«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» АНТОНИНЫ ФЁДОРОВНЫ СОФРОНОВОЙ (1892-1966). ЧАСТЬ I
Антонина Фёдоровна Софронова (1892-1966). Фотография 1936 г.
Антонина Фёдоровна Софронова (1892-1966) - русский художник, живописец, график, пейзажист, мастер портрета, книжный иллюстратор, педагог. Софронова - одна из самых известных женщин-художниц ХХ века, прошедшая путь от «Мира искусства», сезаннизма, «Бубнового валета» через конструктивизм - к собственному стилю лирической живописи и графики, развивающему традиции французского постимпрессионизма. Творчество Софроновой – уникальный пример независимости в условиях тоталитарного советского государства с его нормативной эстетикой соцреализма.
1. В.Ф. Софронов – отец художницы. 2. А.Н. Софронова – мать художницы.
Антонина Фёдоровна Софронова родилась 1 марта (14 марта по новому стилю) 1892 года в селе Дросково Орловской губернии в семье земского врача Фёдора Васильевича Софронова (1859-1936). Мать – Александра Николаевна, урождённая Кулакова (1862-1919). Сёстры: Елена Фёдоровна Пумпянская (1884-1960) - педагог; Лидия Фёдоровна Сафронова (1888-1980) – актриса (псевдоним Ирнина) и переводчица; Евгения Федоровна Ильина (1900-1984) – биолог. В некоторых источниках фамилия художницы равнозначно пишется через А (Сафронова).
На снимке (слева направо): Татьяна Биркина, сестры Софроновы Елена, Лидия, Антонина. Фотография 1911 г.
В 1902-1909 гг. Антонина Софронова училась в Коммерческом женском училище Н.Н. Володкевича в Киеве, которое окончила с Золотой медалью. В 1909 году семья переезжает в Орёл, где Софронова учится в музыкальной школе. В 1910 году Софронова уезжает в Москву, где поступает в художественную школу Ф.И. Рерберга.
Антонина Софронова. Фотография г.Орел, 1910 г.
В 1913-1917 гг. Софронова учится в Студии живописи и рисования И.М. Машкова. В Студии Машкова в 1913 г. Антонина познакомилась с художником Генрихом Блюменфельдом (в крещении Андрей, 1893-1920), за которого вышла замуж осенью 1915 г., а затем родила дочь Ирину, ставшую художником и популяризатором творчества Софроновой и художников её круга – в историю искусств она вошла как И.А. Евстафьева (1917 Орёл - 2001 Москва). (О художнике Блюменфельде см. мой пост Русский американец)
Получив в молодости блестящее художественное образование сначала в школе Рерберга, затем в Студии Машкова, она уже в 22 года в 1914 году дебютирует с картиной «Nature morte» (кат. № 139) на престижной выставке общества «Бубновый валет», эстетике которого следовала в ранних работах. А в 1917 году принимает участие в выставках объединения «Мир искусства» в Москве, где выставляет две работы под названием «Вечер» (кат. № 254, 255). В том же году экспонировала свои работы на 23-й выставке Московского товарищества художников в Москве.
Лидия Софронова и Антонина Софронова. Москва, 1913 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Обнаженная. 1913 г. Бумага, карандаш. 26,5 х 20 см.
Аукционный дом «Город муз», Москва, 2018 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Лежащая обнаженная». 2. Стоящая обнаженная». Оба рисунка из альбома студии
И. Машкова. 1913 г. Бумага, графитный карандаш, 42,5 х 26 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет дамы с лисой на плечах. 1913-1917 гг.
Собрание Ю.М. Носова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет натурщика в кафтане. 1913-1917 гг.
Холст, масло. 80 х 66 см. Частное собрание Мильмана.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Мужик с бородой. 1913-1917 гг.
Холст, масло, 50 х 33,5 см. Из собрания Ю.М. Носова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Натюрморт с медным кувшином. 1916 г. Холст, масло. 61 х 79 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Душистый табак. 1919 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Автопортрет. 1919 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Ирина. 1919 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Два дерева. 1919 г. Холст, масло. 61,2 х 48,2 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.Ф. Софронова (1892-1966), М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная. 1920-1921 гг.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Обнаженный натурщик.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Натурщик. 1920 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Натюрморт с палитрой. 1920 г.
