его псевдоним, и подпись на картинах.
«Я взял в библиотеке Коран в переводе Казимирского и прочел его, чтобы понять основы мусульманской веры. Друг-мусульманин учил меня молитвам на арабском, а я запоминал их наизусть. Три месяца спустя я сказал хозяину моей квартиры, что я хотел бы обратиться в ислам. Хозяин был довольно озадачен, т.к. не мог понять, с чего бы русский художник принимал ислам. Но я настоял и прочитал для него молитву на арабском, что повергло его в еще большее замешательство» (А.Н. Николаев / Усто Мумин).
Позднее, в 1939 году, описывая приезд в Среднюю Азию, Николаев замечал: «Известен мне был...классический случай с крупным французским художником Поль Гогеном, который семь лет прожил на острове Таити, живя как туземец, исполняя все их ритуалы и обычаи...У меня явилась мысль повторить этот опыт на себе» (Усто Мумин)
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Жених. 1928 г. Бумага на дереве, темпера. 30 х 26,5 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Темперная работа «Жених» 1920 г. из собрания московского Музея Востока продолжает цикл, посвящённый изящным восточным юношам: ученикам медресе, музыкантам, танцовщикам-бачи. Образ прекрасного юноши, грациозно держащего возле своего сердца нежную розу, на первый взгляд представляется оммажем чарующему искусству классической миниатюры. Однако композиция согласуется с одним из основных сюжетов мусульманского религиозного предания: чудом ночного путешествия и вознесения Пророка (ал-исра ва-л-ми’радж), хотя и отличается в деталях от традиционной иконографии.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Жених. Фрагмент. 1928 г.
Бумага на дереве, темпера. 30 х 26,5 см. Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Жених. Вариант. 1928 г. Бумага, акварель. 63 х 46 см.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Чайханщик. 1928 г. Холст, темпера. 46 х 37 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого,
Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Гребцы. 1929 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Картина «Гребцы» - это история знакомства художника Александра Васильевича Николаева с Казимиром Севериновичем Малевичем. Однако существует версия о том, что картина принадлежит кисти К.С. Малевича, а не А.В. Николаева. Поступление в музей произведений ряда авангардистов из рук ташкентцев неслучайно. Знатоков истории перемещений не удивит наличие в музее известных и редких картин. Нахождение же картины К.С. Малевича - история почти из области музейной интриги.
Живописное полотно, о котором идет речь, поступило в музей с документальной записью «Николаев. Гребцы», под которой оно числилось в фонде А.В. Николаева в Центральном государственном архиве Узбекистана. Эта запись сохранилась в музейных актах приема и хранения. «Гребцы» хорошо вписались в коллекцию русского авангарда, поступившей в Ташкентский художественный музей в 1920-х гг.
«Присутствие данного полотна на сайте обусловлено желанием создать как можно более полный каталог произведений ГМИИ Узбекистана. При этом мы не хотели бы закрывать глаза на проблематичную атрибуцию авторства холста. В 2007 году искусствовед Римма Еремян, долгое время работавшая в ташкентском Музее искусств, высказала предположение, что его действительным автором являлся не Усто Мумин, под чьим именем полотно хранится в ГМИИ, а Казимир Малевич, подаривший работу Николаеву в 1928 году. Разумеется, данное предположение следовало бы подкрепить соответствующей комплексной экспертизой. Можно, однако, констатировать, что Усто Мумин никогда не работал в подобной технике и не обращался к фигурирующему на холсте изобразительному мотиву ни до, ни после 1920-х годов, и с высокой степенью вероятности не был автором данной работы» (Борис Чухович)
К.С. Малевич. Фотография 1920-е гг.
