Бронция Коллер-Пинель (1863-1954). Фотография, ок. 1900 г.
Бронция Коллер-Пинель (1863-1934) - талантливая австрийская художница и график первых десятилетий XX века, работавшая в стиле экспрессионизма и специализировавшаяся на портретах и натюрмортах. Член объединения Венский Сецессион. В то время, когда женщин не допускали учиться в Академии художеств, она уже выступала на выставках совместно с «Кругом Густава Климта».
Бронция (Бронислава) Пинелес (Пинель) родилась 25 февраля 1863 г. в городе Санок, в Галиции, на территории современной Польши, в сефардской еврейской семье, в которой было пятеро детей. Её отец, Саул Пинелес (1834-1903) был военным инженером (проектировщиком военных укреплений), мать - Хая (Клара) Херциг (1834-1910). В 1870 г. Бронция вместе со своей семьёй переехали в австрийскую столицу Вену. Здесь её отец занялся бизнесом и сменил фамилию на «Пинель». В возрасте 18 лет Бронислава брала частные уроки живописи в Вене под руководством скульптора Йозефа Рааба ( ? - 1883), а после его смерти в 1883 г. у Алоиса Делуга (1859-1930), одного из основателей Венского Сецессиона, который вскоре из него вышел. В 1907 г., будучи профессором венской Академии художеств, Делуг прославился тем, что отказал в приеме документов в Академию самому фюреру.
1. О. Томази. Портрет Алоиса Делуга. 1911 . Частное собрание, Больцано.
2. Алоис Делуг (1859-1930). Норны. 1894-1895 гг. Холст, масло. 354x223 см. (!) Частное собрание.
Но́рны - в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов.
Начиная с 1885 г. и в течение последующих пяти лет Бронция Пинель училась в «дамской» Академии художеств в Мюнхене, под руководством профессоров Людвига фон Гертериха (1856-1932) и Людвига Кюна (1859-1936). В 1888 г. состоялась её первое публичное выступление на Международной художественной выставке в Вене.
1. Людвиг фон Гертерих (1856-1932). Святой Георгий. Фрагмент. Стеклянный дворец, Мюнхен, 1891 г.
2. Людвиг фон Гертерих (1856-1932). Автопортрет. 1921 г.
1. Людвиг Кюн (1859-1936). Копия с фрески Рафаэля Санти (1483-1520) «Месса в Больцано», 1513-1514 гг.
Станцы д'Элидора, Ватикан.
2. Людвиг Кюн (1859-1936). Автопортрет. Рисунок.
Рафаэль Санти (1483-1520) Месса в Больцано. 1513-1514 гг. Фреска. Станцы д'Элидора, Ватикан.
После окончания курса Бронция приняла участие в художественных выставках в венском Доме художников в 1892 г., а также в Стеклянном дворце в Мюнхене в 1893 г. и Кунствейне в Лейпциге в 1894 г., где к ней пришел первый успех. В 1896 г., несмотря на возражения со стороны своей семьи, Бронция вышла замуж за физика, доктора Уго Колера (1867-1942). Муж Бронции был католиком, поэтому их дети воспитывались как христиане, но сама она вероисповедание никогда не меняла. Первоначально молодая семья жила в Зальцбурге, а затем в Нюрнберге, где родились ее дети, Рупперт (1896 г.р.) и Сильвия (1898 г.р.). Но вскоре, в 1902 г. семья вернулась в Вену. После этого Коллер-Пинель была принята в члены объединения Венский Сецессион. Художники Фридрих Кёниг и Эмиль Орлик покровительствовали Бронции в её начинаниях и преподали ей первые уроки гравюры на дереве.