Ростовский областной музей изобразительных искусств.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Эскиз к живописному пейзажу. 1919 г. Бумага, уголь. 12 х 17,5 см.
Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Кубистическая сцена. 1920 г. Бумага, уголь.
24,5 х 18,5 см. Аукцион HVMC - Hôtel des Ventes de Monte-Carlo, Монако, 2018 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Конструктивная композиция. 1920 г. Бумага, уголь.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И В Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Конструктивная композиция. Бумага, тушь, перо. 1920 г.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И В Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Антонина Софронова. Фотография 1914 г.
В 1917 году Антонина Софронова вступает в профессиональный Союз художников-живописцев в Москве. В 1919-1920 гг. преподаёт рисование в общеобразовательных школах Орла и Орловской губернии, в родной деревне Дроскове выполнила серию набросков углем на сельские мотивы. В 1920-1921 гг. вместе с художником Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым (1885-1947) преподает живопись и рисунок в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. М.К. Соколов стал ее творческим единомышленником и другом на долгие годы. В эти годы было значимым общение и совместная работа в Твери с искусствоведом и теоретиком русского авангарда Николаем Михайловичем Тарабукиным (1889-1954), который там читал лекции по истории искусства. В основу преподавания был положен принцип анализа современных течений в живописи. В мае 1921 г. состоялась выставка студентов и преподавателей тверских мастерских – живопись, рисунки, абстрактные геометрические рельефы, которая вызвала возмущение местных властей и художников-традиционалистов. И хотя она в духе времени называлась политически спекулятивно «Буржуа на карачки», Софронова, Соколов и Тарабукин со скандалом были уволены из мастерских.
Еще в Твери А.Ф. Софронова увлеклась конструктивизмом, где начинает удивительную лирическую серию конструктивных рисунков (до 1923 г.). Серия резко отличается от обычных для тех лет рациональных геометрических композиций. В 1921 г. создала в этом стиле шедевры («Автопортрет» 1921, холст, масло; «Портрет М.К. Соколова» 1920-1921, бумага, карандаш).
А.Ф. Софронова и М.К. Соколов с учениками. Тверь. Государственные тверские мастерские.
Фотография 1921 г.
Михаил Ксенофонтович Соколов (1885-1947) - русский и советский художник. Арестован 26 октября 1938 г. Осуждён по статье 58 (пункт 10) и приговорён к 7 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал на станции Тайга. Был досрочно освобождён из лагеря в 1943 г. в связи с тяжёлым состоянием здоровья. Добиться снятия судимости и восстановления в МОСХе Соколову не удалось. Умер в 1947 г. от рака желудка.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. Картон, темпера. 36 х 26,5 см.
Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет М.К. Соколова. Тверь. 1921 г.
Бумага, карандаш. 21 х 17,5 см. Собрание Романа Бабичева.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет. 1921 г. Бумага, уголь. 22,5 х 17,5 см.
Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Автопортрет. 1921 г. Бумага, уголь. 32 x 21 см.
Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Женщина в платке. 1920-е гг. Бумага, акварель.
22 х 17,5 см. Modern Art Consulting.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Рисунок для журнала. 1920-е гг. Собрание Юрия Петухова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Эскиз эмблемы фирмы «Северо-Лес». 1920-е гг.
Бумага, тушь, перо. 18,5 x 18,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Журнальная графика (1). 1920-е гг. Собрание Юрия Петухова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Журнальная графика (2). 1920-е гг. Собрание Юрия Петухова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Журнальная графика (3). 1920-е гг. Собрание Юрия Петухова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Журнальная графика (4). 1920-е гг. Собрание Юрия Петухова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Журнальная графика (5). 1920-е гг. Собрание Юрия Петухова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Графика. 1920-е гг. Бумага, тушь.16х4,5 и 14х8 см.
Галерея «Веллум», Москва.
