• Авторизация


Без заголовка 19-04-2023 10:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Feigele Оригинальное сообщение

АРТПРОСВЕТ: Лучизм по-русски, или Все мы немного лучисты

АРТПРОСВЕТ:

Лучизм по-русски, или Все мы немного лучисты


Лучизм_001 (600x660, 492Kb)

Наталья Сергеевна Гончарова. Зеленый лес

Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чему мы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов.


Лучизм_002 (700x564, 542Kb)

Михаил Федорович Ларионов. Голубой лучизм, 1915

Лучистое искусство: откуда и куда

«Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же найти равного противника?! Будущее за нами», — пояснил, как обстоят дела на живописной арене, основатель лучизма Михаил Ларионов. Создатели четвертого измерения живописи — лучисто-энергетического — от скромности не страдали. И правильно, у них других достоинств хватало.


Лучизм_003 (250x377, 75Kb)
Изобретатель лучизма Михаил Федорович Ларионов

Лучизм_004 (250x389, 29Kb)
«Мишень» – первая выставка лучистов, 1913

Впервые «луч лучизма» мелькнул в 1909 году — на выставке в Московском Обществе свободной эстетики была представлена картина Михаила Ларионова «Стекло».


Лучизм_005 (652x700, 672Kb)
Михаил Федорович Ларионов. Стекло, 1912

Что вышло из лучизма? Да весь абстракционизм, по крайней мере, русский. Что ему предшествовало? Считается, что самым первым провозвестником будущего лучистого искусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году. Тот самый Тернер, предвосхитивший будущие направления, наполнивший туманы Альбиона такой цветовой страстью, что из них, туманов этих, вышли и импрессионисты, и постимпрессионистыи, что в данном случае актуально, — лучисты.


Лучизм_006 (700x310, 216Kb)

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Парк в Петворте, на заднем плане Тиллингтонская церковь, 1830


Лучизм_007 (700x533, 441Kb)
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Пожар в здании парламента
16 октября 1834 года, 1835
 
Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает художник Павел Мансуров, хорошо знавший Ларионова. Он рекомендует искать первые ростки будущего лучизма у Врубеля. Известно, что Ларионов в молодости некоторое время работал под его руководством. Конечно, прямых цитат из Врубеля мы в лучизме не найдем, а вот отголоски — вполне.


Лучизм_008 (434x700, 286Kb)
Михаил  Врубель. Царевна-Лебедь, 1900

Лучизм_009 (700x384, 441Kb)
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий, 1890

Лучизм среди других авангардных течений

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться, чем отличается лучизм от прочих -измов тех лет.

Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей, заявил Ларионов. Он мечтал, что когда-нибудь даже будет создан прибор, который позволит оценить, насколько сильно любящие друг друга любят…

В отдельный раздел выделен так называемый «реалистический лучизм», в котором предмет служит точкой опоры.


Лучизм_010 (700x468, 492Kb)
Михаил Федорович Ларионов. Лучистые линии, 1911

Лучизм_011 (442x604, 273Kb)
Наталья Гончарова. Портрет Михаила Ларионова

Если «Лучистые линии» Ларионова (вверху) — чистая абстракция, то написанный Натальей Гончаровой лучистый портрет Ларионова опирается на вполне даже определенный объект.

Лучисты признавали кубизм, футуризми орфизм, полагая лучистую живопись вершиной художественного искусства и синтезом этих направлений.

Лучизм — это изображение ощущаемых художником лучей. И тут мы еще дальше отходим от так называемой «объективной реальности», потому что это не просто лучи вместо предмета, здесь нет претензии даже на «лучистую объективность» — это лучи, увиденные художником, то есть впечатления художника. Что и позволило Маяковскому определить лучизм как кубистическую версию импрессионизма. Иными словами, лучизм — впечатление художника от действительности, выраженное с помощью изображаемых им лучей.

Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры, присущей кубизму, и водоворота ощущений, впечатлений, который родом из импрессионизма.


Лучизм_012 (547x700, 525Kb)
Пабло Пикассо. Сидящая обнаженная

Лучизм_013 (488x700, 442Kb)
 Михаил Ле-Дантю. Женский портрет

Лучизм_014 (700x561, 604Kb)
Винсент Ван Гог. Шелковица

Лучизм_015 (700x640, 610Kb)
Михаил Ларионов. Дерево

Лучизм — это кубистическое толкование импрессионизма, считал Владимир Маяковский.

Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность, сочность цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование
энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это, безусловно, не объем. Но это и не плоскость, как в неопримитивизме, и не наложение плоскостей, как в орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу, и на выходе создается объемное пересечение плоскостей.


Лучизм_016 (700x672, 599Kb)
Михаил Федорович Ларионов. Петух и курица, 1912

«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой», — такое определение дал сам Ларионов.

При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова, более многообразны в смысле формы, ее лучи — не непременно именно лучи, они могут создать округлые дуги, изгибаться, вносить глубину и объем в холст.


Лучизм_017 (440x700, 425Kb)
Наталья Сергеевна Гончарова. Ткач, 1913

Лучисты перестали бороться со старым искусством, и именно в этом видели основное своё отличие от «бубновалетовцев». Они не противопоставили старому новое, а создали вообще другую сферу. Как сказали бы современные бизнес-коучи — покинули алый океан конкуренции и ушли в голубой океан возможностей, где конкурентов попросту нет. Ушли — чтобы наполнить картины сиянием своих лучей. Кстати, примерно в это же время фовист Морис Вламинк  во Франции скажет: «Я хотел сжечь моим кобальтом и киноварью Школу Изящных Искусств; я хотел выразить мои чувства кистью, не думая о том, что было уже написано…».