Несомненно, Малевич заслуживал определения «апостол от искусства». Он называл свое открытие супрематизма - «новый живописный реализм» и вдохновлял на смелый поиск обновления. «Дерзайте!», -любил он повторять своим ученикам. В биографии А.Николаева есть примечательный факт: остановка в Оренбурге. От спутников Николаева известно о его новой встрече с учителем: К.С. Малевич приезжает в Оренбург с лекцией. Их видели втроем - Малевич, Сандомирская, Николаев. Малевич имел привычку громко говорить белыми стихами, перед аудиторией и не только. Очевидцы вспоминают такой случай: Николаев и Малевич гуляют вечером вдвоем, горячо разговаривая при этом. Безупречно строгий, «инженерно сработанный» Малевич поднимает ввысь руки, очерчивая дуги и восклицая: «Дайте мне свободу! И я распишу небо!..».
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Рассказчик былин. 1930-е гг.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Манюня. 1931 г. Бумага, акварель. 20 х 15 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 35.000 - 55.000 руб.
Николаев Александр Васильевич. Фотография без даты.
К рубежу XIX-XX вв. вся былая роскошь архитектуры Самарканда пришла почти к гибели. В таком Самарканде, величественном, разрушающемся, поселился в одной из худжр (келий) медресе Шир-Дор Николаев. Это медресе, духовное учебное заведение, находилось на площади Регистан - центральной исторической части Самарканда.
Худжра выглядела так: каменные полы, отопления нет, керосиновая лампа, никаких удобств, вода - из хауза, из мебели - старый расшатанный стол, табуретка, железная солдатская кровать, покрытая ветхим байковым одеялом, небольшая подушка, тонкий ватный тюфяк, на полу соломенная циновка.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Бай. 1932 г. Фанера, масло. 49 х 39 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Бача́-бази́ - древняя азиатская традиция эротических танцев мальчиков в женском образе, нередко сопровождаемая последующими сексуальными развлечениями богатых клиентов с юными исполнителями. В картине «Бай» образы приобретают социальную заостренность и гротеск. Огромный толстый бай, своей силой и могуществом подавляющий нежного хрупкого мальчика, и вырастающие за спиной бая черные силуэты его безмолвных и безликих жен, трактуются художником как символы отмирающего феодального Востока. Ныне эта традиция имеет место в Афганистане и Пакистане; в советской Средней Азии с 1930-х годов подвергалась гонениям и уголовному преследованию и была полностью искоренена.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Плакат на русском и узбекском языках, призывающий
сельскохозяйственных рабочих заботиться о лошадях, несмотря на механизацию колхозов. 1933 г.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Плакат «За хлопковую независимость». 1933 г.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). «Белое золото» и фрагмент картины. 1934 г.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Танец. Фрагмент. 1933 г.
Художники Усто-Мумин (Александр Николаев) и Александр Волков. Фотография Макса Пенсона.
Николаев работал в Гур-Эмире, делал гур-эмирские обмеры и зарисовки. Надо было точно копировать мозаичный узор, кирпичную кладку какой-нибудь детали. Работа была кропотливая - «Благодаря своему характеру и ювелирному мастерству он делал удивительно тонкие вещи». Художники усиленно занимались калькированием, а также восстановлением мозаичных панно. В результате прекрасным мозаикам были возвращены их первоначальные яркость, сочность и глубина.
В 1924-1925 годах совместно с В.И. Уфимцевым работал над праздничным оформлением Бухары по случаю Первого съезда коммунистов Узбекистана и Первого съезда Советов Узбекской ССР.
В 1927-1928 годах работал в УзГИЗе, а также художником-постановщиком театра им. Свердлова.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Портрет Усто Шохайдарова. 1936 г.
Бумага, акварель. 63х46; 44х32 см. (в свету). Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Женский портрет.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Портрет жены Ады Евгеньевны Корчиц.
Первая половина 1930-х гг.
В 1928 году А.Н. Николаев уезжает в Ленинград. Сотрудничал с Детгизом, работал над иллюстрациями детских книг. Работал также в Ленгизе под руководстом художника В.В. Лебедева. К этому времени художник женат на Аде Евгеньевне Корчиц, у них родился сын. Из Ленинграда художник пишет своему другу Гуляеву: «Питер вполне оправдал мои надежды. Здесь можно и учиться, и работать. Но сердце-то мое - на Востоке». Пробыв в Ленинграде три года, в 1931 году художник возвращается в Узбекистан.
