Вся её феерическая и долгая жизнь полна невероятных приключений, знакомств и дружбы с властителями дум русской интеллигенции конца XIX — начала XX веков. Она не была поэтессой и танцовщицей, не писала картины, она была просто красавицей, которой восторгались, любили, посвящали стихи. 
	 
	Как спорили тогда — ты ангел или птица! 
	Соломинкой тебя назвал поэт 
	Равно на всех сквозь черные ресницы 
	Дарьяльских глаз струился нежный свет.
А. Ахматова
Саломея в 1910 году
	
	Однажды вечером её увидел Блок.
	
	«И вдруг в проеме двери, будто из тумана, возник тонкий женский силуэт. Душа его радостно встрепенулась — значит, не сон, не мираж! Уже несколько вечеров подряд в один и тот же час в ресторане появлялась эта таинственная дама. Пьяный гул на мгновение замолкал. Жадные мужские взгляды устремлялись на девичий стан, шелками схваченный. А она легкой походкой, шурша шелками, направлялась к столику у окна. Заказывала шампанского. Потягивала вино, не обращая внимания на окружающих. Иногда вскидывала глаза. Он пытался поймать ее взгляд. Но казалось, она смотрела сквозь него. В неведомую даль. Поэт меланхолично отмечал: И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу... 
	Он вынул записную книжку. И быстро-быстро стал записывать рвущиеся из души строки:
	
	И каждый вечер, в час назначенный 
	(Иль это только снится мне?), 
	Девичий стан, шелками схваченный, 
	В туманном движется окне. 
	И медленно, пройдя меж пьяными, 
	Всегда без спутников, одна, 
	Дыша духами и туманами, 
	Она садится у окна. 
	И веют древними поверьями 
	Ее упругие шелка, 
	И шляпа с траурными перьями, 
	И в кольцах узкая рука. 
	И странной близостью закованный, 
	Смотрю за темную вуаль, 
	И вижу берег очарованный 
	И очарованную даль.
	
	В тот вечер родилось одно из самых прекрасных стихотворений поэта. „Незнакомка“ Блока стала символом Прекрасной Дамы — блистательного явления русской жизни накануне краха старой России».
	
	Саломея Николаевна Андроникова (Андроникашвили) родилась в октябре 1888 г. в Тифлисе. 
	
	Отец Саломеи, Иван (Нико) 3ахарьевич Андроникашвили (1862-1947), по матери Джордадзе, был агрономом и общественным деятелем. В 1887 г. он окончил Лесную академию в Москве, а затем в течение тринадцати лет работал главным экспертом Кавказского комитета по защите от филлоксеры. С Лидией Николаевной Плещеевой, внучатой племянницей поэта А.Плещеева, Иван Андроникашвили познакомился в Петербурге. У Лидии Николаевны было трое детей от первого брака, которые погибли при трагических обстоятельствах. Она была старше Андроникашвили, но полюбила его так, что, бросив своего первого мужа, приехала с Иваном Захарьевичем в Тифлис. Прожили они вместе более тридцати лет и имели трех детей: Саломею, Мариам и Яссе. 
	 
«Мать моя русская (Плещеева) была женщиной удивительной, вполне незаурядной, — вспоминала Саломея Николаевна в 1970 г. в одном из своих писем известному тбилисскому коллекционеру Папуне Церетели. — Воспитывались мы в русских традициях. Отца любили, любовались им, но он в нашем воспитании никакого участия не принимал. Я — старшая, выдалась меньше русской. И хотя физически — в отца, нравом и характером очень похожа на мать. Сестра Машенька (Маруся) гораздо более грузинка. Яссе, брат — половина на половину. Все мы трое были близки и дружны. Я, старшая, их пережила».
	
	(Впоследствии Маруся вышла замуж за экономиста Т. Шарашенидзе и работала в Тбилиси в Институте географии. Брат Саломеи красавец Яссе, юрист и руководитель молодежного театра в Москве, имел от первого брака с петербурженкой Вахтер сына Константина. В революцию мать и сын эмигрировали. Константин стал известным переводчиком при президентах де Голле и Помпиду. Судьба Яссе оказалась трагичной. В 1934 г. Саломея прислала брату письмо с оказией через французского журналиста. Это стало причиной ареста и гибели Яссе). 
	
