![]()
Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы расположен в городе Байё на северо-западе Франции, регион Нормандия. Памятник архитектуры XI—XV веков, сочетающий в себе черты романского стиля и нормандской готики. Собор Байё — составная часть великолепно сохранившегося комплекса средневековых сооружений, куда также входят дворец епископа, библиотека, зал капитулов и др. До перенесения в специально предназначенный для него музей в соборе хранился знаменитый ковёр- гобелен из Байё.
![]()
Главный фасад
На месте где находится нынешний собор в галло-римскую эпоху располагался форум города Августодурум. Епархия в Байё основана в III веке, при Меровингах здесь был построен кафедральный собор.
После пожара, который серьёзно повредил здание, граф Байё Гуго II (1015—1049) принял решение о строительстве нового собора на прежнем месте. Закончено возведение храма было при преемнике Гуго Одоне (1049—1097). 1
4 июля 1077 года новое здание было освящено в присутствии герцога Нормандии и короля Англии Вильгельма Нормандского.
южный портал
От романского собора XI века сохранились крипта и башни главного фасада (вестверка). С начала XII века в соборе проводились непрерывные работы по реконструкции и перестройке отдельных частей сооружения, которые были закончены только в XV веке возведением шпиля главной башни. С этого момента собор приобрёл окончательный облик.
![]()
![]()
центральная башня
К 1230 году построены готические хоры, которые примечательны рядом чисто нормандских декоративных элементов. В 1244—1255 реконструирована верхняя часть главного нефа, в 1260—1280 году перестроен трансепт.
трансепт
тимпан
![]()
К оригинальному романскому вестверку было добавлено множество готических элементов. В XIII—XIV веках к собору были постепенно пристроены боковые готические капеллы. Кроме того, более позднее готическое происхождение имеют южный портал трансепта и высокая центральная башня. Прочие здания ансамбля собора в основном построены в XV веке.
восточный фасад
В 1563 году собор разорялся войсками гугенотов во время религиозных войн во Франции.
![]()
![]()
Башни собора над городом Байё
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
хоры
![]()
Интерьер собора
![]()
центральный неф
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()
Крипта под собором Байё
Gisant de Gervais de Larchamp.
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()
Гобелен из Байё — памятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира»

Гобелен был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

В 1803 г. Наполеон вывез гобелен в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, его возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо́льшую часть Второй мировой войны гобелен провёл в подземельях Лувра.
![]()
В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.
![]()
Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.
![]()
Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм — решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположённый в полном соответствии с церковными канонами.
Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

В историческом романе Кайли Фицпатрик «Гобелен», часть которого написана от лица средневековой вышивальщицы ковра, расшифровываются его сцены и сопутствующие им дворцовые интриги, а также выдвигается версия, что инициатором его создания была королева Эдита Уэссекская, жена Эдуарда Исповедника и сестра Гарольда.
Детектив «L’intrigue à l’anglaise» Адриана Гётца (Adrian Goetz) целиком построен вокруг поисков последних сцен ковра из Байё.
Литература
Frédéric Épaud, Les charpentes de la cathédrale Notre-Dame de Bayeux, Publications du CRAHM, Caen, 2007.
Серия сообщений "Соборы и церкви Франции":
Часть 1 - Аббатство св.Петра(часть 2)
Часть 2 - Нотр-Дам де Пари-виртуальное путешествие
...
Часть 22 - Старинный город паломников и соборов -Невер
Часть 23 - Клермон-Ферранский собор: долгий путь к совершенству
Часть 24 - Собор Пресвятой Богородицы в Байё