С 1933 года работал ответственным секретарем журнала «Узбекистон курулишда», работал в журналах «Машъала», «Атака». Выезжал в военный лагерь для создания тематических картин.
В 1935-1937 годах участвовал в «Выставке шести». Назначен Главным художником журнала «Муштум» и издательства «Кзыл Узбекистан». Участвует в оформлении Первой декады искусства и литературы Узбекистана в Москве. Работает главным художником Узбекского павильона на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке (ВСХВ) в Москве в 1938 году.
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г.
Ленинград, гос. лит. им. М. Томского. 12 с., цвет. ил. Обложка.
Небольшой пояснительный текст написан Евгением Львовичем Шварцем (1896-1958).
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (2)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (3)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (4)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (5)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (6)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (7)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (8)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (9)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (10)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (11)
Усто-Мумин. 2 первомая. Картинки с текстом. Москва, Гос. изд-во, 1930 г. (12)
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Автопортрет. 1930-1940-е гг.
Однажды Александр Васильевич Николаев подарил другу свою фотографию и на обороте сделал такую надпись:
«Кабан! Если я сдохну или просто придется нам расстаться с тобой – оставляю тебе 4 небольшие заповеди:
1. Будь искренен.
2. Никогда не довольствуйся малым – это удел нищих духом.
3. Учись любить себя. Вся трудность уменья любить себя в том, что эта трудность все время колеблется между самопожертвованием и эгоизмом.
4. Запрещенный плод сладок. Смело срывай все запрещенные плоды.
Саша (д. Шура) Мумин. 12.II.1931»
Юные ударники: Ежемесячный журнал-учебник для третьих и четвертых групп школы 1-й ступени №1, 2, 3 за 1930 г.
В издательских обложках. №2 в обложке работы А. Усто-Мумина, №3 в обл. работы М. Разулевича. Рисунки художников В. Ермолаевой, Э. Кондилайн, Е. Сафроновой, Б. Татаринова, Е. Чарушина и Л. Юдина.
Борис Лапин. Журналист на границе [Путевые очерки]. Обложка и рисунки художника Усто-Мамина.
Издательство «Красная газета», Ленинград, 1930 г.
Усто-Мумин (А.В.Николаев). Балаляр. Книжка-картинка. Художник Усто-Мумин.
Текст О. Тризна. Ленинград, Государственное издательство, 1930 г. 12 с., ил.
Усто-Мумин (А.В.Николаев). Балаляр. Книжка-картинка. Художник Усто-Мумин.
Текст О. Тризна. Ленинград, Государственное издательство, 1930 г. (2)
Усто-Мумин (А.В.Николаев). Балаляр. Книжка-картинка. Художник Усто-Мумин.
Текст О. Тризна. Ленинград, Государственное издательство, 1930 г. (3)
Ольга Тризна. Шелк. Рисунки Усто Мумина. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1931 г. 12 c., ил. Обложка.
Ольга Тризна. Шелк. Рисунки Усто Мумина. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1931 г. 12 c., ил. (1)
Ольга Тризна. Шелк. Рисунки Усто Мумина. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1931 г. 12 c., ил. (2)
Ольга Тризна. Шелк. Рисунки Усто Мумина. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1931 г. 12 c., ил. (3)
Ольга Тризна. Шелк. Рисунки Усто Мумина. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1931 г. 12 c., ил. (4)
Ольга Тризна. Шелк. Рисунки Усто Мумина. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1931 г. 12 c., ил. (5)
Ольга Тризна. Шелк. Рисунки Усто Мумина. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1931 г. 12 c., ил. (6)
Во время работы главным художником Узбекского павильона на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке (ВСХВ) в Москве в 1938 году А.В. Николаев неожиданно был арестован и заключен в тюрьму. Обвинен за участие в деятельности контрреволюционной террористической организации. За демонстрацию сексуальной тяги к несовершеннолетним мальчикам, художника так и не осудили. Хотя уголовная ответственность за мужеложство была введена в законодательство РСФСР 7 марта 1934 года и действовала до 3 июня 1993 года. Преступление наказывалось лишением свободы сроком до 5 лет, а при отягчающих вину обстоятельствах (например, при совершении мужеложства с несовершеннолетними) — на срок до 8 лет.
