РУССКИЙ АВАНГАРДИСТ АЛЕКСЕЙ МОРГУНОВ (1884-1935). СОРАТНИК МАЛЕВИЧА
Отец Алексея Моргунова, художник Алексей Саврасов (1830-1897). Фото 1890-х годов - в период хронической алкогольной интоксикации.
Алексей Алексеевич Моргунов родился 9 (21 по новому стилю) октября 1885 г. в Москве. Отец - известный русский художник и пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897), мать - Екатерина Матвеевна Моргунова (1856-1920) - московская мещанка. Родители художника не состояли в официальном браке, поэтому он получил фамилию матери. В 1899 г. начал получать образование в Московском Строгановском художественно-промышленном училище (окончил в 1909 г.), также посещал литературно-художественные кружки и частные студии художников К.А.Коровина и С.В.Иванова. Дружил со скульпторами С.Т.Конёнковым и К.Ф.Крахтом. Посещал художественный кружок Крахта на Пресне, где собирались представители символизма – поэты, музыканты и художники.
В декабре 1906 г. принят в Московское товарищество художников (МТХ) и в 1907-1909 гг. участвовал в выставках общества. Там, вероятно, он познакомился с Казимиром Малевичем. С 1908 г. начал уже работать в неоимпрессионистической манере. Совершённая Моргуновым в 1909 поездка по Европе (побывал в Вене, Венеции, Брюсселе и Париже) стала стимулом для изучения истории искусства. Его особенно увлекли барбизонцы и Эдуард Мане. Вот первые живописные опыты авангардиста Моргунова и будущего соратника Казимира Малевича:
Женщина и солдат у самовара. 1905 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Осенний пейзаж. 1904-1905 гг. Бумага, акварель 17,4х12,7 см. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Пейзаж с деревом и сараем. 1905 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Парк с мужчиной на скамье. 1905 г. Бумага, акварель. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Деревенский пейзаж. 1905 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Венеция. Площадь Сан-Марко. 1909 г. Бумага, акварель. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Портрет молодого человека. 1910 г. Бумага, акварель, карандаш. Бумага, акварель. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
По возвращении из Европы он покинул МТХ и вероятно, около 1910 г. сблизился с М.Ф.Ларионовым и через него познакомился с Н.С.Гончаровой, В.Е.Татлиным и другими авангардистами. С этого момента начался неопримитивистский период творчества Моргунова, тяготевшего к фовизму («Мясная лавка». 1911 г.). Свои художественные приоритеты Моргунов определил следующим образом: «Изучение французов: Сезанна, Ван Гога, Матисса. Китайская живопись, персидская миниатюра, русский лубок, вывеска вызывали восторг. <...> разнообразный охват различных стилей и течений». Тогда же Ларионов пригласил Моргунова участвовать в первой выставке «Бубнового валета» (декабрь 1910 - январь 1911 гг.) и был отмечен критикой как «осторожный и старательный» художник. По некоторым сведениям - автор эмблемы «Бубнового валета» и первого плаката выставки общества.
Эмблема общества «Бубновый валет». 1910 г.
Это общество оформилось и получило название после первой выставки в декабре 1910 года, в которой приняли участие 37 художников. Помимо Моргунова членами "Бубнового валета" были так называемые московские «сезаннисты» П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, Р. Фальк, М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Машков, В. Рождественский. Общество основывалось на принципах таких авангардных направлений как сезаннизм, фовизм и кубизм, отрицая академическую живопись с ее реализмом. В 1912 г. часть живописцев «Бубнового валета», тяготевших к кубофутуризму и абстракционизму, выделились из этого объединения, создав собственную независимую группу «Ослиный хвост». В их число входил и А. Моргунов. Их идеей было объединить новейшие европейские течения в живописи с традициями русского народного примитивного искусства, лубка и иконописи. Кроме того, с 1911 г. художник также входил в группу «Бытие». А с 1912 г. Моргунов - член «Союза молодежи», в нескольких выставках которого он принял участие.
Базар. 1910-1911 гг. Холст, масло.
Дорога в лесу. 1910-1911 гг.
Кузьминки. 1911 г. Холст, масло 91х105,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
Под розовой тенью. 1911 г. Холст, масло. 101х142 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Мужской портрет (Чаепитие). 1910-е. Холст, масло. 132х103 см. Государственный Русский музей.