	Андрониковы — одна из древнейших фамилий кахетинских князей, родоначальником которых, по семейной легенде, являлся византийский император из династии Комнинов — Андроник (1113 — 1185 гг.). Правда, отец Саломеи Николай (Нико) Захарьевич Андроников был скромным агрономом, более всего озабоченным тем, каким образом наскрести денег для достойного образования дочерей и устройства их в жизни. «Устройство в жизни», как правильно понимают уважаемые читатели, означало прежде всего выгодное замужество. И если чеховские три сестры в эти годы восклицали «в Москву, в Москву!», то обедневшие тифлисские князья Андрониковы заменяли эту фразу словами «в Петербург, в Петербург!»
	
	Так, в 1906 г. юная Саломея оказалась в столице Российской империи. Для нашей героини родители ни на что не скупились. В центре Санкт-Петербурга, на Мойке, для неё и двоюродной сестры Тинатины (последняя вскоре вышла замуж за Сергея Танеева, брата Анны Вырубовой — любимой фрейлины императрицы Александры Фёдоровны) была снята трёхкомнатная квартира, которую сестры превратили в литературный салон. Здесь, восхищённые умом и красотой девушек, бывали писатели, поэты, актёры.
	
	Здесь же произошло знакомство Саломеи с одной из самых ярких и загадочных личностей прошлого века — Зиновием Пешковым. 
	 
Зиновий Пешков в мундире майора французской армии в 1926 году. Будущий генерал французской армии, кавалер пятидесяти правительственных наград. Владел семью иностранными языками, в том числе арабским, китайским и японским.
	
	Зиновий Пешков являлся приёмным сыном пролетарского писателя Максима Горького, а происходил из семьи Свердловых. Именно его родной брат Яков Михайлович Свердлов возглавит затем, после Октябрьской революции, ВЦИК и станет вместе с В.И. Лениным одной из главных фигур отечественной истории. А что же Зиновий? Он предложил нашей героине в 1907 г. руку и сердце и почти получил согласие. Но тут вмешались отец и мать, которые срочно выдали Саломею «не за какого-то оборванца» (знали бы они о дальнейшей судьбе несостоявшегося зятя!), а за крупного чаеторговца, выходца из купцов и потомственного почётного гражданина Павла Семёновича Андреева, бывшего вдовцом и старше невесты на восемнадцать лет. Посему с Зиновием Пешковым, раздосадованным отказом и уехавшим в Америку, мы пока расстанемся и поговорим о семейной жизни нашей героини.
	
	Дело в том, что П.С. Андреев оказался владельцем имения Скреблово Лужского уезда. Вот как рассказывала сама Саломея Николаевна о тех временах в беседе с известной писательницей Ларисой Васильевой, посетившей её в 1971 году: «Прошла осень, зима, весна, наступило лето, мы всей семьёй поехали в его имение... Место чудное, большой дом, а в парке маленький домик с террасой и кухней. Я его облюбовала для себя и поселилась там отдельно. Лето шло весело... За стол садились двадцать человек — дети Павлика (Павла Семёновича Андреева. — А. О.), мои и его родственники — уйма народу». 
	
	Из дальнейшего рассказа следовало, что тихая семейная скребловская идиллия вскоре прервалась по вине мужа, который якобы начал ухаживать сначала за двоюродной сестрой Тинатиной, а затем за родной сестрой Саломеи — Машей. 
Саломея Николаевна сразу же подала на развод и отсудила у своего незадачливого супруга при помощи адвоката Луарсаба Андроникова (кстати сказать, отца известного пушкиниста и лермонтоведа Ираклия Луарсабовича Андроникова) большую петербургскую квартиру и такую сумму, которая позволила ей не считать деньги вплоть до событий октября 1917 г.
	Итогом их краткой совместной жизни было и появление на свет единственной дочери Саломеи Николаевны — Ирины, впоследствии баронессы Нольде, участницы французского антифашистского Сопротивления.
	
	Можно, конечно, усомниться в справедливости тех упреков, которыми блистательная Саломея осыпала П.С. Андреева. Ведь, как известно, этот брак был заключён не по любви, а по настоянию родителей, как говорят, из голого расчёта. На вопрос Ларисы Васильевой, каким же был муж Саломеи Николаевны, та отвечала: «Каким он был внешне? Очень крупный, русский, по-своему красивый, хмурый несколько...» Кстати сказать, после событий 1917 г. купец П.С. Андреев не эмигрировал, а переехал в Скреблово, где вступил в коммуну и трудился вместе с крестьянами. Разве такой муж был нужен княжне Андрониковой? Комментируя эту ситуацию, как не вспомнить слова героини Ф. Раневской из кинофильма «Весна»: «Вам нужна не моя любовь, а моя жилплощадь...» Но и «жилплощадью» бывшего мужа нашей героине удалось попользоваться только десять лет.
	