А.В. Николаев (Усто Мумин). «Узбекистанский художник».
Удостоверение Александра Николаева.
С 1938 по 1942 год Николаев провёл в тюрьмах четыре года, освобождён в 1942 году.
До 1941 года находился в Таштюрьме. Затем был переведен в Сибирь, где после укуса энцефалитного клеща у него начались боли в руке, болезненно усиливавшиеся вплоть до смерти художника. Поначалу в тюрьме ему не разрешали заниматься живописью, что было для художника настоящей трагедией. Потом в ГУЛАГе ему разрешили рисовать и в спецхране сохранился цикл его набросков, оформленный им в виде сброшюрованного альбома. Согласно надписи на обороте, это «тюремный комикс, выполненный художником левой рукой» (по нескольким свидетельствам, в лагерные годы у Николаева развилась болезнь дрожащей руки, и ему приходилось изобретать специальные ухищрения для продолжения работы. Видимо, левая рука стала подспорьем).
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Страницы тюремного альбома (из публикации «Искусство в Узбекистане.
Очерки внутреннего изгнания» (1). 1939-1940 гг.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Страницы тюремного альбома (из публикации «Искусство в Узбекистане.
Очерки внутреннего изгнания» (2). 1939-1940 гг.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Страницы тюремного альбома (из публикации «Искусство в Узбекистане.
Очерки внутреннего изгнания» (3). 1939-1940 гг.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Страницы тюремного альбома (из публикации «Искусство в Узбекистане.
Очерки внутреннего изгнания» (4). 1939-1940 гг.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Девушка с фруктами. 1940 г. Картон, темпера. 14,7 х 18,8 см.
(Слева – оригинал, украден с виллы в Женеве у Гульнары Каримовой, справа – подделка)
Работы Усто Мумина крайне редко появляются на аукционах, тем не менее есть и подделки.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Декорации к спектаклю «Кырк Кыз». 1942 г. Бумага, гуашь. 53 х 57 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 90.000 - 150.000 руб.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Портрет Г.А. Мордвиновой. 1942 г.
Бумага, цветные карандаши. 44 х 32 см. Государственный музей Востока, Москва.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Портрет Чернобровкиной Антонины.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Земля отцов. 1945 г. Холст, темпера.
Александр Васильевич Николаев. Фотография 31 декабря 1941 г.
После заключения Усто Мумин вернулся в Ташкент. Работал художником-постановщиком в Театре оперы и балета в Ташкенте, Уйгурском республиканском театре в Андижане, Андижанском узбекском музыкально-драматическом театре. И уже в 1943 году Николаев получает Почетную Грамоту ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет) Узбекской ССР за участие в создании Уйгурского театра.
В 1944 Награжден Почетной грамотой ЦИК за оформление юбилейной выставки Узбекистана к 20-летию республики.
Уже в 1940-е годы Николаев более не наряжался в чапан, а его дом и мастерская стал типичным русским домом, где не было и намека на присутствие каких-то предметов узбекского искусства и быта. Дочь художника Марина узнала о том, что отец когда-то принял ислам, лишь по достижении двадцатилетнего возраста.
С 1946 по 1950 годы - избран ответственным секретарем Союза художников Узбекистана. Работал над стенными росписями театра имени 50-летия Ташсовета в Ташкенте. Участвовал в этнографических исследованиях Института искусствознания АН УзССР. Удостоен звания «Заслуженный деятель искусств УзССР».