Антонина Софронова и В. Шлезингер. Фотография Москва, 1914 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Геометрическая абстракция с буквами. 1922 г.
Бумага, смешанная техника. 22,9х15,9; 48,3х40,5 см. (рама).
Аукцион Eldred's, Восточный Деннис, штат Массачусетс, США, 2016 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Эскиз трехмерного рекламного панно ЦК союза текстильщиков.
1922-1925 гг. Бумага, гуашь, тушь, коллаж. 30 х 20 см. Галерея Гмуржинска, Кёльн.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Геометрическая фигура. 1922 г. Бумага, тушь. 24 х 27,2 см.
Аукцион Koller Auctions, Цюрих, Швейцария, 2009 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Конструктивная композиция. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо.
21,2 x 20,1 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И В Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Картон, акварель, тушь. 35,6 х 22,9 см. Аукцион Arus Auctions, Мальборо,
штат Массачусетс, США.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Конструктивная композиция. 1920-е гг.
Бумага, смешанная техника. 43 х 31 см.
А.Ф. Софронова. Фотография 1916 г.
В 1921 году Антонина Софронова обосновалась в Москве на ПМЖ. В 1923-1927 гг. годов сотрудничает с журналами «Красная нива» и «Клуб», создавая иллюстрации и заставки, а также иллюстрирует книги для различных издательств. В острохарактерных зарисовках быта эпохи НЭПа чувствуется влияние гротескной графики немецкого экспрессионизма, особенно Отто Дикса (1891-1969).
Биография А.Ф. Софроновой исполнена сдержанного достоинства. После яркого старта в революционные годы, после блистательных выступлений на выставках 1920-х годов – многолетняя, безостановочная работа «в стол», без всяких попыток подстроиться под советские вкусы. В буквальном смысле Софронова перебивалась с хлеба на воду, бралась за ретушь фотографий и копирование картин, чтобы только не впускать в собственное творчество гнилой «заказухи».
А.Ф. Софронова (1892-1966). Автопортрет. 1921 г. Холст, масло. 57 х 53 см.
Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Абстрактная композиция. 1921 г.
Бумага, смешанная техника. 26 х 15,5 см. Аукцион Ventre Art Russe,
Париж, ноябрь 2018 г. Эстимейт 800 – 1000 евро.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Без названия. 1921 г. Панель, масло. 29,2 x 21 см.
Аукцион Artprice.сом.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Работницы. 1921 г. Бумага, уголь. 21,8 х 17,8 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И В Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Обнаженная. 1921 г. Бумага, уголь. 22,6 х 18 см. Частное собрание.
2. Обнаженная. 1921 г. Бумага, уголь. 22,7 х 18,2 см. Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Сидящая обнаженная. 1921 г. Бумага, уголь. 22,5 х 18, 5 см. Аукцион HVMC - Hôtel des Ventes de Monte-Carlo, Монако, 2018 г. 2. У зеркала. 1922 г. Бумага, уголь. 20,3 х 15,2 см. Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Супрематизм. Конструкция. 1921-1922 гг.
Бумага, гуашь, тушь, перо, кисть, чертежные инструменты. 22,5 х 18 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Супрематизм. Конструкция. 1921-1922 гг.
Бумага, тушь, акварель, перо, кисть, чертежные инструменты. 18 х 16,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Конструктивная композиция. 1922 г. 2. Конструктивная композиция. 1922 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Конструктивная линейная композиция. 1920-е гг. Бумага, акварель. 20,9 x 8.2 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И В Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
2. Конструктивная композиция. 1921-1922 гг. Бумага, уголь, карандаш, мел. 38 х 15 см.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Конструктивная композиция. 1922 г. 2. Конструктивная композиция. 1922 г. Бумага, цветная и черная тушь. 21,2 х 18,5 см. Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Конструктивная композиция. 1922 г. Бумага, тушь, гуашь. 25 x 19,5 см. Аукцион Bonham’s, Лондон, 2005 г. 2. Супрематическая композиция без названия. 1922 г. Бумага, акварель, гуашь. 25,2 x 19,8 см. Аукцион Bonham’s, Лондон, 2004 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Конструктивная композиция. 1925 г. 2. Абстрактная композиция. 1922 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Композиция. 1924 г. Бумага, акварель. 34,5 x 24,5 см. Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2018 г. 2. Районизм. Композиция. 1924 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Композиция. 1922 г. 2. Конструктивная композиция. 1922-1925 гг.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Абстрактная композиция. 1920-е гг. Бумага, акварель. 26 x 19 см. Аукцион Leclere-Maison de ventes, Марсель, 2011 г. 2. Абстрактная композиция. 1920-е гг. Бумага, акварель. 27,2 x 20,2 см. Аукцион AUCTIONeVENTE SAS, Париж, 2010 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Кубистическая композиция. 1922 г. 2. Кубистическая композиция. 1922 г.
