ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ КОЗЛОВ (1902-1946). ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД
Александр Николаевич Козлов (1902-1946). Портрет женщины в шляпке. 1920 г. Фанера, масло.
54,5 x 44,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Александр Николаевич Козлов (1902-1946) – русский советский живописец, график, театральный художник, педагог. Учился в Московских государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) у А.Е. Архипова (1918-1920) и во ВХУТЕМАСе у Д.П. Штеренберга (1920-1924). Член Общества станковистов (ОСТ, 1925-1932). Заслуженный художник РСФСР. В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме и «скатывании на позиции буржуазного искусства». Погиб в Москве в 1946 году в результате несчастного случая.
А.Н. Козлов (1902-1946). Цирковой артист в цилиндре. 1920 г. Фанера, масло. 55 x 45 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Александр Николаевич Козлов родился 8 августа 1902 года в Екатеринбурге. В 1918 году поступил в Московские государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ) в класс А.Е. Архипова. Любимыми учителями считал Рембрандта, Эль-Греко, Делакруа, Сезанна и Павла Кузнецова. В 1920 году продолжил обучение в московском ГСХМ- ВХУТЕМАСе в мастерской Д.П. Штеренберга. А.Н. Козлов жил и работал в Москве. Полученные знания от учителей помогли выработать собственное противоядие от эпигонства – свое чувство, своя интуиция очевидны в экспрессионизме Козлова. Его живопись пластична и эмоциональна. «Цирковой артист в цилиндре» и «Портрет женщины в шляпке» (оба 1920 г.) - работы раннего периода творчества художника. Объем в них построен цветом удивительно выразительно, цельно.
С 1925 года А.Н. Козлов - член и экспонент Общества станковистов (ОСТ). С 1931 года - член правления Общества.
А.Н. Козлов (1902-1946). За водкой. 1926 г. Бумага, тушь, перо. 23 х 25 см.
Галерея искусств СССР, Коллекция Михаила Арефьева.
«Картина» повторилась в 1985 году на волне горбачевской антиалкогольной кампании.
А.Н. Козлов (1902-1946). Восстание. Рисунок к одноименной картине. 1927 г. Бумага, тушь, перо.
37,5 х 46 см. Галерея искусств СССР, Коллекция Михаила Арефьева.
А.Н. Козлов (1902-1946). Восстание. Рисунок к одноименной картине.
1927 г. Бумага, тушь, перо. 37 х 25 см. Галерея искусств СССР,
Коллекция Михаила Арефьева.
А.Н. Козлов (1902-1946). Суд. 1926-1927 гг. Бумага, карандаш. 28,3 х 35,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В рисунке «Суд» А.Н. Козлова с присущей художнику силой экспрессии, простым языком линий высказаны мрачные пророчества, обернувшиеся через 10 лет трагической явью.
А.Н. Козлов (1902-1946). Арест Временного правительства. Эскиз. 1927 г. Холст, масло. 80 х 65 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Картина сделана по заказу Совнаркома к 10-летнему юбилею Октябрьской революции.
А.Н. Козлов (1902-1946). А.Н. Козлов (1902-1946). Городской пейзаж. 1920-1930-е гг. Бумага, акварель.
35 х 42,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г.
В начале 1930-х годов А.Н. Козлов подвергся обвинениям в формализме и в «скатывании на позиции буржуазного искусства». Доклад главного «обвинителя» молодых художников О.М. Бескова прозвучал 19 июня 1933 г. в МОСХе, а затем был срочно напечатан в редактируемом им журнале «Искусство» (1933, №3). Но А.Н. Козлов продолжал активно работать, сохраняя приверженность экспрессивной манере. Его картину «Трактористы» критики обругают «Куклусклановцами». Картина будет отправлена ВОКСом в длительное путешествие на выставки за границей, где ее кто-то купит и следы ее затеряются.
В 1930-1941 гг. А.Н. Козлов преподавал в Московском художественном техникуме и Институте повышения квалификации художников при Наркомпросе. Создавал эскизы костюмов и декорации для театра. Удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР».
А.Н. Козлов (1902-1946). Танцовщица. 1931 г. Бумага, графитный карандаш. 30 х 21,5 см.
Галерея искусств СССР, Коллекция Михаила Арефьева.
А.Н. Козлов (1902-1946). Москва-река. 1933 г. Холст, масло. 69 х 90 см. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Н. Козлов (1902-1946). Мост через Яузу. 1934 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Государственная Третьяковская галерея.
