С.А. Сорин (1878-1953). Портрет Н.Д. Милиоти. 1914 г.
Николай Дмитриевич Милиоти (Милиотти) родился 16 (28 по новому стилю) января 1874 г. в Москве в купеческой семье, имеющей греческие корни. В середине 1880-х – начале 1890-х гг. обучался в Реальном училище Воскресенского. В 1894 г. поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, учился у Н.А.Касаткина, С.В.Иванова, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, В.А.Серова и К.А.Коровина. С 1897 г. сблизился с группой Павла Кузнецова, вошел в состав кузнецовского кружка и содействовал приходу в него своего младшего брата Василия. Принимал активное участие в новаторских начинаниях кузнецовцев и организации выставок. В 1898 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета,
В 1900-м году выбыл из училища, не получив звания, но связь с группой сохранил. В конце 1890-х - начале 1900-х гг. выезжал в страны Западной Европы – посетил Италию, но в основном был в Париже, где продолжал свое профессиональное образование в художественных академиях и школах – Ф.Коларосси, Р.Жюльена, Витти, работал некоторое время и в мастерской Д.Уистлера.
В период 1900-х в манере символизма написал ряд картины, картин-«сновидений», а также стилизованные «галантные» сцены: «Ангел Печали», «Звон», «Волшебная роза», «Печальные птицы», «Пастораль», «Les Galants», «Шум моря». Сотрудничал с журналом «Золотое руно» и участвовал в выставках, устраивавшихся редакцией. Наиболее характерны аллегорические образы художника (ангелов, пейзажей-«миражей» и т. д.), написанные в виде красочных феерий, приближающихся к орнаментальной абстракции.
В марте 1907 года вместе с братом был одним из организаторов московской выставки «Голубая Роза». Организована она была журналом «Золотое руно» на средства торгово-промышленного миллионера, коллекционера и художника Николая Павловича Рябушинского (1877-1951) в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта М.Кузнецова. В 1910 г. Н.Милиоти вышел из «Союза русских художников» вместе с группой А.Н.Бенуа и стал одним из учредителей объединения «Мир искусства», а в 1912-1916 годах входил в его комитет.
В эти годы Николай Милиоти принимает активное участие в многочисленных зарубежных выставках: в Париже и Берлине в 1906 г.; в Венеции в 1907 г.; в Вене на выставках «Венского Сецессиона» в 1908-1909 гг.; в Брюсселе в 1910 г.; в Риме в 1911 г.; в Мальме (Швеция) в 1914 г.
Морской пейзаж. 1892 г.
Гамлет и Офелия. Эскиз витража.1900-е. Бумага, акварель. 19,5х10 см. Частное собрание.
Три нимфы. Панно. 1902 г. Холст, смешанная техника 230х290 см.
Кабачок. 1900-е. Картон, масло 40х60 см. Астраханская картинная галерея.
Леда и лебедь. 1901 г. Фанера, масло 18х16,3 см. Собрание Т.В. Рубинштейн.
Бал. 1900-е. Холст, масло 73x83 см. Частное собрание.
Две элегантные дамы. 1900-е. Холст, масло 46 x 55 см.
Четыре девушки, танцующие на поляне. 1900-е. Холст, масло 60x40 см. Частное собрание.
Четыре девушки, танцующие на поляне. Вариант. 1900-е. Холст, масло 60x45 см.
Частное собрание.
Дамы в парке. 1900-е. Картон, масло 57,5 x 37,5 см.
Танцы в парке. 1900-е. Холст, масло. 81x54 см. Частное собрание.
В парке. 1900-е. Холст, масло. 65x54 см.
Элегантные дамы под ветлами. 1900-е. Холст, масло 46х38 см. Частное собрание.
Хоровод. 1905 г. Картон, масло 71х75,5 см. Государственный Русский музей.
Игры на закате. 1905 г. Эскиз к картине «Хоровод». Картон, масло 18x17 см.
Вечерний праздник. 1903 г. Холст, масло 120х117 см. Государственный Русский музей.
Восточный сад. Холст, масло. 60,5х58 см. Частное собрание.
Аллегорические распятие (с Поклонением трех волхвов). 1905 г.
Галантное празднество. 1905 г. Холст, масло 53х55,5 см. Частное собрание.
Портрет Любови Николаевны Гауш, жены художника А.Ф.Гауша. 1905 г. Холст, масло 82 х 67 см. Государственная Третьяковская галерея.
Любовники. 1905 г.
Марионетки. 1906 г. Астраханская картинная галерея.
