ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ (1716 — 1791).
В отличие от других видов искусства скульптура не имела в России сильных традиций. Использование скульптуры в декоративных целях началось уже с петровских времен, в частности, барельефами украшались триумфальные сооружения, фасады Летнего дворца и т.п. Во 2 половине 18-го века произошел подъем русской скульптуры. К расцвету русской монументальной скульптуры имеет непосредственное отношение Э. М. Фальконе.
Во Франции он был известен как мастер станковой и камерной скульптуры. Уже немолодым Фальконе пригласили в 1765 году в Россию, специально для выполнения императорского заказа - памятника Петру I. Здесь, в атмосфере складывающегося русского классицизма, он и выполнил эту монументальную работу. Прославленный памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге по праву считается детищем русской культуры.
Михаил Ломоносов.1743 - 1747
БАРТОЛОМЕО - КАРЛО РАСТРЕЛЛИ (1675 — 1744)
Он был наиболее крупным скульптором этого периода. Растрелли приехал в Россию в 1716 году и трудился здесь до конца жизни. Растрелли создал великолепную скульптуру Петра I.
Портрет Петра I (1723 -1729).
. Здесь воедино слиты великолепие облика царя и непреклонность характера государственного деятеля.

Б.К. Растрелли. Портрет Анны Иоанновны с арапчонком.
Императрица Анна Иоанновна предстоит в великолепном коронационном уборе, в сопровождении арапчонка, подносящего ей державу. Рослая и тучная, с лицом, как говорили современники, «более мужским, чем женским», Анна Иоанновна производит сильное, почти пугающее впечатление. Но это не эффект обличения, а заостренное возведение в ранг великолепия,величественности.
ФЕДОТ ИВАНОВИЧ ШУБИН (1740 — 1805).
Выходец с того же рыбацкого поселка, что и Ломоносов. Шубин создал много замечательных скульптурных образов в стиле классицизма, стараясь раскрыть в человеке разные грани его личности, стараясь быть предельно объективным, деликатным и снисходительным. Однако иногда он мог смягчить и облагородить своеобразные черты модели. Что мы и видим.
Портрет И.С.Барышникова.
Это чиновник высокого ранга - тайный советник. Скульптор подчеркнул на холеном лице Барышникова высокомерный, но умный взгляд, барственную осанистость. Чувствуется, что этот человек знает себе цену, умеет и стремится подчеркнуть аристократизм своей внешности.
Екатерина II — законодательница. Мрамор. 1789г.
Портрет М.В.Ломоносова. Мрамор. до 1793г.

Портрет императрицы Екатерины II.

М. Козловский. Памятник А.В. Суворову в Петербурге.(1799 — 1801)
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ (1753 — 1802)
Очень одаренный скульптор, закончил Академию художеств, как и Шубин, посетил Италию и Францию. Создал много произведений скульптуры разного жанра. Памятник Суворову был создан в конце жизни Козловского. В этом памятнике скульптор передает обобщенный образ всех античных героев, внеся некоторое портретное сходство с полководцем. Памятник отражает не столько личность прославленного полководца, сколько идею военного триумфа России.
Памятник А.С.Пушкину в Москве.
Александр Михайлович Опекушин (1838 - 1923)
Скульптор, образование получил под руководством профессора Иенсена, после чего занимался в Академии художеств, которая в 1874 году присвоила ему звание академика. Из его работ наиболее известны несколько работ, самая известная - памятник А.С. Пушкину в Москве. Расположен на Пушкинской площади столицы. Уже издали хорошо видна фигура поэта на высоком постаменте, по четырем сторонам которого помещены фонари, своей формой напоминающие пушкинские времена. При близком рассмотрении поэт предстает совсем как живой. Он спокойно стоит в глубокой задумчивости. Слегка наклонив голову вниз, он будто смотрит на людей, проходивших мимо, отчего образ Пушкина приобретает теплоту, задушевность.
Перед нами - поэт-мыслитель, поэт-лирик. Естественная простота, лирическая мягкость, даже нотки интимности, присущие образу поэта, не снижают его значительности, необходимой в памятнике-монумнте.
Черты лица поэта проработаны довольно подробно и вместе с тем обобщенно, чтобы хорошо просматривались с расстояния. Одежда умело создает выразительный объем - плащ спадает с плеч и покрывает спину мягкими тяжелыми складками неровной длины, обобщая форму и придавая силуэту живописность и красоту.
А.С.Пушкин.
Екатерина II Великая.
Петр I.
Тысячелетие России (фрагмент).