ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД - ВИКТОР ИВАНОВИЧ УФИМЦЕВ (1899–1964)
Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964)
Виктор Иванович Уфимцев родился 21 ноября 1899 г. в с. Барнеевка на Южном Урале. В Омск его семья переехала в 1908 г. В 1917 г. он поступает в Омское коммерческое училище, где учится на курсах рисования и живописи у преподавателя И.Куртукова, ученика Константина Коровина по МУЖВЗ. После окончания училища в 1919 г. начинается активная творческая деятельность В.И.Уфимцева. В начале творческого пути под влиянием «отца русского футуризма» Давида Бурлюка, который в то время находился в Омске с творческими выступлениями, Уфимцев увлекается футуризмом и со своими единомышленниками образуют группу «Червонная тройка» (по аналогии со столичным «Бубновым валетом»). В 1920 г. работает в клубе Красной Армии и участвует в поездках на агитпароходе «111 Интернационал», что помогает ему в выработке своей творческой позиции. Во время двухмесячного путешествия в музеях Тобольска и Барнаула он впервые увидел работы В.В.Кандинского, К.С.Малевича, О.В.Розановой, М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой. Есть информация, что художник учился в школах Антона Ашбе и Шимона Холоши в Мюнхене и в академии Кормона в Париже.
Увлечение футуризмом и другими новейшими течениями в искусстве тем не менее не разрушает реалистических основ его художественного видения. С 1921 г. начинает участвовать в выставках. С 1923 г. художник осуществляет поездки по Средней Азии, Дальнему Востоку, Кавказу, Сибири, что имеет огромное значение в его творческом становлении. Он пробует себя в разных техниках и жанрах: от графики и плаката до масштабных живописных полотен, работает также художником в различных театрах Сибири и Узбекистана. В 1924 г. впервые приезжает в Ташкент по заданию Омского краеведческого музея. Здесь он знакомится с сестрой художника Николаева (Усто Мумин) Галиной и женится на ней. В 1925 году у них родился сын Юрий. После Самарканда и очаровавшей его Бухары, уже с семьёй, вновь едет в Сибирь.
Солнечный день. 1917-1918 гг. Холст, масло. 51,5х69 см. Частное собрание.
Мазар. 1920 г. Картон, масло 30,5 х 42,5 см.
Пейзаж. 1920-е. Холст, масло. 48,3х60 см.
Пейзажный этюд. 1920-е. Картон, масло. 17,5х23,3 см. Омский ГМИИ им. М.Врубеля.
Обнаженные. 1921 г. Бумага, акварель, 50х60 см. Галерея Леонида Шишкина.
Композиция. 1920-е. Бумага, коллаж 36х24,5 см. Частное собрание.
Супрематическая композиция. 1921 г. Бумага, тушь 24х18,3 см. Собрание И.И.Галеева, Москва.
Семипалатинск. Верблюд. 1922 г. Бумага, гуашь, карандаш. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Композиция. 1920-е гг.
Из серии Цирк. 1922 г. Бумага, акварель. 23х32 см.
Из серии Цирк. 1922 г. Бумага, акварель, тушь 27х22 см. Собрание Т. Такрова.
Из серии Цирк. 1923 г. Бумага, акварель, тушь 27х22 см. Собрание Т. Такрова.
Весна. 1923 г. Холст, масло 80,5х56,5 см. Частное собрание, Москва.
Дом. 1923 г. Бумага, гуашь. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Цыганки. Самарканд. 1923 г. Бумага, гуашь, карандаш, белила 31,5х39,7 см. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Самарканд. Регистан. 1923 г.
Сартянка с птицами. 1920-е. Собрание И.С. Григорянца, Москва.
Костюм узбека. 1924 г. Бумага, гуашь 42,5х32,5 см.
Музыканты. 1924 г. Бумага, гуашь 38,5х28,5 см.
Музыканты. 1924 г. Картон, гуашь.