Зафиксированные лучистами постулаты сразу же были обозначены как непрерывно изменяющиеся и текучие. Ларионов в частности и теория лучизма в общем отрицали такое явление как объективно существующие идеалы. Картины скользят, лучи отражаются, всё ежеминутно меняется. Такое отношение у лучистов было не только к собственным творениям, но и к искусству в целом. Ларионов утверждал: «Нет вечной красоты. Если вы покажете „Мадонну“ Рафаэля какому-нибудь африканскому туземцу, он из нее сошьет сапоги, потому что она хорошо промаслена».

Лучистые выставки

Формальный век лучизма недолог. После промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова лишь на организованной обществом «Ослиный хвост» * выставке «Мишень» в 1913 году были представлены в том числе и лучистые картины. На выставке показали свои работы (созданные в разных стилях) Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю и Каземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко.

Затем последовала выставка 1914 года, под говорящим названием «Номер четыре: футуристы, лучисты, примитив». Собственно, это было последнее официальное мероприятие лучистов.

Впрочем, в том же году в парижской галерее Поля Гийома Гончарова и Ларионов выставляли среди прочих и свои «лучистые» работы. На этом официально лучизм и завершился. А фактически?

«Ослиный хвост»

Ларионов, Гончарова, Татлин, Малевич, Ле-Дантю и некоторые другие художники в 1910 году покинули общество «Бубновый валет» и организовали собственное движение, с названием еще хлеще — «Ослиный хвост». Первая выставка «Ослиного хвоста» состоялась в 1912 году. «Хвосты» не пожелали следовать за Западом, а избрали ориентиром Восток — причем в большей степени русский, чем загадочную Азию. «Ослиный хвост» на выставке «Мишень» провозгласил лучизм вершиной живописи. Впрочем, вскоре после выставки сообщество распалось. Помимо представления лучизма, заслугой «хвостов» является открытие миру грузинского самоучки-примитивиста Нико Пиросмани.  Единственная его прижизненная выставка — «Мишень».


Лучизм_018 (623x700, 537Kb)
Михаил Ле-Дантю. Гуляние в парке, 1913

Лучизм_019 (683x700, 532Kb)
Александр Шевченко. Лучистая композиция, 1914

 

Вышедшие из ларионовского луча

Если мы признаем, что именно лучи Ларионова стали трамплином, позволившим будущим русским абстракционистам оторваться от окружающей действительности, выйти за пределы пространства и времени, то получается, что лучизм — неиссякаемый источник для появления новых стилей и направлений, новых имен и новых кумиров.

Пожалуй, смысл любой статьи об искусстве не в том, чтобы дать все ответы, а в том, чтобы в итоге, отбросив полученные знания, зритель остался с картиной один на один и  почувствовал, что ведь всё может быть иначе. А потому, объявив Ларионова истоком русского абстракционизма, напоследок неожиданно представим альтернативное, нестандартное видение. Исследователь Николай Пунин полагал, что Ларионову были глубоко чужды как теоретизированное визионерство Кандинского, так и принципиальная беспредметность супрематизма Малевича. Исходя из этого, Пунин считает, что создание лучизма — не предметного, но при этом бесконечно связанного с природой, с жизнью, стало актом противопоставления рационализированной беспредметности кубизма и супрематизма и «явилось плодом очень тонких реалистических сопоставлений».

Лучизм: шпаргалка

Художники, работавшие в этом направлении: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Михаил Ле-Дантю, Сергей Романович, Александр Шевченко.


019_Гончарова_Лучистый пейзаж (576x700, 496Kb)
Наталья Сергеевна Гончарова. Лучистый пейзаж

020_Гончарова_Цветы 1912 (542x700, 423Kb)

Наталья Сергеевна Гончарова. Цветы


Дамы на бульваре. 1911 Александр Шевченко (602x700, 534Kb)
Александр Шевченко. Дамы на бульваре, 1911

Сергей Михайлович Романович. Букет с одуванчиком (429x640, 338Kb)

 Сергей Михайлович Романович. Букет с одуванчиком

Ну вот, теперь и Вы — эксперт лучизма. Не бойтесь увидеть признаки лучизма в работах, которые относят к кубизму или футуризму — авангардисты не боялись смешивать и взбалтывать свежеизобретеные стили. Но не считайте лучизмом изображения на рентгеновских пленках или образцы векторной компьютерной графики.

В 2008 году лучи с натюрморта "Цветы" Натальи Гончаровой превратились в лучи славы — на лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой художницей на тот момент.

Заглавная картина Натальи Гончаровой "Зеленый лес" словно смеется над нашими попытками понять, что же такое лучизм, и представляет собой как чистую абстракцию, так и заявленный в названии зеленый лес.

Автор: Алена Эсаулова

 

Серия сообщений "АРТПРОСВЕТ":
Часть 1 - АРТПРОСВЕТ: Лучизм по-русски, или Все мы немного лучисты
Часть 2 - АРТПРОСВЕТ: Альберт Гийом (1873-1942), французский художник
Часть 3 - АРТПРОСВЕТ: Андерс Леонард Цорн, выдающийся шведский художник (18 февраля 1860 – 22 августа 1920)
...
Часть 11 - Так что же на самом деле обозначают известные картины?
Часть 12 - АРТПРОСВЕТ: «Бубновый валет», или Откуда родом русский авангардизм
Часть 13 - АРТПРОСВЕТ: Пуантилизм - точка в деле неоимпрессионизма
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Тагетис - Дневник Тагетис | Лента друзей Тагетис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»