Сельский пейзаж. 1910-е. Холст, масло 71,5x71,5 см. Государственный Русский музей.
Танец. 1910-1911 гг. Холст, масло 75х51,5 см. Частное собрание.
Мясная лавка. 1911 г. Холст, масло 102,5x121 см. Государственный Русский музей.
Мясная лавка. 1911 г. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
Мясная лавка. Фрагмент. 1911 г. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
Цветы. 1911 г. Холст, масло 106х91 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Цветы. 1911 г. Фрагмент. Холст, масло 106х91 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Городской пейзаж с фигурой. 1911-1912 гг. Бумага, акварель 17,8х26,1 см. Частное собрание.
Красный пейзаж. 1912 г. Холст, масло.
С начала 1910-х Моргунов стал неизменным участником преобразований в искусстве. В его мастерской на Остоженке, 37, которую назвали «Моргуновкой», собирались левые художники и рисовали с натуры. Там работали Татлин, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Веснин и другие, бывал Малевич. Моргунов, как и Малевич, получил приглашение в качестве экспонента участвовать в выставке «Мира искусства» (декабрь 1911 г.), но в петербургской выставке общества, перевезённой из Москвы (январь-февраль 1912 г.), участвовал уже без Малевича.
В 1912 г. Моргунов вновь примкнул к группе Ларионова и стал экспонентом выставки «Ослиный хвост» (март–апрель) в новом выставочном помещении МУЖВЗ. Критика отмечала, что Моргунов отличается от других. Однако весной 1913 г. отказался принять участие в ларионовской «Мишени» и снова вернулся в «Бубновый валет» в качестве действительного члена общества. В начале 1913 г. вместе с М.В.Матюшиным, Малевичем, Татлиным и Д.Д.Бурлюком вошёл в «Союз молодёжи». Этому предшествовало участие в двух выставках объединения: в 1911 г. (апрель–май), когда критика отметила влияние Анри Ле Фоконье на его работы, и в 1912 г. (январь–февраль), когда он представлял группу «Ослиный хвост». Последняя выставка «Союза молодёжи», на которой экспонировались произведения Моргунова (а также Малевича), состоялась в ноябре 1913 - январе 1914 гг.; в феврале 1914 г. Малевич и Моргунов покинули «Союз молодёжи». Эти метания свидетельствовали об исканиях, в результате которых Моргунов самоутвердился как соратник и последователь Малевича, что стало началом их тесной дружбы и совместных футуристических акций.
Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913 г. Холст, масло 104,1x136,5 см. Институт искусств, Чикаго. США.
Николо-Угреши. 1913 г. Холст, масло 90,5х104,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
Стоящая фигура (авиатор). 1913 г. Холст, масло. 44,3 x 71,2 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Греция.
Стоящая фигура (с косой). 1913 г. Холст, масло. Государственный музей современного искусства, Салоники. Греция.
Мастерская авиатора. 1913 г. Холст, масло 50,5x36 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Греция.
Абстрактная композиция. 1913 г. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
1914 год проходит для Моргунова под знаком кубизма («Композиция». 1914 г. Слободской краеведческий музей; «Кубизм». 1914-1915 гг. Томский художественный музей). На выставке «Бубнового валета» (февраль–март) критика увидела в «опытах» Моргунова влияние «последних работ Пикассо». Искусствовед Я.А.Тугендхольд отнёс Моргунова к «русским пикассистам». Моргунов по поводу доклада Тугендхольда о футуризме публично заявил, что это вызвало у него «расстройство желудка», и назвал докладчика «дураком», за что был лишён слова и удалён из аудитории. 19 февраля Моргунов был исключён из «Бубнового валета». Вскоре Малевич написал О.В.Розановой: «…У него [Моргунова] великолепные работы, шедевры… Вчера я выступал с ним на диспуте “Бубнового Валета”, имели большой успех… “Бубновый Валет” был нами уничтожен, от Тугендхольда ничего не осталось, ничего, одни перчатки». Под влиянием Малевича Моргунов создавал работы в стиле алогизма, используя стилистику супрематизма («Композиция». Слободской краеведческий музей; «Чайная №5». Калужский художественный музей; «Композиция №1». Краснодарский краевой художественный музей. Все – 1915-1916 гг.). Одним из примеров алогизма Малевич считал картину Моргунова «Шаляпин идёт в баню» (не сохранилась). Малевич также называл Моргунова своим коллегой по феврализму. Февралисты заявляли о себе при помощи иррациональных методов, жестов, поступков. Московской публике они запомнились своим "парадом футуристов" на Кузнецком мосту 1 марта 1914 года. В этот день Моргунов и Малевич прошли по излюбленному месту прогулок буржуазной публики в Москве в пиджаках с красными деревянными ложками в петлицах. Этой акцией они хотели шокировать, эпатировать публику, и добились своего, в тот же день попав в заголовки газет.