Музыканты. 1924 г. Картон, гуашь 35,7х38,8 см. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Улица в Самарканде. 1924 г. Бумага, гуашь. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Отдых. 1925 г. Бумага, гуашь 32х38,5 см. Частное собрание, Москва.
Пальма. 1924 г. Рисунок.
Пьеро. 1924 г. Бумага, акварель 35х21,5 см. Частное собрание.
Ночь. На вокзал. Самарканд. 1925 г. Рисунок.
Приезд в Самарканд. 1925 г. Бумага, смешанная техника 12,7х17,7 см. Частное собрание.
Весна. Самарканд. 1925 г. Омский ГМИИ им. М.Врубеля.
Пейзаж. 1925 г. Картон, масло. 60 х 48 см.
Казашка. 1926 г. Бумага, присыпка, клеевая краска, аппликация, белила. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
К поезду. 1927 г. Холст, масло, аппликация 67,3х58,3 см. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Караван. 1927 г. Холст, масло 51,4х65,5 см. Частное собрание, Москва.
Семья. 1927 г. Холст, масло 42,3х54,2 см. Частное собрание, Москва.
Беспредметная композиция. 1927 г. Холст на картоне, масло 30х25 см. Частное собрание, Москва.
В юрте. 1928 г. Холст, масло. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Батум. Берег моря. 1929 г. Холст, масло. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Пей до дна! 1929 г. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
371-й километр. Из серии «Турксиб». 1931 г. Частное собрание, Москва.
Станция Аральское море, Турксиб. 1931 г. Бумага, гуашь. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Портной. 1932 г. Бумага на картоне, гуашь, белила. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Панорама древней Хивы. 1930-е. Холст, масло.
Вот она Хива. 1930-е. Холст, масло 34х50 см.
Очень хорошо живется. 1932 г. Бумага, смешанная техника. 14×18,2 см. Частное собрание.
Знаменательной для Уфимцева стала встреча в 1924 г. в Бухаре с архитектором-конструктивистом М. Гинзбургом, возглавлявшим экспедицию по защите и охране памятников архитектуры. По предложению Гинзбурга Уфимцев два месяца проработал в его экспедиции, что отозвалось в его плакатах в стиле конструктивизма в конце 1920-х и 1930-е годы. Он увлекается фотографией, создает коллажи и фотомонтажи, рекламные плакаты, принимает участие в оформлении журналов.
Владимир Маяковский. Фотомонтаж. 1928 г.
Журнал «Октябрь». 1928 г., № 10. Обложка (предположительно автопортрет)
Журнал «Октябрь». 1928 г., № 10. 4-я страница обложки.
Цирковая реклама. 1926-1927 гг. Бумага, гуашь 29,7х20,9 см.
Жрецы и муза. 1928-1929 гг. Холст, масло. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Борьба. 1930-е. Бумага, коллаж. 39х28,5 см.
В.И. Ленин. 1930-е. Бумага, коллаж. 39х28,5 см.>
В.И. Ленин. 1930-е. Бумага, коллаж. 39х28,5 см.
Поэт социализма. Маяковский. Что случилось. 1930-е. Бумага, коллаж. 39х28,5 см.
Эскиз плаката «Комсомол активный участник строительства мощной авиации СССР». 1930-е. Бумага, гуашь.44х31,5см
Эскиз плаката «Советские Парашютисты». 1930-е. Бумага, гуашь. 40х26,7 см.
Эскиз плаката «Горьковский автозавод». Автомобили и танки. 1930-е. Бумага, гуашь. 40х27 см.
Эскиз плаката Стройка. 1932 г. Бумага, смешанная техника 23,5х17,8 см.
Эскиз плаката (Мощность электростанций). 1932 г. Бумага, гуашь 17х23,7 см.
Эскиз плаката. 1932 г. Бумага, акварель, тушь 37х24,5 см.
Энтузиазм. Бумага, коллаж. 29 x 21,5 см.