Бумага, гуашь. 39 x 24 см. Аукцион Cornette de Saint-Cyr, Париж, 2017 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Абстрактная композиция. 1920-е гг. Бумага, смешанная техника. 30 x 40 см.
Аукцион DVC, Гент, Бельгия, 2019 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Геометрическая композиция. 1922 г. 2. Композиция. 1922 г. Бумага, акварель. 24,8 х 24,8 см. Аукцион Sarasota Estate Auction, Сарасота, штат Флорида, США, 2016 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Абстрактная композиция. 1920-е гг. 2. Абстрактная композиция с оранжевым и черным. 1920-е гг. Обе - Бумага, акварель, гуашь. 27,9 х 19 см. Аукцион Arus Auctions, Мальборо, Массачусетс, США, 2014 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). 1. Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Бумага, акварель, гуашь. 27,9 х 19 см. Аукцион Arus Auctions, Мальборо,
штат Массачусетс, США, 2014 г.
1. Абстрактная композиция. Бумага, акварель. 1920-е гг. 2. Абстрактная композиция. Картон, смешанная техника. 43,1 x 34,2 см. Аукцион Trinity International Auctions & Appraisals, LLC, Эйвон, штат Коннектикут, 2017 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Сидящий конструктивный персонаж.
Бумага, смешанная техника. 27 x 18 см. Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Конструктивный персонаж.
Бумага, смешанная техника. 28 x 18 см. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.Ф. Софроновой. Начало 1920-х гг.
Возвратившись в Москву А.Ф. Софронова недолго работает инструктором по ИЗО в Политуправлении Московского военного округа, а с осени 1922 г. ведет живописные мастерские в Пролеткульте. Она делает обложку к полемической книге Николая Тарабукина «От мольберта к машине» (1923) и по заказу Я.А. Тугендхольда заставки для журнала «Красная нива». Вместе со студийцами исполняет плакаты для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года и к 1 мая 1924 г. – конструкцию на Лобном месте на Красной площади.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Николай Тарабукин «От мольберта к машине».
Книжная обложка. 1923 г. Бумага, акварель, тушь, 22,5 х 15,4 см.
А.Ф. Софронова (1892-1966). «За лимоны потрафлять мы не стали падки -
ГПУ того ни глядь наведет порядки!». Рисунок для журнала. 1920-е гг.
Бумага, акварель, тушь, 30 х 20,3 см.
Большое впечатление на Софронову произвела Первая всеобщая германская выставка (1924 г., Москва-Саратов), и в особенности графика Георга Гросса. Под впечатлением от выставки она создает выразительную экспрессивных серию рисунков «Типы московских улиц» (1924-1925). Но главное для нее примерно с 1927 года лирические пейзажи Москвы, отчасти перекликающиеся с парижскими пейзажами Альбера Марке.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Красная неделя. Журнальная заставка. 1924-1925 гг.
Бумага, тушь, перо, 10,7 х 22,8 см.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Пейзаж. 1922 г. Холст, масло. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И В Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Московский переулок. Выходной.
Холст, масло. 58 х 38 см. Сайт «Прошлый век».
А.Ф. Софронова (1892-1966). Обрыв (Купание в сумерках). Середина 1920-х гг.