«Союз молодежи» - Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева направо)
1 марта 1914 г.
Рисунок Алексея Моргунова. Текст Алексея Кручёных «Укравший ложку...». 1915 г.
Кубофутуристическая композиция с двумя головами. 1915 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Композиция с колесом (рулем). 1914 г. Холст, масло 52,2х50,4 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Греция.
Композиция. 1914 г. Холст, масло 80x72 см. Слободской краеведческий музей, Кировская область.
Натюрморт с гребнем. 1914 г. Холст, масло. 52,7x50,4 см. Государственный музей современного искусства, Салоники. Греция.
Кубизм. 1914-1915 гг. Доска, масло 35,5x31,2 см. Томский художественный музей.
Композиция. 1914 г. Бумага, акварель, гуашь. 58,4х43,2 см. Частное собрание.
Композиция № 1. 1915 г. Холст, масло 71х62 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Композиция № 2. 1915 г. Холст, масло 87 х 70 см.
Композиция. 1915 г. Картон, акварель, гуашь 48х32 см. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Чайная. 1914-1915 г. Бумага, акварель, карандаш 46,9x36,9 см. Частное собрание.
Чайная № 5. 1915 г. Холст, темпера 75х47 см. Калужский художественный музей.
Композиция. 1914-1915 гг. Картон, гуашь 57,5х43,5 см. Государственная Третьяковская галерея.
Кубистическая композиция. 1914-1915 гг. Картон, масло. 47,8x34 см.
Кубофутуристическая композиция с цифрой 11. 1915 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Кубофутуристическая композиция с цифрой 13. 1915 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Кубофутуристическая композиция с цифрой 14. 1915 г. Картон, темпера 33,5х46 см. Частное собрание.
Портрет. 1915 г.
Кубофутуристическая композиция с кружкой пива. 1915 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Композиция с крестьянином. 1915-1920-гг. Бумага, акварель, карандаш 16х20,5 см. Из коллекции Н.И. Харджиева.
Композиция № 4. 1915-1920 гг. Бумага, акварель, карандаш 14х18,5 см. Частное собрание С.И. Григорьянца.
Вид с балкона. 1915 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Композиция (с сапогом). 1915-1916 гг. Холст, масла 76x53 см. Слободской краеведческий музей, Кировская область.
Оборот Композиции. 1915-1916 гг. Холст, масла 76x53 см. Слободской краеведческий музей, Кировская область.
Композиция со скрипкой. 1915-1916 гг. Холст, масло, коллаж 70x62 см. Частное собрание.
Композиция с буквой Ю. 1915 г. Холст, масло 65х54 см. Государственный Русский музей.
После Октябрьской революции Моргунов активно включается в художественную жизнь. В ноябре 1917 г. служит в отделе пластических искусств при Комиссии по охране памятников искусства и старины. В апреле 1918 г. участвует в организации московской Коллегии и Отдела ИЗО Наркомпроса. Вошёл в состав коллегии, как совещательного органа отдела, и в сам отдел – в качестве заведующего школьным подотделом вместе с А.И.Ивановым и И.И.Машковым.
Недолгое время примыкал, посредством А.М.Гана и А.М.Родченко, к анархистам и привлёк Малевича. Публикует несколько статей в газете «Анархия». Но вскоре вновь идёт на государственную службу – в московскую Коллегию по делам искусств (весна 1918 г.) и становится заведующим сначала школьным, а затем подотделом художественного труда (весна 1919 г.). Участвовал в декорировании Москвы к празднику 1 мая 1918 г. Член Пролеткульта. В 1920-1921 гг. работал в закупочной и тарифной комиссиях Отдела ИЗО. В 1918-1920 гг. преподавал сначала в I, а затем во II Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). 11 сентября 1918 г. вошёл в состав Особого совещание по делам II ГСХМ вместе с Малевичем. Среди преподавателей числится представителем супрематизма. В июне 1920 г. выступал на Конференции учащих и учащихся искусству с докладом «Ось художественного образования».