В 1904 г. Бронция унаследовала дом в Обервальтерсдорфе. Вскоре семья переехала в него: особняк декорировали художники Венского Сецессиона Йозеф Хоффман и Коломан Мозер. В этом особняке Коллер-Пинель основала собственный салон, который приобрёл определённую популярность: его часто посещали художники Густав Климт (1862-1918), Коломан Мозер (1868-1918), Йозеф Хоффманн (1831-1904), Эгон Шиле (1890-1918), Фридрих Кёниг (1857-1941), Антон Файстауэр (1887-1930) и Альберт Пэрис Гютерсло (1887-1973), а также философ Зигмунд Фрейд (1856-1939), композитор Густав Малер (1860-1911) с женой Альмой и др. Бронция Коллер особенно тесно подружилась с группой Густава Климта и выставлялась вместе с ним в 1908 и 1909 гг. в Кунстшау. Благодаря дружескому контакту с Карлом Моллем, который в то время был художественным руководителем галереи Миетке (Miethke Gallery), там состоялась персональная выставка Бронции. С 1 апреля по 22 апреля 1911 г. было показано 14 ее картин.
Вторая половина дня с бабушкой (Nachmittag bei der Großmutter). 1890 г. Холст, масло. 73,6х60,9 см.
Частное собрание.
Портрет матери художницы. 1907 г. Холст, масло. 91х77,5 см. Музей Бельведер, Вена.
Натюрморт с чайником в стиле модерн. 1890-е гг. Холст, масло. 54х54 см. Частное собрание.
Девочка с куклой. 1894 г. Холст, масло. 135х76 см. Частное собрание.
Апельсиновая роща на французской Ривьере. 1903 г. Холст, масло. 95х196 см.
Музей Бельведер, Вена.
Священная кровь. 1900 г. Холст, масло. 64,5х50,5 см. Частное собрание.
Натюрморт с голубой вазой. 1904 г. Холст, масло. 56х46 см. Частное собрание.
Старые крыши (Вид на квартал Фрайхауз Вены). 1903 г. Гравюра на дереве. 60x48 см.
Городской музей Вены (Wien Museum)
Вид на крышу Венского театра из дома на Вайнсейльштрасе. 1903 г. Гравюра на дереве. 60x48 см.
Городской музей Вены.
Тюлень. 1903 г. Гравюра на дереве. 31,7х39,2 см. Частное собрание.
Мать художницы (The Mother of the Artist). 1903-1904 гг. Гравюра на дереве. 36,5x30,5 см. Частное собрание.
Спящий ребенок (Дочь художницы). 1903 г. Гравюра на дереве. Городской музей Вены.
Девушка с рыжими волосами. 1905 г. Цветная гравюра на дереве. 33x29 см.
Университет прикладных искусств, Вена.
Ева. 1900-е гг. Цветная гравюра на дереве. 25,8x22,5 см. Аукцион Dorotheum, 2018 г.
Сидящая обнаженная. 1905 г. Холст, масло. 85x68,7 см. Частное собрание.
Еженедельный рынок в Винер-Нойштадте. 1907 г. Холст, масло.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Дочь Сильвия Коллер с птичьей клеткой. 1907-1908 гг. Холст, масло. 100х100 см.
Собрание семьи Эйзенберг, Вена.
Райская птичка (Paradiesvogel). 1908 г. Цветная гравюра на дереве. 47 х 37 см.
Частное собрание.
Манок Хубертус. Гравюра на дереве. 18x25 см. Частное собрание.
Женщина с апельсинами. Японская бумага, гравюра на дереве.
Государственный колледж в Буффало, США.
Горе. 1908 г. Цветная гравюра на дереве.
Виолончелист Пабло Казальс (1876-1973). Японская бумага, гравюра на дереве. 28,1x27,5 см.
Аукцион Dorotheum, 9 октября 2018 г.
Большая сосна. 1908 г. Японская бумага, гравюра на дереве. 59 x 47 см.
Аукцион Dorotheum, 2018 г.
Арко II, Италия (Arco II). 1900-e гг. Гравюра на дереве. 29x39 см. Частное собрание.
Близ монастыря Хайлигенкройц, Вена. Гравюра на дереве в две краски. 31х42 см. Аукцион Dorotheum, 2014 г.
Крестьянки на пути в город. Гравюра на дереве.
Уборка хлеба. 1908 г. Холст, масло. 110x130 см. Музей Бельведер, Вена.
