[519x700]
Судьбы русских меценатов конца XIX – начала XX столетия были блестящи и трагичны одновременно. И судьба княгини Марии Клавдиевны Тенишевой – не исключение. Родилась она 1 июня 1858 года. В девичестве носила фамилию Пятковская.
По отчиму звалась Марией Морицовной фон Дизен. Внешне жизнь её была вполне благополучной. А вот психологически – очень напряженной, ведь она была незаконнорожденной дочерью. Но вот чьей – это так и осталось тайной. Мать её не любила. Замуж Марию выдали за человека, который не любил её, да и она его тоже. Несколько лет, промучившись, они развелись.
Второй брак был словно глоток живительной влаги, она будто родилась заново – в 1892 году Мария вышла замуж за князя Тенишева Вячеслава Николаевича. Он был крупным российским промышленником. Ему в то время было сорок восемь лет, а ей шёл всего только двадцать шестой год. Прожили они счастливо 11 лет. Но родственники мужа не признали Марию Клавдиевну.
[250x415]
М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)
В родословную князей Тенишевых она так и не была вписана… Князь Тенишев, помимо княжеского титула и духовной опоры, дал Марии возможность реализовать себя, распоряжаясь его состоянием, в качестве просветительницы и меценатки. Мария Клавдиевна дружила со многими светлейшими и просвещённейшими умами эпохи – такими как Репин, Тургенев, Чайковский, Врубель, Рерих, Бенуа, Серов, и многими другими знаменитостями. Совместно с Репиным она открыла школу для рисования.
Ею были открыты курсы для подготовки учителей, под Брянском создано ремесленное училище. В Петербурге и Смоленске она открыла несколько начальных школ. Но делом всей жизни княгини Марии Клавдиевны Тенишевой стало Талашкино. Это было родовое имение её подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четверинской. Тенишевы приобрели его в 1893 году. Управление делами имения они оставили в руках княгини.
[700x525]
Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896)
Эти две женщины воплотили в Талашкино мысль об «идейном имении». На рубеже веков Талашкино превращается в духовный и культурный центр России. Родом из Талашкино и неорусский стиль в искусстве. В 1894 году супруги Тенишевы купили ещё и хутор Фленово, который был рядом с Талашкино. Там готовились настоящие фермеры, которых требовала реформа Столыпина.
Выпускники этой уникальной школы в сельском хозяйстве могли заниматься абсолютно всем. Там же, при школе, были организованы мастерские художественных народных промыслов. А в Москве, в Столешниковом переулке, был открыт магазин по продаже изделий, выпускаемых этими мастерскими.
[325x700]
Мария Тенишева в 1911 году в дар Смоленску передала первый в России музей «Русская старина». Это музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Государственному Русскому музею, а в то время он назывался музеем императора Александра III, Тенишева подарила большую коллекцию акварелей русских художников… Да и сама Мария не была обделена талантом. Она была замечательным художником-эмальером.
Ее работы были очень высоко оценены профессионалами в Италии, Лондоне, Праге. Такая похвала была немыслимой для женщины, да к тому же еще и иностранки. Тенишева была избрана членом нескольких академий. Умерла она в Париже 14 апреля 1928 года, будучи там в эмиграции. Однако вклад Марии Тенишевой в развитие российской культуры трудно переоценить.
[223x354]
Княгиня Мария Тенишева
ВПЕЧАТЛЕНИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ
Воспоминания
http://belousenko.com/books/memoirs/tenisheva_memoirs.htm
Талашкино. Имение княгини Марии Тенишевой,
Талашкино (от тала́шиться — "суетиться, метаться") — русское село, расположенное недалеко от Смоленска, в 1890-х гг. имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, известной меценатки. На рубеже XIX—XX вв. усадьба Талашкино имела значение центра художественной жизни, близкое роли Абрамцева — имения С. И. Мамонтова в 1870—1880-е гг.
Во второй половине 90-х годов 19 века Мария Клавдиевна Тенишева покидает столицу и прочно обустраивается в собственном имении, купленном еще в 1893 году у своей ближайшей подруги и наставницы Е.К.Святополк-Четвертинской. Лежащее в 17 километрах от древнего Смоленска Талашкино, так же как некогда подмосковное мамонтовское Абрамцево, становится благодаря усилиям новой владелицы центром возрождения народных промыслов и создания нового русского стиля.
В тенишевском Талашкине заново рождались забытые крестьянские ремесла, обновлялся древний художественный язык. Все приспосабливалось к быту, к запросам современной жизни. Это отвечало принципам самой Тенишевой, которую, по ее собственному признанию, «любовь к красоте без делового смысла» не трогала. «Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало, — вспоминала на склоне лет М.К.Тенишева. — Мои талашкинские мастерские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым...»
В Талашкине открывались сельскохозяйственные школы с художественно-промышленными отделениями, где мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек — рукоделию. Эскизы для художественно-ремесленных мастерских, продукцию которых продавали в московском магазине «Родник», создавали приезжавшие в Талашкино художники — Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Николай Рерих. Дольше других здесь жил Сергей Малютин, три года руководивший столярной и резной мастерскими. Малютин делал эскизы сундуков и кресел, по его проектам были построены сказочный «Теремок», домашний театр и музей «Русская старина» в Смоленске, в котором была собрана богатейшая тенишевская коллекция, доходившая до восьми тысяч предметов. Его экспонатами были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки.
С 1946 село Талашкино имеет статус историко-художественного заповедника.
http://www.vse-strani-mira.ru/world-art/russian-art/488-talashkino.html
Источник:
© Shkolazhizni.ru