Октябрь, борьба левого. 1930-е. Бумага, коллаж 29 x 21,5 см.
Эскиз плаката «Да Здравствует 21 Октябрь». 1938 г. Бумага, карандаш, гуашь, пастель. 31,5х43,5 см.
Эскиз плаката «Будьте передовиками, включайтесь в социалистическое соревнование!». 1953 г. Бумага, гуашь, акварель, карандаш 40,5х29 см.
Эскиз плаката «Сдадим государству хлопок в срок!». Двустороннняя композиция. 1957 г. Бумага, гуашь. 28,5 х 40 см.
Эскиз плаката «Сдадим государству хлопок в срок!». Двустороннняя композиция. 1957 г. Бумага, гуашь. 28,5 х 40 см.
В 1934 г. Уфимцев окончательно переезжает в Ташкент, где и протекает его дальнейшая творческая жизнь. К этому времени Уфимцев уже сложившийся художник. В автобиографии 1935 г. он пишет: «Что осталось у меня найденным после всех исканий? Немало. Импрессионизм научил цвету. Футуризм – быстроте и находчивости. Кубизм и конструктивизм дали устойчивость, простоту, крепость вещи, научили обработке поверхностей. Реализм – бодрость и здоровье. Но работа над собой не кончена. Учеба продолжается. Мои профессора – жизнь и зритель».
Здесь он освоил сложный жанр исторической картины и, подчиняясь требованиям идеологии, писал большие полотна на революционные темы. В 1940 г. он избирается председателем Союза художников Узбекистана. Во время Великой Отечественной войны в 1944 г. ему было присвоено звание народного художника Узбекской СССР. Но принципам новаторского искусства внутренне остался верен и в это время.
Ташкент. Улица Хамзы. 1934 г. Холст, масло.
Пожарная команда. 1934 г. Холст, масло.
Дыня и виноград. 1936 г. Холст, масло 93,5х105 см.
Цветы. 1938 г. Картон, масло 59,5x75 см.
Цветущие деревья. 1939 г. Холст, масло 67х81 см. Частное собрание.
Зимний пейзаж с деревом. 1943 г. Картон, масло 35х25,5 см.
Полина Малинкина. 1944 г. Холст, масло 89х68,5 см. Частное собрание.
Партизанка. Холст, масло. Государственный музей искусств Узбекистана, г. Ташкент.
Голосование. 1940-е. Холст, масло. 100 х 85 см.
Айдынский поход. 1947 г. Холст, масло.
Пейзаж. 1946 г. Картон, масло 32х41 см.
Осень в горах. Гора Чимган. 1948 г. Картон, масло 23х29 см.
В 1950-е гг. художник много работает в жанре натюрморта и пейзажа, после зарубежных поездок 1959-1961 гг. создает серии гуашей «Афганский дневник», «Тунис», «По дорогам Индии». Уфимцев постоянный участник выставок художников Востока. В течение 1959-1961 гг. в Ташкенте состоялись три его персональных выставки. В 1964 г., незадолго до смерти, художник передал в дар г. Ангрену свои работы, которые явились основой экспозиции галереи, названной его именем. 31 декабря 1964 г. в канун нового года Виктора Ивановича Уфимцева не стало.
Девушка с кувшином. 1950-е. Линогравюра. 42х30 см.
Мазар в Гази. 1954 г. Бумага, гуашь.
Зима в деревне. 1955 г. Картон, масло 25х35,5 см.
Дерево. 1956 г. Холст, масло.
Декхане. 1956 г. Холст, масло 35х65 см.
Аксакалы. 1957 г. Бум, гуашь 70х55,5 см.
Нэпманша. 1958 г. Частное собрание.
Окно. Пейзаж. 1956 г. Холст, масло. 80x60 см. Галерея Леонида Шишкина.
Натюрморт с белой вазой. 1956 г. Бумага, гуашь. (Очень похож на натюрморты Сарьяна).