В 1908 г. в Вене состоялась выставка «Кунстшау» (Kunstschau 1908), посвященная 60-летию царствования императора Франца-Иосифа I (1830-1916). Выставка занимала 54 зала на площади 6,5 тысяч квадратных метров. Именно тогда министерство культуры Австрии приобрело знаменитую картину Климта «Поцелуй». На этой выставке картины Коллер также пользовались большим успехом: в одном зале была выставлена группа ее картин, а в другом - одна стена была посвящена ее гравюрам на дереве. Картина «Уборка урожая» написана в Обервальтерсдорфе, загородном имении семьи Коллер, и была приобретена императором Францом-Иосифом для музея Бельведер непосредственно с выставки 1908 г.
Густав Климт (1862-1918). Поцелуй. 1907-1908 гг. Холст, масло. 180x180 см.
Музей Бельведер, Вена.
Бронция Коллер-Пинель (1863-1954). Усадьба семьи Коллеров в Обервальтерсдорфе.
Другое место встречи было уже не в Вене, а в сонном Обервальтерсдорфе, расположенном примерно в 35 километрах от города. Именно здесь отец Бронции Саул владел небольшой текстильной фабрикой, которая после его смерти была перестроена и превращена в салон художницы и ее друзей, в том числе Йозефа Хоффмана и Коломана Мозера. Дискуссии в доме Бронции Коллер, как говорят, были живыми и легендарными. Среди художников, с которыми пара Коллеров поддерживала не только тесные контакты, но и оказывала им финансовую поддержку, был Эгон Шиле, который в конце мая 1918 г. за несколько месяцев до своей смерти написал большой портрет Уго Коллера и акварельный рисунок дочери Коллера Сильвии. Бронция Коллер, в свою очередь, написала портреты Эдит и Эгона Шиле. В том же 1918 г. от пневмонии скончался и Густав Климт.
Эгон Шиле (18901918). Портрет доктора Уго Коллера. 1918 г.
Эгон Шиле (18901918). Портрет Сильвии Коллер. 1918 г. Аукцион Sotheby's.
Бронция Коллер-Пинель. Портрет Эгона и Эдит Шиле. 1918 г. Холст, масло.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Бронция Коллер-Пинель. Портрет Эдит Шиле. 1918 г. Холст, масло. Частное собрание.
Художественное развитие Бронции Коллер-Пинель происходило под стилистическим влиянием Густава Климта, но она также была знакома и с международными, особенно французскими, тенденциями своего времени. Бронция испытала воздействие всех основных веяний модерна. Ее манера эволюционировала от импрессионизма в начале творческого пути, югендстиля до экспрессионизма и «Новой вещественности» в последние годы жизни. Наиболее значимо на Коллер-Пинель повлияли мастера французского постимпрессионизма, такие как Винсент Ван Гог и Поль Гоген. Очевиден след неопримитивизма: ее работы отличаются непосредственностью взгляда на окружающий мир.
Тематически она по преимуществу была сосредоточена на пейзажах, натюрмортах и портретах, но также неоднократно изображала и религиозные (преимущественно, христианские) темы. К последним относятся такие её работы как «Авраам и три ангела» и «Полёт» (местонахождение неизвестно). Последняя работа изображает Мадонну с ребенком, крестильным шрифтом, распятием и молитвенными бусинами. Это привело критиков к преждевременному предположению, что «Бронция Коллер, очевидно, считала себя евреем меньше, чем членом христианского культурного круга». Однако Бронция Коллер оставалась верна своей религии на протяжении всей своей жизни. Она оставалась верной в период нарастающей напряженности, когда беспорядки и антисемитские демонстрации были обычной практикой, когда ненависть к евреям была неотъемлемой частью политики, и когда антиеврейские разговоры перешли от общественной демагогии и семейных предрассудков в повседневную жизнь.
Авраам и три Ангела (Abraham und die drei Engel). Холст, масло. 65х81 см.
Автопортрет в синем платье. 1910 г. Холст, масло. 41,8х41,2 см.
Портрет Этки Херциг, сестры художницы (Etka Herzig, Schwester der Künsterlin).