А.Н. Козлов (1902-1946). Москва. Парк культуры и отдыха. 1935 г. Холст, масло. 90 х 99,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Картина А.Н. Козлова «Старая уходящая Москва», экспонированная в 1932 г. в Ленинграде на выставке «Художники РСФСР за XV лет» не сохранилась. А вот «Парк культуры» (ГРМ), написанный год спустя, картина о том, что приходит «новое», хотя нет здесь и ни одной детали, указующей «вот новое». Образ «начала» заложен в ткани живописи, в ее возникновении из «ничего», колебании эфира, дыхании форм. Конечно, это состояние свежего утра – часа погоды, освещения и т.д. Но это гораздо шире – состояние мира, миг рождения» (О.Ройтенберг, стр. 281)
А.Н. Козлов (1902-1946). Весна. Городской пейзаж. 1930-е гг. Бумага, накл. на фанеру, масло. 36 х 45,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
А.Н. Козлов (1902-1946). Летом в парке. 1930-е гг. Картон, масло. 41 х 34 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», 23 ноября 2019 г. Эстимейт 142.000 - 162.000 руб.
Лот не продан.
А.Н. Козлов (1902-1946). Автопортрет. 1945 г. Холст, масло. 57 х 47,4 см.
Государственная Третьяковская галерея.
С середины 1920-х годов А.Н. Козлов участник выставок: 1-й (1925), 2-й (1926), 3-й (1927) выставок ОСТа. Участвовал во многих международных выставках советского искусства за рубежом: Выставке немецких художников (1928, Берлин), Художественно-кустарной выставке СССР (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт), «Современное русское искусство» (1930, Вена), выставке советского искусства (1930, Берлин), XVII Венецианской биеннале (1930), первой выставке изобразительного искусства СССР (1930, Стокгольм, Осло, Берлин). Экспонировал свои работы на выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933, Ленинград; 1933–1934, Москва, где количество работ Козлова было значительно сокращено по сравнению с ленинградской выставкой).
А.Н. Козлов (1902-1946). Эскиз костюма дамы в красном платье. 1930-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. 39,7 х 29 см. Частное собрание.
А.Н. Козлов (1902-1946). Дама с шифоном. Бумага, акварель, карандаш. 1930-е гг.
38 х 29,8 см. Частное собрание.
А.Н. Козлов (1902-1946). Соревнование на военном заводе. 1942 г.
А.Н. Козлов (1902-1946). Двойной букет. 1945 г. Холст, масло. 100 х 125 см. Государственная Третьяковская галерея.
Картина «Двойной букет» экспонировалась на выставке «Мир Пастернака» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1989 году.
А.Н. Козлов (1902-1946). Натюрморт. Бумага, масло. Художественно-мемориальный музей
К.С. Петрова-Водкина - филиал Саратовского государственного художественного музея
им. А.Н. Радищева.
Александр Николаевич Козлов погиб 20 августа 1946 года в Москве в результате несчастного случая.
В 1945 году состоялась первая (прижизненная) персональная выставка А.Н. Козлова в Москве и в 1967 году (посмертная) в Центральном доме литераторов в Москве.
Коллективные (посмертные) выставки А.Н. Козлова: 1977 – Московский дом художника (МДХ); 1979 – совместно с Т.А. Покровской (Москва, Гос. Литературный музей); 1982 - 50 лет МОСХа; 1982 - Новые поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина; 1989 - Мир Пастернака (ГМИИ им. А.С. Пушкина); 1989 - Выставка автопортретов (МОСХ, МДХ); 1990 - 30-е годы. (Третьяковская галерея); 1991 – Выставка из собрания музея Нукуса (Русский музей); 1992 - 20-30-е годы (МОСХ, ЦДХ).
Творчество А.Н. Козлова представлено в ряде музейных собраний, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный литературный музей и другие.
И в заключение, в качестве бесплатного приложения помещаю 3 (три) репродукции полного однофамильца А.Н. Козлова и замечательного русского живописца АЛЕКСЕЯ НИКИФОРОВИЧА КОЗЛОВА (1925, с.Трошино, Костромской обл. - 1977, Москва)
Алексей Никифорович Козлов (1925-1977).
Художник, которого в своё время критики-искусствоведы называли «костромским Ван Гогом». Признание к нему пришло после первой персональной выставки, состоявшейся в 1961 г. в Центральном доме архитектора. Его картины стали приобретать музеи (Костромы, Саратова, Пскова и Архангельска), а позже и зарубежные музеи, а также частные коллекционеры и ценители живописи, среди которых такие известные люди, как академик Петр Капица, авиаконструктор Олег Антонов, композиторы Арам Хачатурян и Никита Богословский, пианист Святослав Рихтер и др. За годы творческой жизни, у А.Н. Козлова состоялось в Москве больше десяти персональных выставок, о нём было снято 4 документальных фильма (два из них – зарубежными документалистами). Работы автора находятся во многих региональных музеях и в частных коллекциях.
А.Н. Козлов (1925-1977). Автопортрет в красном. 1972 г.
А.Н. Козлов (1925-1977). Моя родина. 1966 г. Холст, масло. 83 х 180 см.
А.К. Козлов (1925-1977). Околица. 1966 г. Холст, масло. 100 х 75 см. Аукцион СОВКОМ, Москва.
ИСТОЧНИКИ:
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни. 1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 70, 95-99, 203, 263, 273, 278, 290-292, 498-499.