Ангел печали (Водяной принц). Декоративное панно. 1907 г. Холст, масло 75,5×71 см. Астраханская картинная галерея.
Венера. 1907 г. Холст, масло 48х36 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Эскиз к картине «Оплакивание» (Pieta). 1907 г. Ивановский художественный музей.
Тайный сад. Журнал « Золотое Руно». 1908 г., № 10.
Заставка к пьесе А. Блока «Король на площади». Журнал «Золотое руно» 1907 г., № 4.
Николай Милиоти был одной из ярких и самобытных фигур среди русских художников-символистов «второй волны» - мастеров «Голубой Розы». Идеалом для него было творчество Михаила Врубеля. Более других своих товарищей он испытал его воздействие. Естественно масштаб личности был иной, Но Н.Милиоти стремился к тому, чтобы краски его произведений, как и у Врубеля, излучали таинственный внутренний свет и превращались в подлинные драгоценности, завораживающие красотой цвета и игрой линий. Его работы бессюжетны, образы смутны и еле угадываются в красочных туманах, вихри цветовых мазков увлекают, завораживают. По словам известного русского писателя и критика С.К. Маковского «Из волшебного грота Н.Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок, их воздействие не внешнее, физическое, а психологическое; в красочных аккордах почти всегда – сложные, острые признания. Рассказ отсутствует, отвергнута определенность образов, творческое намерение остается идейно-символическим». Сравнивая Н.Милиоти с его товарищами по «Голубой Розе», Маковский отмечал: «Н.Милиоти менее непосредственный, менее таинственный, зато несомненно более зрелый, более опытный мастер, уверенно владеющий формой, рисунком красочной музыки…» (1909 г.).
Демон. 1910-е. Бумага, гуашь 18,5х23 см. Частное собрание.
Мадонна. 1910 г. Картон, масло. ГМИИ Республики Татарстан, Казань.
Москва. 1910 г. Холст, масло.
Цветы. 1911 г. Холст, масло 85х80 см. ГМИИ Республики Казахстан, Алма-Аты.
Рождение Венеры. 1912 г. Холст, масло 200x400,5 см. (!) Государственный Русский музей.
Автопортрет. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея.
Памяти Николая Сапунова. 1913 г. Картон, масло 27,5х22,5 см. Частное собрание.
Пьеро и смерть. 1913 г. Холст, масло 61x47 см. Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко.
Солнечный рай. 1900-е. Картон, масло. 53 x 40 см.
Водопад. 1917 г. Холст, масло 53x75,5 см. Частное собрание.
В 1914 г. Н.Милиоти был мобилизован и в чине прапорщика артиллерии воевал в Галиции. Командовал батареей и, по сообщениям петроградской газеты «День», проявил себя безукоризненно. В 1915-1917 гг. он продолжил военную службу во Львове. В июне 1917 г. по ходатайству ряда видных московских деятелей культуры был в числе 23 художников по решению Временного правительства освобождён от воинской повинности и демобилизован. В 1918-1920 гг. жил в Ялте, где работал председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, в которую входили С.К.Маковский, И.Я.Билибин, М.А.Волошин, Д.В.Айналов, С.Елпатьевский и другие.
В 1920 г. эмигрировал из России. Сначала жил в Софии, где его мастерскую посещал царь Борис, а с 1921 по 1922 ггг. работал в Берлине. В 1923 г. переселился в Париж, где его мастерскую на площади Сорбонны, посещали Поль Валери, Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. В этот период совместно с Н.С.Гончаровой оформил в театре Vieux-Colombier спектакль марионеток «Театр деревянных комедиантов» на музыку Н.Н.Черепнина, 1924 г. Создал декорации и костюмы к спектаклю «Принцесса Карем» Лессажа, 1925 г. В станковом творчестве проявил себя в это время по преимуществу в жанре портрета и, по его словам, получил широкое признание. В Париже он исполнил портреты А.Н.Бенуа, Г.Л.Гиршман, Т.Л.Толстой, Н.А.Тэффи, Ф.И.Шаляпина. В 1925 г. побывал в Америке, а позднее путешествовал по Италии, Испании, Голландии и Германии. С 1929 по 1930 гг. преподавал в Русской академии Т.Л. Сухотиной-Толстой.
Автопортрет. 1921 г. Холст, масло.
Сказки Шантильи. 1920 г. Картон, масло 73х60 см. Собрание Е.Ю. Милиоти, Москва.
Сад в Шантильи. 1921 г. Частное собрание.
Вид на город и шествие. 1921 г.
Венера с дельфинами. 1921 г.