Холст, масло. 27,9х27,9 см.
Молодая женщина с птичьей клеткой. 1910 г. Холст, масло. 80x80 см.
Собрание семьи Эйзенберг, Вена.
Портрет дочери Сильвии. 1914 г. Холст, масло. 66х91,4 см. Частное собрание.
Портрет художника Фраца фон Зюлова (Franz von Zülows, 1883-1963). 1910 г.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Гончарный рынок. 1910 г. Холст, масло. 141,3 x 141 см.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Натюрморт с фруктами и попугаем. 1910 г. Холст, масло.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Портрет Бронции Коллер-Пинель. Современнй фотомонтаж по фотографии 1900 г.
В 1913 году Бронция Коллер-Пинель вступила в новый Союз австрийских художников (Bund Österreichischer Künstler), основанный в 1906 г. Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом и др. после их выхода из Венского Сецессиона в 1905 г. Несмотря на художественные достижения Бронции, её критики и даже друзья называли «стигмой» и просто «талантливой женой выдающегося мужа». Как и все еврейские женщины-художницы своего времени, Бронция Коллер была в плену своей традиционной женской роли. Ее художественное творчество часто терпимо относилось к ее социальному положению. Несмотря на то, что она принимала участие в многочисленных национальных и международных выставках на протяжении всей своей жизни, ее никогда не принимали всерьёз среди ее коллег-мужчин, потому что она была женщиной и потому, что она была из богатой семьи и ей было всё дозволено.
Материнство. Бабушка, мать и ребенок (Mutterschaft. Grossmutter, Mutter und Kind).
1915 г. Холст, масло. 85х96 см.
1. Стоящая обнаженная. 1912 г. Холст, масло. 88х44,5 см.
2. Танцовщица. Холст, масло. 76,2х45,7 см.
Мариетта (Автопортрет?). 1917 г. Холст, масло. 107,5 x 148,5 см.
Собрание семьи Эйзенберг, Вена.
Обнаженная на черно-белом полосатом фоне. Холст, масло. 75х50 см. Частное собрание.
Сидящая обнаженная. Холст, масло. 73х54 см. Частное собрание.
Грация. Изящество, или Встань и иди (Grace. Gnade oder werden und vergehen). 1919 г.
Картон, масло. 26,5x40,3 см. Частное собрание.
В 1919 году Бронция Коллер участвовала в дебютной выставке группы «Водолей» в Зальцбурге. Она также лично принимала все важные решения по развеске своих картин на выставке «Особого союза» (Sonderbund) в галерее Миетке. Интересно сравнить картину 1912 года «Арко» Бронции с «Домом» (Das Haus Der Therese Krones In Dobling In Wien) Карла Молля (1912-1914 гг.) из Собрания Гросса, Вена. Написанные примерно в одно и то же время, как сходные возвышенные взгляды на улицу, насколько отличаются результаты буйного кипения красок и фолиантской палитры у Коллер и тонких оттенков красок Молла и его сдержанного реализма, но при этом каждый впечатляет по-своему. Среди близких друзей Бронции была писательница и философ с русскими корнями, муза Фридриха Ницше, Лу Андреас-Саломе (1861 Санкт-Петербург - 1937 Гёттинген), чей портрет написала Коллер. Брат Бронции Фридрих стал любовником Саломе и вся четверка часто отдыхала вместе.
Бронция Коллер-Пинель. Арко, Италия. 1910-1912 гг. Собрание семьи Эйзенберг, Вена.
Карл Молль (1861-1945). Дом (Das Haus Der Therese Krones In Dobling In Wien) 1912-1914 гг.
Холст, масло. 60х60 см. Собрание Гросса, Вена.
Бронция Коллер-Пинель. Сидящая женщина. Портрет Лу Андреас-Саломе (1861-1937).
Холст, масло. 50,5x34 см. Частное собрание.
Автопортрет. 1919 г. Холст, масло. 79,5x95,5 см. Частное собрание.
Портрет дочери Сильвии Коллер. Холст, масло. 76х64 см. Частное собрание.
