Не случайно в числе поклонников сериала — сама королева Елизавета II. Говорят, ей нравится пересматривать его, выискивая исторические неточности.
В третьем сезоне дамы «Аббатства» засверкали драгоценностями, потому что, во-первых, по сюжету сериала закончились война и траур, а, во-вторых, потому что на проекте появился Эндрю Принс – дизайнер украшений с энциклопедическими познаниями в области истории ювелирного дела.
В сериал Эндрю, по его словам, попал случайно. Телевизора у него в доме нет, про «Аббатство Даунтон» он даже не слышал. Художник по костюмам Кэролайн МакКолл искала украшения того времени — ей нужны были серьезные вещи, тиары, броши, колье — и обратилась в антикварный Дом Wartski. В настоящих украшениях ей было отказано — не может галерея отдавать ценности на несколько месяцев съемок. Зато глава Wartski Джеффри Манн посоветовал ей обратиться к Эндрю Принсу. И именно там она нашла то, что нужно — очень тщательно сделанные украшения в стиле Belle Epoque и Art Deco, но... с кристаллами Swarovski.
Для фильма Эндрю сделал больше сорока украшений — не просто «в стиле эпохи». Он был крайне требователен с самого начала.
«Костюмы очень хороши, но украшения к ним не подходят, — сказал он. — Более того — они не подходят персонажам. Леди Кора — американская наследница, у нее должны быть крупные и яркие украшения. Леди Мери — пламень подо льдом приличий, ей нужны украшения с жемчугом».
Эндрю попросил, чтобы ему дали описания персонажей — характер, возраст, положение в семье — и только после этого приступил к работе.
Первым украшением была тиара для персонажа Мэгги Смит — вдовствующей графини Грэнтем. Высокомерная, смотрящая свысока на все, что считает вульгарным (а вульгарно все, что моложе 200 лет и родом не из Англии). У графини хорошее чувство юмора с изрядным налётом сарказма.
«Ей за 70, — говорит Эндрю, — поэтому её украшения должны быть старомодными. Костюмы, естественно, больше соответствовали моде, а вот украшения должны были быть викторианскими или эдвардианскими. Поэтому я делал украшения не под костюмы, а под личность и возраст персонажа».
Эндрю начал делать украшения, когда ему было три года. Вряд ли первые опыты радовали его мать — для того, чтобы сделать ей колье, он спорол жемчужины и стразы с её свадебного платья.
Когда ему было 14, он посетил выставку ювелиров XIX века Джулиано и Кастеллани, и его будущая профессия была определена. Он поступил учеником в ювелирный магазин, где в его обязанности входила чистка серебряных и золотых предметов. Именно там он смог рассмотреть в деталях, как сделаны эти вещи. Одна беда — они были слишком традиционными.
Следующее место работы оказано на Эндрю огромное влияние — он попал в мастерскую Элизабет Гейдж. Эндрю познакомился с византийскими украшениями, яркими цветовыми сочетаниями и формами. «Мой мир перевернулся», — вспоминает он.
Он научился нарушать правила, смешивать стили и материалы. Как же случилось, что от «настоящих» украшений он перешел к бижутерии?
— Я хочу, чтобы женщины носили украшения, потому что это делает их счастливыми. Серьезные вещи, которые вы покупаете в Cartier или Harry Winston — это не украшения, это форма валюты, способ для женщины продемонстрировать богатство её мужа. Как сказал кто-то из великих ювелиров прошлого, «с таким же успехом можно приколоть к лацкану чек». Для меня это — не украшения. Украшение — это то, что украшает женщину вне зависимости от того, из чего оно сделано. Это — радость. В бижутерии у меня нет пределов для фантазии и дизайна, нет ограничений в материалах. Если вещь сделана хорошо — неважно, из чего она сделана. Вот почему я это делаю. Это — радость.
Большинство украшений, которые сегодня используются в фильмах, – продолжает Эндрю — product placement (скрытая реклама, когда в кадр попадают продукты нужных марок, – прим. «Избранного»). Например, был фильм «Анна Каренина» — хорошая постановка — но все украшения были современные, Chanel. Визуально все было красиво — но неправильно. Или недавний сериал «Война и мир» — с точки зрения украшений это было ужасно! Это такая упущенная возможность!
Украшения на самом деле — вещь очень демократичная, они не должны быть дорогими, чтобы быть красивыми. Я всегда хотел сделать руководство — как носить украшения. Если женщина носит их правильно, это дает ей уверенность в себе.
После окончания съёмок, часть украшений Эндрю оставил себе, часть была продана на благотворительных аукционах, а кое-что даже попало в музей Виктории и Альберта.