В последнее время я довольно много общаюсь на тему ММО с разными людьми. У каждого свой стаж и свой взгляд. Однако с одним мнением я не соглашусь никогда: "Ты не играла в MUD-ы, потому твое мнение не авторитетно". Оу да?
Посмотрим, что чему противопоставляют. Как-то так.
Не ставлю под сомнение, что в то время даже текстовая игра с возможностью какой-то социалки была прорывом. Однако есть вещи, актуальные лишь до тех пор, пока не эволюционируют в более совершенные свои разновидности. На смену тексту пришла графика, а с ней поменялась сама концепция ММО.
Если раньше в текстовом варианте игр люди в каждой точке пространства пытались перебрать все доступные варианты действий с целю поиска скрытых фишек, то теперь подобное ушло в прошлое (не думайте, что текстовые игры обошли Опечфота стороной, мое детство проведено за 386-м, если это вам о чем-то говорит).
Еще одно спорное мнение: "Все идут в ММО, потому что там не нужно думать". А кто говорил, что ММО - это решение задач? Сама суть ММОРПГ - социалка+ "одень свою цифровую куклу".
Многие кидают камни в современные игры, мол, квесты простые. Вообще говоря, это даже смешно: почти в каждой ММО настоящая игра начинается с топ-левела. Все, что до капа - исследование мира и левелинг. И квесты играют простую роль: заменяют бесцельный "мободроч" - целевым, проводят игрока последовательно по локациям соответственно уровню. То есть сама суть квестов - "kill/collect", для ускорения и упрощения апа. А не для "поразмышлять".
Хотя называть полностью бездумными современные ММО-квесты нельзя. Да, в корейских играх чаще всего они просты, как три рубля. В более серьезных играх, а тем более в играх класса ААА - квесты порой играют нетривиальную роль, хоть и служат той же цели левелинга.
ААА игры - топовые по совокупности нескольких факторов, как то бюджет, количество разработчиков и так далее. Неудивительно, чем более масштабна игра, чем больше людей трудятся на благо ее разработки, тем более интересен продукт на выходе. ММО - это не та вещь, которую можно создать на коленке. Вернее, создать можно все, но вряд ли подобная игра станет хоть каким-то конкурентом хотя бы той же корейщине.
Взять, к примеру, тот же SWTOR (Star Wars: The Old Republic). Квесты дают возможность развить своего персонажа по-разному. При выборе решений порой даются абсолютно противоположные варианты: убить/оставить в живых, предать/остаться верным. Безусловно, такие вещи влияют на ход развития событий.
Если принимаемое решение есть "Зло" - то ваш персонаж накапливает очки зла. Если решение доброе - он вступает на сторону Света. Однако не всегда возможно принимать только злые или добрые решения - в этом есть свой челлендж.
По чему еще можно оценить сложность ММО?
Механика классов. Кажда игра пытается привнести что-то свое в изъезженные стандартные классы. И у многих это получается весьма неплохо.
Тот же Rift: один и тот же персонаж -клирик может за минуту превратиться из хила в отличного танка или зверского дамагера. А рога - взять лук, уйти в стелс и крошить в мили, петь бардовские песни на восстановленияе ХП или танковать боссов. И так далее - про каждый класс. Поменял душу - полностью изменил игровой процесс и свою роль в рейде.
К каждой игре нужно приспосабливаться по-своему, если в ней есть подобные уникальные нововведения. Корейские однодневки не в счет - там редко случаются какие-то революции. Но и они имеют место быть.
Система боя. Она обычно везде похожа, череда абилок, в некоторых играх - возможность создания макросов. А вот такие вещи, как отсутствия закрепленного прицела (Tera) или пианино без возможности замакросить умения (Lord of the Rings Online) и показывают настоящий скилл игрока. Вряд ли текстовые MUD-ы помогли бы.
Нельзя не упомянуть графику. Чем более красив мир, тем больше у него шансов мотивировать игрока на прокачку до топ-левела. Тех, кто сравнивает тот же Рагнарок Онлайн с другими играми понять достаточно сложно. Опять же, сравните, обе игры типа "анимешные".
Вообще сравнение подобное некорректно, но поскольку до сих пор есть люди, убеждающие меня, что никакая ММО, будь она хоть сто раз ААА, не идет в сравнение с бородатым Рагнарком - вынуждена осветить и этот вопрос.
Есть такие игры, которые пережили взлеты и падения других проектов, дожив до седых годов. Тот же Рагнарок вышел 31 августа далекого 2002 года, настоящий долгожитель среди проектов ММО. Но он более исключение, чем правило: за годы игра снискала любовь многих пользователей, потому в ней до сих пор приличный онлайн. А где все остальные игры подобного рода? Сдулись, ага.
Если смотреть беспристрастно, какая игра сможет привлечь больше игроков? Современная или "неумирающая классика"? Особенно если учитывать, что ММО становится порой вторым миром и домом для многих людей.
Немного о главном
Как говорилось выше, "жизнь" в большинстве современных ММО начинается после взятия максимального уровня. Будь то масштабные арены PvP или рейды - хай-энд контент, его разнообразие и качество свидетельсвуют о потенциале игры в целом. Согласитесь, довольно грустно осознавать, что после Х уровней прокачки тебе в игре делать больше нечего.
Игры, справившиеся с этой задачей и выпускающие регулярно новый контент для топов - живут и здравствуют, по нескольку лет занимая первые места в рейтингах ММО-игр, и примеров тому достаточно. А все почему? Люди погружаются в мир конкретной игры и не хотят из него выходить, ибо там они проводят свое свободное время наиболее комфортно.
Подводя итог, скажу, что современные ММО - это не тренировка ума, а развитие моторики и реакции: порой полсекунды промедления в рейде могут стоить жизни не только неумелому игроку, но и всем его товарищам. И вот тогда проявляется элемент социалки: если ты краб и не можешь моментально реагировать на события, то скоро твое место в рейде займет другой, более умелый игрок. Либо учишься двигаться, либо уходишь в запас. И тут нет места подумать - для работы ума добро пожаловать в Судоку.
Вообще, спор по части "Я играл в MUD-ы, потому мне и судить" - глуп по своей сути.
Напоминает старые разговоры в стиле: "Как ты можешь оценить все достоинства оптоволокна, если никогда модема не видел?" И "новичок", сокрушаясь о своем незнании, в спешке побежит устанавливать dial-up на ближайший год, чтобы познать мудрость? Естественно, нет.
Так и здесь. Ну играл ты в MUD. И что? Это не помешает тебе быть крабом в играх последнего поколения. Нисколько не хочу обидеть "застарелых геймеров", каждый здесь судит за себя, но если кто-то стопорится на пройденном этапе эволюции - гудбай до тех пор, пока не встретимся в настоящем. И тогда уже не будем сравнивать стул с небом, а начнем говорить по существу.
На этом Опечфот откланивается!
Приятных игр вам!