Портрет дочери Сильвии Коллер. Эскиз. Холст, масло. 78х62 см. Частное собрание.
Портрет сестер Сильвии и Этки.
Портрет мужа Уго Коллера. 1920 г. Холст, масло. Частное собрание.
Портрет Фридриха Экштейна. 1920-е гг. Холст, масло. 68х54,5 см.
Собрание Руперта Коллера, Бельгия.
Женский портрет. 1920-1925 гг. Холст, масло. 59x63 см. Частное собрание.
Женщина с вазой фруктов. 1921 г. Холст, масло. 68х56 см. Частное собрание.
Портрет Анны Юстины Малер (1904-1988), дочери композитора Густава Малера. 1921 г.
Холст, масло. 95х80 см. Собрание семьи Эйзенберг, Вена.
Анна Малер с попугаем. Репродукция любезно предоставлена Австрийской арт-сетью.
Первый портрет Анны, дочери Густава и Альмы Малер, написан Бронцией Коллер-Пинель в 1921 году. Анна была очарована художницей и вышла замуж в возрасте 16 лет за её сына Руперта. Тем не менее, брак с мужем, на 8 лет старше её, терпит неудачу буквально через несколько месяцев. В 1924 г. Анна выходит замуж за будущего известного композитора Эрнста Кшенека (1900-1991) и отправляется вместе с ним в Берлин изучать живопись в Академии художеств во дворце Шарлоттенбург.
Внутренний дворик (Hinterhof). 1925 г. Холст, масло. 62х50 см. Частное собрание.
Натюрморт с красным слоном. 1920 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Собрание Университета прикладных искусств, Вена.
Натюрморт с цветами в фиолетовой вазе, кувшином, блюдом и яблоками. 1925 г.
Холст, масло. 54х69 см. Частное собрание.
Натюрморт с попугаем в клетке. 1927 г. Холст, масло. 101,6х83,8 см. Частное собрание.
Автопортрет. 1929 г. Холст, масло. 70х60 см. Частное собрание.
Одной из визитных карточек Бронции Коллер-Пинель, которая в обществе считалась возмутительницей спокойствия, были картины обнаженной натуры: поскольку табу, запрещавшее женщинам учиться в художественных школах вместе с мужчинами, постепенно преодолевалось, Бронция уже нарушила следующее в данном случае, неписаное правило о том, что женщины не должны изображать обнаженные тела. Таким образом, обнаженные фигуры играли важную роль в творчестве художницы в течение многих десятилетий начиная с рубежа веков до ее «Обнаженной фигуры перед зеркалом», написанной в 1934 г. незадолго до смерти.
Автопортрет. 1930 г. Холст, масло. Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Автопортрет. Фрагмент. 1930 г. Холст, масло.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Женский портрет (Автопортрет?). Холст, масло. 68x55 см. Частное собрание.
Женский портрет. Холст, масло. Атрибуция.
Пианистка. Холст, масло. 67x62 см. Частное собрание.
Портрет профессора-валторниста Карла Штиглера (1876-1932). 1932 г.
Холст, масло. 92х73 см. Музей Бельведер, Вена.
Испанка. Фрагмент. 1930 г. Бумага, пастель 62,5х49 см. Частное собрание.
Женщина с голубым платком. Холст, масло. 65x65 см. Аукцион Dorotheum.
Женский портрет. Картон, масло. 43x33,5 см. Галерея Колхаммер и Марингер
(Kolhammer & Mahringer), Вена.
Этюд световых форм (Lichtgestalt Studie). 1934 г. Картон, масло. 34,7x48,2 см.
Аукцион Dorotheum.
Сидящая обнаженная. 1927 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Обнаженная на коленях. 1934 г. Холст, масло. 44 x 34,5 см.
Аукцион im Kinsky Auktionshaus, Вена.
Обнаженная перед зеркалом. 1934 г. Холст, масло. 64x48 см.
Аукцион im Kinsky Auktionshaus, Вена.
