Это цитата сообщения
liudmila_leto Оригинальное сообщение Скрипичные концерты XX века
[600x360]
[показать]
Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром,ре минор, Опус 47 (1903)
1. Allegro moderato
2. Adagio di molto
3. Allegro, ma non tanto
Эмоциональный, величественный и захватывающий концерт давно стал фаворитом аудитории. Один из критиков сравнил музыку концерта с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
[показать]
С. Прокофьев
Концерт для скрипки с оркестром No.2 соль минор (1935)
1. Allegro moderato
2. Andante assai
3. Allegro, ben marcato
Второй скрипичный концерт Прокофьева полон счастливых мелодических находок - это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности – от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна - некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно Золушку. Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть - замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы - главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет (жена Прокофьева - испанка).
[показать]
И. Стравинский
Концерт для скрипки с оркестром in D (1931)
1. Toccata
2. Aria I
3. Aria II
4. Capriccio
Концерт для скрипки с оркестром Стравинского - неоклассическое сочинение, написанное с явной ориентацией на Баха. Как и в большинстве произведений периода неоклассицизма Стравинский сохраняет здесь эпическое спокойствие, приверженность музыкальной математике и предписывает исполнителям сухую и отстраненную игру. Солирующий инструмент и оркестр в нём на равных правах, и вслушиваться в странные звуки оркестрового сопровождения не менее интересно, чем в выверенные линии, вычерчиваемые скрипкой, тем не менее всё это звучит как вполне образцовый скрипичный концерт, и в трактовке современных исполнителей вполне экспрессивно.
[показать]
А. Хачатурян
Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940)
1. Allegro con fermezza
2. Andante sostenuto
3. Allegro vivace
В концерте для скрипки с оркестром Хачатуряна оригинально используется ряд приемов, употребляющихся в армянской и грузинской народной музыке (многократно повторяющийся упор на один звук, орнаментика, хроматизмы, прихотливая ритмика), черты импровизационности близки пению ашугов, вспоминаются сказочный восток Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева.
[показать]
М. Равель "Цыганка"
концертная рапсодия для скрипки c оркестром (1924)
В основу "Цыганки" Равеля положены мелодии стиля вербункош, вернее сказать, их стилизованное подобие. Сольная партия написана в блестящем концертном стиле, партитура отмечена печатью чисто французской элегантности, изобилует изысканно тонкими сочетаниями скрипки с оркестром.
[показать]
Альбан Берг
Концерт для скрипки с оркестром 'Памяти ангела' (1936)
1. Andante - Allegretto
2. Allegro - Adagio
Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга посвящён памяти талантливой юной скрипачки Анны Гропиус - дочери вдовы Густава Малера, умершей в семнадцатилетнем возрасте (имени её в посвящении нет. Там сказано лишь: "Dem Andenken eines Engels" - "Памяти ангела"). Концерт основан на додекафонной теме, возносящейся от самого низкого звука скрипки ввысь, в верхний регистр, где зависает на "фа" третьей октавы. Во 2-м разделе второй, последней части, Берг цитирует хорал Баха, удивительно органично вписывающийся в двенадцатитоновую ткань Концерта. В музыке царит просветленная созерцательность и отрешенность.
[показать]
Д. Шостакович
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, соч. 77 (1948)
I. Nocturne (Moderato)
II. Scherzo (Allegro)
III. Passacaglia (Andante)
IV. Burlesque (Allegro con brio - Presto)
Шостакович написал свой первый скрипичный концерт в 1948 году. В концерте выражено с присущей только этому композитору пронзительной остротой настроение той эпохи, "темнота 20-ого столетия."
[показать]
Бела Барток
Концерт для скрипки с оркестром No.2 (1938)
I. Allegro non troppo
II. Andante tranquillo
III. Allegro molto
Второй концерт для скрипки с оркестром Белы Бартока давно стал музыкальной классикой XX века, сделав народные венгерские ритмы с восточноевропейских задворок достоянием мировой классики. "От мрака, ужаса и безысходности наших дней - к миру, свету и радости" - так можно было бы охарактеризовать скрытую программу этого концерта.
Эдвард Элгар
Концерт для скрипки с оркестром, op.61 (1910)
I. Allegro
II. Andante
III. Allegro molto
Концерт Элгара в си миноре, Опус 61, написанный в 1910 году - один из немногих удержавшихся в репертуаре английских "старомодных" концертов, сотканный из знакомых романтических формул, демонстрирует викторианское великолепие и эмоциональную чувствительность одновременно.
[показать]
Кароль Шимановский
Концерт для скрипки с оркестром No.2, Op.61 (1933)
Второй концерт Шимановского объединяет французскую созерцательность со славянской необузданностью, древний гуцульский фольклор и современный музыкальный язык. Духом народных ритмов, задором и лирической искренности наполнена партитура - композитор проникает в те глубины, где находятся архаические праинтонации польской музыки.
[показать]
http://intoclassics.net/news/2014-10-06-24469