А.Ф. Софронова (1892-1966). В окрестностях. Середина 1920-х гг.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Дросково. Огороды. 1924 г. Бумага, уголь. 21,3 х 26,5 см.
Modern Art Consulting.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Автопортрет. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо. 24 х 18 см.
Галерея «Веллум», Москва.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Дружки. Из серии «Типы московских улицы». 1924 г.
Бумага, уголь. 28,3х26,8 см. Modern Art Consulting.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Беспризорник с ложкой. Из серии «Типы московских улиц».
1924 г. Бумага, уголь. 35,8 х 30 см.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Из серии «Типы московских улицы». 1924 г.
Бумага, уголь. 21,6x17,7 см. Modern Art Consulting.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Баба с гусем. Из серии «Типы московских улицы».
1924 г. Бумага, уголь. 26,5х15,7 см. Modern Art Consulting.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Очередь за керосином. Серия «Типы московских улиц».
1924 г. Бумага, уголь. 48 х 35,7 см. Государственная Третьяковская галерея.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Зеленое пальто. Серия «Типы московских улиц».
1924-1925 гг. Бумага, тушь. 15 х 11 см. Галерея «Веллум», Москва.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Человек в очках на фоне толпы.
Серия «Типы московских улиц». 1924 г. Рисунок.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Беспризорник на бульваре. Из серии
«Типы московских улиц». 1925 г. Бумага, уголь. 35 х 25 см.
А.Ф. Софронова (1892-1966). В мясной лавке (Мясник). Из серии
«Типы московских улиц». 1925 г. Бумага, тушь, перо. 18 х 14,5 см. (лист).
Аукцион «Город муз», Москва, 2018 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет дамы в шляпе. Из серии
«Типы московских улиц». 1924-1925 гг. Бумага, тушь. 24 х 16 см.
Галерея «Веллум», Москва.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Женский портрет. Из серии «Типы московских улиц».
1925 г. Бумага, тушь. 35 х 25 см. Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Женский портрет. Из серии «Типы московских улиц». 1925 г.
Бумага, уголь, тушь, кисть, 35×31 см. Аукцион «Литфонд», Москва, 2019 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Мать и дитя. Из серии «Типы московских улиц». 1925 г.
Бумага, уголь. 35,5 х 30 см. Частное собрание.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет В.П. Малеевой. 1926 г. Собрание А.В. Петрова.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Девушка в тюрбане. 1928 г. Желтая бумага, тушь. 20 х 20 см.
Аукцион ADER – Nordmann& Dominique, Париж, 2010 г.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Из серии «Типы московских улиц». 1925 г. Бумага, уголь. 21,6 x 17,7 см.
Modern Art Consulting.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Иллюстрация к роману Леонида Леонова «Барсуки». 1927 г.
Бумага, тушь, перо, кисть, 22,7 х 24,7 см.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Иллюстрация к роману Леонида Леонова «Барсуки». 1927 г.
Бумага, тушь, перо, кисть, 22,8 х 30,2 см.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Москва (1). 1928 г. Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Москва (2). 1928 г. Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет девушки в лиловом. 1928 г.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московской обл.
Группа «Тринадцать». Фотография 1930 г.
К началу 1930-х гг. Антонина Софронова эволюционировала в сторону, сблизившую её с художниками группы «Тринадцать»: на смену жёсткому конструктивизму пришла импровизационная лёгкость рисунка и нежность тоновых цветовых решений, лиричность интонации – всё это было развитием эстетики французского постимпрессионизма. Первое время власти относились к этому направлению терпимо, но с учреждением в 1932 году Союза художников СССР и внедрением эстетики социалистического реализма, такое искусство оказалось чуждым советской идеологии – мастера «Тринадцати» были вынуждены работать по домам и не выставлять своих работ, или переквалифицироваться в книжных графиков. Некоторые члены группы «Тринадцать» погибли, подвергшись сталинским репрессиям...
ИСТОЧНИКИ:
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II, Л-Я Биографии. Стр. 362, 400-401.
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни.
1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 40, 43, 274-275, 314, 513, 528.