Пьетро Перуджино, "Св. Мария Магдалина", 1500 г.
Мария Магдалина - евангельский персонаж, уроженка города Магдалы (отсюда и прозвание) в Галилее. Это, наверное, самая загадочная и таинственная фигура Нового Завета. Православие опирается только на евангельские свидетельства и почитает Марию Магдалину как равноапостольную святую.
В Евангелии от Луки она упоминается как женщина, исцеленная от одержимости: "И некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов" (Лк. 8:2). После этого Мария Магдалина последовала за Христом, служа Ему. Её имя упоминается и среди свидетелей казни на Голгофе, присутствовала она и при положении во гроб: "Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба." (Мф. 27:61). Упоминается она и среди жен-мироносиц. В Евангелии от Иоанна написано, что Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса. (Ин. 20:11-18).
Виктор Васнецов, "Мария Магдалина", 1899 г.
Совсем другая история в католической традиции. Здесь Мария Магдалина - это раскаявшаяся грешница. Её отождествляют сразу с несколькими евангельскими персонажами: с сестрой Марфы и Лазаря (воскрешенного Иисусом), с женщиной, совершившей помазание головы Христа в доме Симона прокаженного, и с безымянной грешницей, омывшей ноги Иисуса миром в доме Симона фарисея. Окончательное решение о том, что это одна и та же женщина, было принято римским папой св. Григорием Великим в 591 году:"Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку ". В чрезвычайно популярной в средние века книге Якова Ворагинского "Золотая легенда" этот взгляд был литературно обработан и глубоко вошел в народное сознание. Позднее некоторые сюжеты жития Марии Магдалины были позаимствованы из жития раскаявшейся блудницы V века Марии Египетской. Так возник обобщенный образ кающейся грешницы.
В западноевропейском искусстве существует несколько типов изображения этой святой.
Первый - это традиционное изображение с сосудом для хранения благовоний (алавастром). Это атрибут Марии Магдалины, как жены-мироносицы.
Хуго ван дер Гус, Алтарь Портинари (правая створка), "Св. Маргарита и св. Мария Магдалина" между 1476 и 1479 гг.
Карло Кривелли, "Мария Магдалина", 1480-1490 гг.
О популярности святой в средние века говорит то, что знатные дамы заказывали свои портреты в образе Марии Магдалины.
Лукас Кранах Старший, "Портрет знатной саксонской женщины в образе св. Марии Магдалины", 1525 г.
Ещё один тип сюжетов - это сюжеты, опирающиеся на евангельские тексты. В Евангелиях указано, что Мария Магдалина присутствовала при казни Христа. "При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. " (Ин. 19:25). Её пишут рыдающей у подножия Креста, обнимающей его основание.
Джузепе де Рибера, "Распятие", 1620 г.
Она непременный участник сцен оплакивания Христа и положения его во гроб.
Аньоло Бронзино, "Пьета или Оплакивание, Умерший Христос, Мария и Мария Магдалина", 1528-1530 гг.
Арнольд Бёклин, "Плач Марии Магдалины над телом Христа", 1868 г.
Существует множество картин с общим названием "Noli me tangere" (Не прикасайся ко мне). Сюжет их основан на Евангелии от Иоанна, где говорится, что Христос явился Марии Магдалине после воскрешения. Она сначала не узнала Его, приняв за садовника. А затем, узнав, попыталась прикоснуться к Нему. "Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему..." (Ин. 20:17).
Дуччо ди Буонинсенья, "Noli me tangere ", 1308-1311 гг.
На картине Рембрандта Христос действительно изображен садовником с лопатой и в широкополой шляпе.
Рембрандт ван Рейн, "Христос и Мария Магдалина у Гроба", 1638 г.
Александр Иванов, "Явление Христа Марии Магдалине", 1835 г.
Уильям Бресси Хоул
Часто при изображении этой святой художники обращались к сюжету с омовением ног, так как католическая церковь считала, что безымянная женщина, омывшая Христу ноги миром и обтершая их своими волосами, и Мария Магдалина - одно и то же лицо.
Рубенс, "Пир в доме Симона фарисея", 1618-1620 гг.
Французский художник Джеймс Тиссо создал серию рисунков на сюжеты из Нового Завета. Есть среди них и изображение Марии Магдалины.
Джеймс Тиссо, "Мария Магдалина до своего обращения", 1886-1894 гг.
Джеймс Тиссо, "Сосуд драгоценного мира Марии Магдалины"
Джеймс Тиссо, "Кающаяся Магдалина"
Жан Беро одел персонажей библейской истории в современное (для художника) платье, а для Марии Магдалины ему позировала куртизанка Лиана де Пужи.
Жан Беро, "Магдалина в доме Симона фарисея", 1891 г.
Пожалуй, самый распространенный сюжет в живописи, связанный с именем этой святой - это "Кающаяся Мария Магдалина". Согласно западным легендам, Мария удалилась в пустыню, где вела аскетическую жизнь, оплакивая свои грехи. Одежда её истлела, наготу прикрывали лишь длинные волосы. (Скорее всего, эта история заимствована из жития Марии Египетской).
Питер Брейгель Старший, "Кающаяся Мария Магдалина"
Обычно художники изображают прекрасную раскаивающуюся грешницу в слезах или в глубокой задумчивости. Здесь же изображаются атрибуты отшельнической жизни - череп или книга. У Тициана Магдалина - рыжеволосая пышнотелая венецианка. Картина отличается несоединимым, на первый взгляд, слиянием чувственности и набожности. Известно, что для картины Тициану позировала его знакомая, булочница Джулия Фестина.
Тициан, "Кающаяся Мария Магдалина", ок. 1560 г.
Жорж де ла Тур, "Кающаяся Магдалина", 1640 г.
Карло Дольчи, между 1644 и 1646 гг.
Джузеппе де Рибера
Помпео Джироламо Батони
Хендрик Тербрюгген, "Меланхолия или Мария Магдалина", 1627-1628 гг.
Альфред Стивенс, "Мария Магдалина", 1887 г.
Картина нидерландского художника Яна Ливенса выбивается из общего ряда "раскаивающихся красавиц". Здесь Мария уже не молода и совсем не красива.
Ян Ливенс, "Магдалина в молитве"
Во время многочасовых молитв ангелы возносили тело святой над землей, и она слышала небесное пение, исцеляясь телом и душой.
Антонио дель Поллайоло, "Вознесение святой Марии Магдалины", ок. 1460 г.
Однажды Максимин, епископ из Экса, призванный Марией, увидел, как на ранней обедне в соборе Экс-ан-Прованса Мария Магдалина, поддерживаемая Ангелами, парит над хором. После этого чуда Мария распростерлась на ступенях алтаря и, причастившись, скончалась
Сандро Боттичелли, "Священник видит двух ангелов, возносящих Марию Магдалину на небо. Магдалина получает последнее причастие от святого Максимина", 1491-1494 гг.
.
Рутилио Манетти, "Смерть Марии Магдалины"
Серия сообщений "Христианские святые в живописи":
Часть 1 - Христианские святые в живописи. Святая Сесилия.
Часть 2 - Христианские святые в живописи. Святая Вероника.
Часть 3 - Христианские святые в живописи. Святой Христофор
Часть 4 - Христианские святые в живописи. Святая Варвара.
Часть 5 - Христианские святые в живописи. Святая Мария Магдалина.
Часть 6 - Христианские святые в живописи. Преподобный Сергий Радонежский.
Часть 7 - Христианские святые в живописи. Святой Баво.
Часть 8 - Христианские святые в живописи. Святой Рох.
Часть 9 - Христианские святые в живописи. Святой Иероним.