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Зикр (Молитва, поминание)
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Уйгурская артистка. 1943 г. Бумага, карандаш.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Сборщица хлопка. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус, Узбекистан.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Счастливый дехканин. Эскиз плаката. 1957 г.
Бумага, гуашь. 32 х 22 см. Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г.
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Ходжа Насреддин. 1950-е гг.
Бумага, тушь, акварель. 14 х 10 см. Государственный музей Востока, Москва.
Л.В. Соловьев. Необычайные приключения Насретдина Афанди. Иллюстрации художника Усто Мумина (А. Николаева). Гос. издательство художественной литературы Узбекской ССР, Ташкент. 1959 г. 250 стр., илл. Интересно, что в выходных данных книги фамилия автора нигде не упоминается.
Леонид Васильевич Соловьев (1906, Триполи, Османская Империя -1962, Ленинград) - советский писатель, сценарист, известный как автор дилогии о Ходже Насреддине. В сентябре 1946 г. Соловьёва арестовали по обвинению в «подготовке террористического акта» и 10 месяцев держали в предварительном заключении. В качестве основания для ареста следствие предъявило показания ранее арестованной в 1944 г. «антисоветской группы писателей» - Сергея Бондарина, Семёна (Авраама) Гехта и Леонида Улина, которые признали наличие у знакомого им Л.В. Соловьёва «террористических настроений» против Сталина. В деле содержатся примеры антисоветских высказываний писателя: колхозы себя не оправдали, литература деградирует, произошёл застой творческой мысли. Приговор Особого совещания МВД от 9 июня 1947 г. гласил: «За антисоветскую агитацию и террористические высказывания заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет».
Следственное дело Л.В. Соловьева, 1946-1947 гг.
Отправили писателя в Дубравлаг (Мордовия), где в виде исключения ему разрешили в свободное от работы время заниматься литературным творчеством. В лагере была написана повесть «Очарованный принц», вторая часть «Повести о Ходже Насреддине», на основе сценария к фильму «Похождения Насреддина», и закончена к концу 1950 г. После смерти Сталина в 1953 г. родственники через председателя правления Союза писателей СССР, депутата Верховного совета СССР А.А. Фадеева ходатайствовали о смягчении участи Соловьёва. Вышел он на свободу по амнистии в июне 1954 г., проведя в лагерях восемь лет. (Полностью следственное дело Л.В. Соловьева в 1946 г. можно прочитать здесь)
А.В. Николаев (Усто Мумин, 1897-1957). Мальчик с виноградом.
М.В. Рейх (1904-1966). Портрет Усто-Мумина (А.В. Николаева). 1947 г.
Бумага, тушь, перо. 33,5 х 23,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г.
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) умер 27 июня 1957 в Ташкенте в неполные 60 лет после изнурительной болезни.
Через месяц после смерти А.В. Николаев был полностью реабилитирован. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда УзССР полностью сняла с него обвинения в том, что он «…являлся участником контрреволюционной террористической организации… и принимал участие в подготовке террористических актов над руководителями ЦК ВКП(б)». Место, где похоронен Усто Мумин, до сих пор не найдено.
В 1990-е годы произведения Усто Мумина впервые в полном объеме стали доступны широкой публике, и произошла, по образному выражению искусствоведа Б. Чуховича, «мумизация» узбекского искусства: бесчисленные юноши с гранатом и канарейкой поселились на картинах современных художников. Однако глубоко и серьезно исследовать творчество и жизнь Николаева начинают только сейчас. В 2023 году вышла монография Элеоноры Шафранской о жизни и творчестве Усто Мумина.
Элеонора Шафранская. Усто Мумин. Превращения. Монография. Москва,
Издательство галереи «Гараж», 2023 г. 410 стр., 79 иллюстраций. (Элеонора Шафранская. Русский дервиш )
ИСТОЧНИКИ
Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе. Альбом.
Автор вступ. ст. и ст. о творчестве художников М.Б. Мясина. Москва,
Издательство «Советский художник», 1973 г. Стр. 176-185.