• Авторизация


Лето в православном народном календаре – численнике 24-07-2012 08:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Переход от звонкого красавца мая в жарник - июнь едва заметен. Тепло полностью вступило в свои права…
«Не жди лета долгого, а жди теплого», - говорят старые люди. Самая знаменательная примета этих дней - свет. По народному календарю: «С Петра - поворота (25 июня) солнце поворачивает на зиму, а лето на жары».

[показать]


«Лето крестьянину - мать и отец, - любили говорить старые люди. - Летний день год кормит. Летний день за зимнюю неделю». В летнюю пору широк круг деятельности земледельца: вырывать сорняки, окучивать картофель, косить сено, поливать овощи, в страду - уборка хлебов. А работы все прибавляется: «Всем лето хорошо, да макушка тяжела», «Плясала баба, плясала, да макушка лета настала».
Приметы лета на каждом шагу. Наступил июнь – хлеборост. В поле, как и в лугах: «Июнь - скопидом, урожай копит на целый год». Тяжел был этот месяц для русского крестьянина – малоземельца. «Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту».
Последний весенний праздник - Вознесенье справляли на сороковой день после Пасхи. С этого дня весна на отдых просится, уступая дорогу лету. «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется», - лирично поговаривали крестьяне.
На Вознесеньев день в ходу было и «вождение колоска» - старинный русский обряд. «С Вознесеньева дня, - поговаривали на Руси, - весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-богородицу из-под белой ручки глядит».
На «зеленой неделе» справляли Семик - девичий праздник. Называли Семик - честной, подобно Масленице, это один из наиболее почитаемых народных праздников. В стародавнюю пору Семик посвящали Перуну - самому грозному языческому богу. Перун не только держатель гроз и молний, но и обладатель животворных сил - одевает леса листьями, а луга - муравою. На Семик особая честь воздавалась березе. Она у древних славян считалась священным деревом, олицетворяла богиню Ладу.

[показать]


На Семик одна из деревенских забав - гонять русалок. По поверьям, русалки в этот день наиболее коварны: несдобровать тому, кто поддается их чарам, - защекочут. До самого Петрова дня продолжаются проказы русалок, которые, по воззрениям славян, являются душами умерших насильственной смертью. Выгоняла русалок из деревень, разумеется, молодежь.

[показать]


Церковь долго, но тщетно старалась отвратить людей от семицких забав, повелевая на «зеленой неделе» почитать убогих и калек. Вместо смеха заставляли лить слезы.

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Да,вот вам и церковь с её непонятной верой в боль и страдания!!!Тогда люди и так не особо жили,так ещё и церковь заставляла плакать!!!
А наши всё равно молодцы - повод для веселья нашли))))
Как сказать? За всех говорить не берусь, но плохо жили только те, кто не работал. Они-то потом и стали активистами революции)))) и встали у власти. У меня предки были кулаками и имели приличное хозяйство. Батраков не держали, приглашали работников на сезонные работы. А так - семьи большие, дружные, всё своими силами. А вот когда раскулачили, стало сложно. Всё общее и ничьё.
asmodeii 28-07-2012-16:07 удалить
До сих пор есть дохристианская традиция - на Троицу поминать утопленников, самоубийц, пропавших безвести, погибших некрещеных детей, которые по поверьям, превращаются в нимф, русалок и выходят на землю раз в год, как раз в эту неделю, которую в народе так и зовут Русалкой. Начиная с четверга Зеленой нед. (Русалкина Пасха), не ходят в поле и лес, “чтоб не защекотали русалки”. Как оберег носят при себе полынь или любисток, запаха которых будто бы боятся русалки.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лето в православном народном календаре – численнике | Горская_Юлия - Горская Юлия | Лента друзей Горская_Юлия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»