Кубистическая голова. 1920-1929 гг. Частное собрание.
Автопортрет. 1918-1919 гг.
Кубофутуристическая композиция. Три фигуры. 1919 г. Дерево, масло 52х45 см. Частное собрание.
Кубофутуристическая композиция. Три фигуры. Фрагмент. 1919 г. Дерево, масло 52х45 см. Частное собрание.
Фигура. 1919 г. Холст, масло 58 x 38 см.
Без названия (Радио). 1920-е. Бумага, акварель, карандаш 22x16,6 см.
Композиция с кругами. 1920-е гг.
Эскиз обложки журнала «Интернационал искусства». 1920 г. 17,5x24,5 см. Частное собрание.
Эскиз композиции «Москвошвей. Фабрика № 26». 1920-е. Картон, смешанная техника 32 x 27 см. Частное собрание.
Мужчина и женщина. 1920-1930-е. Картон, масло 48х50 см. Частное собрание.
На рубеже 1910-1920-х гг. Моргунов практически полностью прекратил активную художественную деятельность, страдая от алкоголизма, унаследованного от отца. В 1918 г. он принимал участие в Московской Коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1920-е гг. был членом группы «Объективный анализ» Инхука в Москве, в 1918 году работал в тарифной и закупочной комиссиях. Помимо этого, он занимался и преподавательской деятельностью, в 1918-1920 гг. был профессором живописи в Государственных свободных художественных мастерских (бывшее Строгановское училище). В 1919 г. художник возобновил выставочную деятельность, приняв участие в Пятой государственной выставке картин в Москве.
Лодки. 1926 г. Фонд Харджиева, Городской музей Стеделийк, Амстердам.
Лодки на причале. Иллюстрация из каталога выставки 'Contemporary art of Soviet Russia'. Нью-Йорк, 1929 г.
Дерево. 1926-1927 гг. Холст, масло 71x80 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
Демонстрация. 1929 г. Холст, масло 61х89,5 см. Таганрогский художественный музей.
Зрители. 1929 г. Холст, масло 43,5х79 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
Сидящая женщина. 1929 г. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
Театральная площадь в Москве. 1931 г. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус.
С середины 1920-х годов Моргунов окончательно порвал с авангардом и экспериментальными формами искусства, в дальнейшем создавая работы в духе соцреализма и неоклассического стиля: («Шоссе Сочи-Сухум», «Хоста», «Туапсе. Нефтепровод», 1931 г. и др.). За последнюю работу подвергся несправедливой критике Н.Масленикова «…На третьей передвижной выставке нами не выделялись работы по обществам, группам, в основу был взят тематический принцип, применительно к отдельным участкам социалистического строительства… Пассивный протоколизм, это слепая подчинённость художника натуре, лишает его возможности в своём творчестве выразить характерные особенности советского завода, фабрики, где широко практикуется социалистическое соревнование, ударничество и т.п. По существу, работы и на этой выставке носят отпечаток пассивного протоколизма, вызывающие вполне естественный вопрос у зрителя «Какая разница между заводом капиталистическим и социалистическим?». В картинах и этюдах этого не передано…». В 1930-1933 гг. Моргунов продолжал общаться с Малевичем и поддерживал его в трудных бытовых обстоятельствах.
Алексей Алексеевич Моргунов, был младше Малевича на 5 лет, и разошедшийся с ним после «феврализма» 1915-го года и совместных выступлений 1918-го года, умер с ним в один год 15 февраля 1935 г.
Портрет (Автопортрет)
Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Моргунов, Алексей Алексеевич – Википедия.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/morgunov-aleksey-alekseevich/
3. https://ru-malevich.livejournal.com
4. Моргунов А. А. [Воспоминания] // Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. - Москва,
Издательство RA (Русский авангард). 1997 г. - Том I.
5. https://peoplelife.ru/196259
6. http://www.pv-gallery.ru/author/1484/Morgunov-A-A/
7. https://artinvestment.ru/auctions/15130/biography.html
8. http://www.artsait.ru/art/m/morgunov/main2.htm
9. http://w.histrf.ru/articles/article/show/morgunov_alieksiei_alieksieievich
10. http://www.avangardism.ru/aleksej-morgunov.html