Человек - это тело, эмоции, Разум.
Когда эмоции смыкаются с телом - это низшее состояние называется невежеством. Человек живет только интересами тела.
Когда эмоции не примыкают ни к телу, ни к Разуму, человек живет чувствами.
Когда эмоции смыкаются с Разумом и Разум контролирует все - это состояние называется мудростью.
Ум имеет две особенности. Первая: он бежит вслед за чувствами. Но за каким бы чувством он беспомощно бы ни следовал, это приведёт к несчастью. Если горшок с водой опустел, мы не должны делать вывод, что вода просочилась через десять отверстий: одного отверстия вполне достаточно, чтобы он опустел. Точно так же и с чувствами – если хотя бы одно бесконтрольно, человек будет обречён на неволю. Поэтому необходимо владеть всеми чувствами.
Вторая особенность ума: его потенциал может быть стимулирован хорошими практиками, такими как дхьяна(медитация), джапа (повторение имён Бога), бхаджаны (воспевание имён Бога) и пуджа (служение Господу). С силой и способностями, улучшенными таким образом, ум может помогать этому миру или вредить ему, поэтому ментальную силу, полученную благодаря садхане (духовной практике), нужно удерживать от неправильных действий ее посредством самы. Чувства должны направляться разумом (духовным интеллектом буддхи), освобождая от влияния ума. Только тогда можно достигнуть духовного продвижения.
Манас или ум – всего лишь клубок мыслей, совокупность стремлений и желаний. Как только мысль, устремление или желание возникает в уме, разум-буддхи должен исследовать её ценность и правильность – хорошая она или плохая, будет она помогать или препятствовать, к чему она приведёт и чем всё закончится. Если ум не подвергать такому исследованию, он окажется на пути крушения. Если он повинуется разуму, он сможет двигаться по правильному пути.
Для собственного духовного роста человек имеет три главных инструмента: разум, ум и чувства. Когда чувства порабощают ум, человек оказывается пойманным в ловушку и связанным. Тот же самый ум, когда он контролируется разумом, позволяет человеку познать свою собственную реальность, Атму. Вот почему ум считается причиной неволи или освобождения.