Райская птичка. 1923 г. Картон, масло 49х37,5 см. Частное собрание.
Утро. Пляж. 1923 г.
Афиша театра комедии (Рисунок головы Натальи Гончаровой). 1925 г.
Два танцовщика из балета «Princesse de Charizme». 1925 г. Картон, масло, карандаш 49х37 см. Частное собрание.
Эскиз костюма музыканта к опере В.А.Моцарта «Волшебная флейта». 1925 г.
Nocturnal fancy dress party (Ноктюрн). 1928 г.
На балу. 1928 г. Картон, масло 45,5х37,5 см. Частное собрание.
Поцелуй. 1928 г. Картон, масло 64х54,5 см. Частное собрание.
Прибытие на бал. 1929 г. Холст, масло 60,5х54 см. Частное собрание.
Две фигуры в саду. 1930 г. Холст, масло 86,3х61 см.
Букет цветов. 1929 г. Частное собрание.
Букет цветов. 1931 г. Частное собрание.
Натюрморт с букетом тюльпанов. Холст, масло 76 x 60 см.
Толедо. 1931 г. Картон, масло 46х38 см. Частное собрание.
Коррида (1). 1931 г.
Коррида (2). 1931 г.
Ожидание лучших времен. 1935 г. Частное собрание.
Венера, выходящая из моря. 1941 г.
Портрет Бони де Кастелано. 1927 г.
Дама в голубом платье (Портрет Г. Черкесовой-Бенуа). 1928-1933 гг. Частное собрание.
Женский портрет. 1929 г. Частное собрание.
Автопортрет в Толедо. 1930 г. Холст, масло 78,5х64 см. Частное собрание.
Портрет молодого человека. Париж. 1930 г. Холст, масло 81x65 см. Частное собрание.
Портрет писателя Андре Моруа. 1930 г.
Портрет женщины с красными бусами. 1933 г. Картон, масло 83х63 см. Частное собрание.
Портрет бородатого мужчины. 1938 г. Холст, масло 73х60 см. Частное собрание.
Портрет княжны Ирины Павловны Палей. 1940 г. Холст, масло 81х60 см.
Портрет Александра Комарова, дирижера Парижской хоровой капеллы. 1941 г. Частное собрание.
Девочка с куклой. Биарриц. 1942 г.
Бабушка Томаса У. 1952 г.
Портрет адвоката. Картон, масло 72,5x60 см. Частное собрание.
Женский портрет. Холст, масло 83x63 см. Частное собрание.
Женский портрет. Картон, масло 51x39,5 см. Частное собрание.
И в заключении несколько нефигуративных картин Николая Милиоти, которые являются нетипичными для творчества художника-символиста.
Два дерева у реки.
Девушка в красном платье.
Сад наслаждений.
Дома с пальмовыми деревьями.
Ночь в джунглях (1)
Ночь в джунглях (2)
С 1940 по 1942 гг. Н.Милиоти проживал в Биаррице, где выполнил серию рисунков «Разрушения и бедствия войны» и участвовал в групповых выставках. В 1942 г. вновь вернулся в Париж, где много работал и исполнил ряд автопортретов. В 1949 году был членом Комитета по организации мемориальной выставки М.Д.Рябушинской, а в 1958 г. членом Комитета по сбору средств на издание биографии К.А.Коровина, членом Общества охранения русских культурных ценностей.
Николай Дмитриевич Милиоти скончался 26 декабря 1962 г. в госпитале Кошен в Париже и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. После смерти художника почитательница его таланта Л. Панаева отправила его картины в Москву. Работы Н.Милиоти представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеях Парижа, Белграда, Софии, Праги и Мальмё. Архив художника хранится у его внучки Е. Милиоти в Москве.
Н.Н. Сапунов (1880-1912). Портрет Николая Милиоти. 1908 г.
Б. Кустодиев «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“». Слева направо: И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиев, И.Я.Билибин, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, К.С.Петров-Водкин, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский. 1916-1920 гг. Государственный Русский музей.
Б.Кустодиев. Портрет Н.Д. Милиоти. Эскиз к картине «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“». 1916 г.
Ида Гофман - "Голубая роза". Монография Москва, Издатедьство "Элизиум", 2000 г.
Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Милиоти, Николай Дмитриевич – Википедия.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/milioti-nikolay-dmitrievich/
3. Ида Гофман «Голубая Роза». Монография. Москва, Издательство «Элизиум», 2000 г.
4. http://artpoisk.info/artist/milioti_nikolay_dmitrievich_1874/bio/
5. https://artinvestment.ru/auctions/1272/biography.html