	Попав в Петербург, Саломея подружилась с поэтами и художниками, создала свой литературный салон, пользовавшийся большим успехом. 
	
	В мемуарных записках Тэффи (1913 г.) можно прочесть: 
	 
«Украшением ... вечеров, как всегда, была Саломея Андреева (Андроникова) -
не писательница,
не поэтесса,
не актриса,
не балерина
и не певица.
— сплошное не.
Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга...»
	
	О. Мандельштам посвящал ей стихи. Искусствовед И. Дзуцева в своей работе «Музы», внимательно проследившая жизнь С.Н. Андрониковой, отметила, например, что «Грузия предстала в поэзии Мандельштама в облике петербургской красавицы Саломеи Андрониковой». 
	 
	Я научился вам, блаженные слова:
	Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита.
	В огромной комнате тяжелая Нева,
	И голубая кровь струится из гранита.
	Декабрь торжественный сияет над Невой,
	Двенадцать месяцев поют о смертном часе.
	Нет, не соломинка в торжественном атласе
	Вкушает медленный томительный покой.
	В моей крови живет декабрьская Лигейя
	Чья в саркофаге спит блаженная любовь.
	А та, соломинка — быть может, Саломея —
	Убита жалостью и не вернется вновь!
Осип Мандельштам. «Соломинка»
	
	Анна Ахматова подарила ей сборник «Четки» с надписью «В надежде на дружбу», а также сборник «Белая стая» со словами любви и дружбы. 
	 
	Всегда нарядней всех, всех розовей и выше,
	Зачем всплываешь ты со дна погибших лет?
	И память хищная передо мной колышет
	Прозрачный профиль твой за стеклами карет.
	Как спорили тогда — ты ангел или птица,
	Соломинкой тебя назвал поэт,
	Равно на всех сквозь черные ресницы
	Дарьяльских глаз струился нежный свет.
	О тень! прости меня,
	но ясная погода, Флобер, бессонница и поздняя сирень
	Тебя, красавицу тринадцатого года,
	И твой безоблачный и равнодушный день
	Напомнили, а мне такого рода
	Воспоминанья не к лицу. О тень!
А. Ахматова. «Тень»
Василий Шухаев. Портрет Саломеи Андрониковой-Гальперн
	
	Летом 1917 г. друг Саломеи поэт Сергей Рафалович увез ее с дочкой в Крым, где Василий Шухаев написал известный портрет.
	
	В сентябре 1917 г. Саломея с дочерью, горничной и бонной выехала в Баку, а затем в Тифлис. Когда Саломея Николаевна с маленькой дочерью оказалась в Тифлисе, она и здесь была среди артистов, поэтов, музыкантов. Вместе с поэтами С. Городецким и ее другом С. Рафаловичем она даже издавала литературно-поэтический ежемесячник «Орион».
	
	К ней обращено стихотворение вождя грузинского поэтического объединения «Голубые роги» Григола Рабакидзе «Офорт»:
	 
	Кровавый хмель гранатов зноя
	Зовет всех женщин на разгул.
	И слышен, слышен темный гул
	Любовных помыслов в ночноя.
	Горит тигрица Саломея
	В садах, у дикого куста,
	Зовя любовь, янтарно млея
	Целует мертвые уста.
	
	Ветры революции и Гражданской войны вырвали её, как и тысячи других княгинь, графинь, смолянок — фрейлин из особняков Санкт-Петербурга, и с грохотом, моральными и физическими надломами зашвырнули на мостовые Константинополя, Праги и Парижа... Как писал в 1923 году Георгий Иванов:
	 
	Январский день. На берегу Невы
	Несётся ветер, разрушеньем вея.
	Где Олечка Судейкина, увы,
	Ахматова, Паллада, Саломея?
	
	Все, кто блистал в тринадцатом году — 
	Лишь призраки на петербургском льду.
	
	Ветер революции понёс Саломею Андроникову на Украину, в Крым, Грузию, а затем во Францию. На этом пути была остановка в Харькове, где из тюрьмы её вытащил... Зиновий Пешков. К тому времени он был французским разведчиком и дипломатом, представлявшим интересы своей новой родины в меньшевистской Грузии. Своему приёмному отцу, знаменитому «буревестнику революции», он дал телеграмму следующего содержания: «Отец! Звони Ленину, Троцкому, хоть Карлу Марксу, но спаси из харьковской тюрьмы Саломею Андроникову!»
	 