Личная ситуация Бронции Коллер-Пинель резко изменилась в конце Первой мировой войны: растущий антисемитизм в Австрии ощущался все более остро в семье еврейской художницы и ее детей. Бронция не дожила до Второй мировой войны. Она скончалась 24 апреля 1934 года в Обервальтерсдорфе, по другим данным в Вене и была забыта на многие годы, возможно, не совсем случайно. Возможно, это связано с тем, что Бронция Коллер-Пинель была еврейкой и, более того из богатой семьи. Только в 1961 г. была организована большая выставка Бронции Коллер-Пинель в Вене, инициированная ее дочерью Сильвией, которая стремилась оживить память о творчестве ее матери. В 2013 г. по случаю 150-летия со дня рождения Бронции Коллер-Пинель в Государственном музее Нижней Австрии, в Санкт-Пёльтене состоялась ее скромная выставка, показавшая самые важные работы женщины-художницы, которая сыграла двойную роль в жизни: она была и художником и покровителем искусств.
Каталог выставки к 150-летию со дня рождения Бронции Коллер-Пинель
в Государственном музее Нижней Австрии. Санкт-Пёльтен, 2013 г.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО НЕДАТИРОВАННЫХ ПОРТРЕТОВ, ПЕЙЗАЖЕЙ И НАТЮРМОРТОВ
БРОНЦИИ КОЛЛЕР-ПИНЕЛЬ:
1. Эскиз к портрету Терезы Коуденхоув (Theresa Coudenhove). 1895 г. Холст, масло. 100х65 см. Частное собрание.
2. Портрет Терезы Коуденхоув. 1905 г. Холст, масло. 92х60 см.
Музей современного искусства «Лентос». Линц, Австрия.
Женский портрет. Холст, масло. 81х60 см. Частное собрание.
Сидящий клоун Баяццо (Sitting clown - Bajazzo). Холст, масло. 68х55 см. Частное собрание.
Сидящая девочка. Бумага, пастель. 66x49,8 см. Частное собрание.
Вид из окна художницы. Вена. Холст, масло. 57х66 см. Частное собрание.
Пейзаж. Между небом и землей. Картон, гуашь. 57,2х69,2 см. Аукцион Sotheby's, 2012 г.
Городской мотив в Обервальтерсдорфе. Бумага, цветные карандаши. 26,5х37 см.
Аукцион im Kinsky Auktionshaus. Вена, 2018 г.
Альпийская хижина и коровы. Эскиз. Бумага, цветные карандаши. 27х29 см.
Натюрморт с тремя рыбами. Холст, масло. 60,5х76 см. Аукцион Sotheby's, 2014 г.
Натюрморт с голубыми бабочками. Холст, масло.
Государственный музей Нижней Австрии, Санкт-Пёльтен.
Натюрморт с фруктами и кувшином. Холст, масло. 71,1х58,4 см. Частное собрание.
Натюрморт с грушами в белой вазе. Холст, масло. 45х55 см. Частное собрание.
Натюрморт с цветами в кувшине. Холст, масло. Частное собрание.
Натюрморт с цветами. Этюд. Бумага, акварель. 67x47 см. Частное собрание.
Дом Бронции Коллер-Пинель в Обервальтерсдорфе (Kollerhaus) близ Вены. Фотография 2008 г.
Коллер-Пинель - одна из немногих женщин того времени, которая смогла добиться успеха и признания на живописном поприще. Может быть, именно поэтому, несмотря на великолепное качество работ и высокий профессионализм, ее творчество часто вызывало нападки критиков. В наше время имя Коллер-Пинель прочно вошло в историю европейского искусства.
Ее дети - сын Руперт Коллер-Пинель (1896-1976), стал дирижером и был на короткое время женат на Анне Малер. Её дочь, Сильвия (1898-1963), пошла по стопам матери и тоже стала художницей. Брат Бронции, Фридрих (Мендл-Шлойме) Пинель (1868-1936), был профессором внутренних болезней и некоторое время состоял в браке с писательницей и психоаналитиком Лу Андреас-Саломе.
Сильвия Коллер (1898-1963). Портрет молодой женщины. 1924 г.