Натюрморт. 1954 г. Холст, масло. 59,5х79,5 см.
Натюрморт с баклажанами. 1956 г. Картон, масло.
Натюрморт. 1956 г. Картон, масло 60x80 см.
Интерьер столовой. 1956 г. Холст, масло 65х84 см.<
Вьетнамский натюрморт. 1957 Картон, смешанная техника 76х56 см. Частное собрание.
Натюрморт. 1960 г. Холст, масло.
Чай с клубникой. 1964 г. Холст, масло 50x70 см.
Восточный натюрморт. Холст, масло.
Хива. 1957 г. Холст, масло 51х72 см.
Хива. 1957 г.
Самарканд. Шахи-Зинда. 1959 г. Бумага, гуашь. 60x84 см. Галерея Леонида Шишкина.
По дороге в Газни. Из афганского цикла. 1959 г.
Тунис. 1960 г.
Остров Джерба. Тунис. 1960 г.Бумага, гуашь 58х37 см.
Тунис, г. Сфакс. 1960. Холст, масло. (Не хуже Клода Моне с его лондонскими туманами).
Бенарес. Индия. 1961 гг. Холст, масло.
По дорогам Индии. 1961 гг. Бумага, гуашь.
Арал. 1960 г. Холст, масло 24х49 см.
Вуадиль. Фергана. 1961 г. Бумага, гуашь.
Горное озеро. 1961 г. Холст на картоне, масло 50х70 см.
Рожденный в пути. 1961 г. Холст, масло 63х110 см. Частное собрание.
Крыши Парижа. 1961 г. Холст, масло 139х199 см. Частное собрание.
Отражение. 1961 г. Бумага, гуашь 120х68,5 см. Галерея Леонида Шишкина.
Портрет узбечки. 1961 г.
Портрет старика в полосатом халате. 1961 г.
Восточный мотив. Фрагмент. Фанера, масло. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
После смерти имя Ефимцева было надолго забыто. И лишь почти через 10 лет в 1973 г. появились первые публикации о нем в журнале «Звезда Востока» (г. Ташкент), а в Москве напечатаны его мемуары «Говоря о себе. Воспоминания». Творчество Ефимцева представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Государственном музее искусств Республики Узбекистан в Ташкенте, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе. В 1964 г. в Ангрене открылась художественная галерея им. Уфимцева, которой художник передал в дар коллекцию своих работ. По словам свидетельницы из Узбекистана, г. Ташкент «…переданные в дар городу Ангрену картины украдены в 1990-х годах. ВСЕ!!! А здание музея закрыто».
Персональная выставка Уфимцева впервые после смерти прошла в Государственной Третьяковской галерее в 2007-2008 году. В 2009 г. состоялась новая выставка «Уфимцев. Архив» в галерее И.Галеева вместе с презентацией книги «Кусок жизни», где опубликованы его дневники, развенчивающие стереотипные представления о нем как о «нормальном советском» художнике. В Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве в апреле-мае 2017 г. прошла колоссальная выставка «Сокровища Нукуса», на которой были представлены 24 произведения декоративно-прикладного искусства каракалпакского народа, одного из самобытных этносов в Узбекистане. Основную часть экспозиции составляли 196 произведений русского и узбекского авангарда, представляющих еще до конца неисследованные феномены искусства ХХ века.
Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
Ольга Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, Издательство "Галарт", 2008 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. http://rusavangard.ru/online/biographies/ufimtsev-viktor-ivanovich/
2. https://www.liveinternet.ru/users/raisanikolaevna/post150922739/
3. Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…».
Москва: ГАЛАРТ, 2008
4. https://artinvestment.ru/auctions/26750/biography.html
5. http://art-blog.uz/archives/8311
6. https://kupitkartinu.ru/painters/ufimtsev-viktor-ivanovich/
7.https://verapapkova.livejournal.com/200921.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social
8. http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200902402