Александр Яковлев. Портрет Саломеи Андрониковой и Ашени Меликовой (Три женщины). 1922 г.
	
	Саломея была немедленно освобождена и продолжила свой путь. В 1922 г. она оказалась в Париже,куда её увез Зиновий Пешков, брат Якова Свердлова, приемный сын Максима Горького, в будущем бригадный генерал, посол Франции, сподвижник де Голля, награжденный высшими орденами Французской республики. Любовной парой надолго они не остались, но друзьями были всегда.
	 
Саломея Андроникова. Портрет работы Кузьмы Петрова-Водкина. 1925 г.
	
	В Париже в 1925 году Саломея вышла замуж за известного адвоката, либерала, бывшего управляющего делами Временного правительства, ближайшего друга А.Ф. Керенского — Александра Яковлевича Гальперна и стала носить двойную фамилию Андроникова-Гальперн. В Париже она не затерялась. Неувядающая красота позволила ей работать натурщицей и манекенщицей, а дипломатическая служба мужа открыла двери в дома бизнесменов и аристократов.
	
	При этом надо честно сказать, что госпожа Андроникова-Гальперн никогда не забывала тех, с кем делила дни чудесной юности. 
	
	Парижская жизнь С.Андрониковой была освящена дружбой с Мариной Цветаевой. Саломея морально и материально поддерживала Цветаеву, ссужая ее деньгами и распространяя билеты на ее поэтические вечера. И для Цветаевой Саломея стала музой, будившей ее воображение: «Очень Вас люблю... Вы мне бесконечно нравитесь» (из письма от 22 марта 1931). И четырьмя годами раньше Цветаева пророчила Саломее: «Вас всегда будут любить слабые, по естественному закону тяготения сильных к слабым и слабых — к сильным».
	 
З. Серебрякова. Портрет С. Андрониковой. 1925 г.
	Узнав о том, что в Ленинграде скромно живёт и нигде не выставляется художница Зинаида Серебрякова, она в 1926 г. через своего верного и вездесущего Зиновия устроила ей переезд во Францию.
	 
Портрет работы Бориса Григорьева. Ранее 1939 г.
	
	До 1940 г. она оставалась в Париже, где имела квартиру на улице Колизе, и работала в журнале мод Вожеля. В 1940 г. Саломея с внуком переехала в Америку, куда ее вызвал А. Гальперн, работавший при английском посольстве. Дочь Ирина, коммунистка и участница Сопротивления, и ее русский муж, служивший во французской армии, находились во Франции в нацистском плену.
	
	Когда-то С.Андроникова призналась, что «совершила глупость, оставила родину в трудный момент». Эта умная и гордая красавица, грузинская княжна до последних дней своих думала о России, о Грузии.
	
	Прошли годы... Свой бесконечный «серебряный век» Саломея Андроникова-Гальперн доживала в прекрасно обставленном доме на улице Челси-Парк-Гарденс в Лондоне. Вот как описывала последние годы её жизни Лариса Васильева, открывшая эту уходящую натуру для советского читателя: «Мы сидим в её большой продолговатой кухне за длинным столом и ужинаем. Она, как всегда, удивляет кулинарным талантом. Саломея высокая, тонкая, седая, волосы коротко острижены, завиты, щёки подкрашены, губы подведены, на ней длинное платье из той породы, которые на Западе надевают для гостей.
	 
— Всегда к ужину переодеваюсь в длинное, независимо от того, будут гости или нет. Привычка... Нет, вы не уговаривайте меня слетать в Россию туристкой. Знаю, знаю, встретите, обласкаете — не в вас дело. Я как подумаю, что утром проснусь в Петрограде — Ленинграде и вокруг русская речь — у меня уже здесь сердце разрывается. А что там будет? Умру от счастья».
	
	В мае 1982 г. лондонская газета «Таймс» сообщала: «8 мая в Лондоне на 94-м году жизни скончалась Саломея Николаевна Андроникова, последняя из блистательных женщин, которым довелось быть современниками расцвета Серебряного века русской поэзии. Саломея Андроникова была одной из самых известных красавиц той эпохи...»
	________________________________________
	источники:  "1"    "2"