• Авторизация


Осколки.О фильмах «Сталинград» Федора Бондарчука; «Оттепель» Валерия Тодоровского 20-12-2014 11:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[541x297]

 

О фильмах: «Сталинград» Федора Бондарчука; «Оттепель» Валерия Тодоровского. 

Представьте себе, что на столе лежит вполне нормальное яблоко, однако с червоточиной в бочку.  Можно показать на него: «Это яблоко». Можно отрезать червивую дольку, выбросить её и оставшееся тоже будет яблоком. (Такой идеализированный мир представляли нам многие фильмы советской эпохи). Но можно выбросить само яблоко, а ущербную дольку, осколок от яблока назвать яблоком.  Почему-то именно таким и показывают нам современные фильмы советское время и вообще русскую историю.

1.
Итак, «Сталинград» - картина режиссера Федора Бондарчука. Дорогой фильм, снятый в России, кандидат на соискание премии «Оскар». 

Но это не просто «монотонный» и «несоответствующий действительности» фильм со «скудным сюжетом», каким он представляется в многочисленных рецензиях и отзывах. 

Авторы фильма не случайно связывают его с современностью, таким приемом, как рассказ о Сталинградской битве  пожилого МЧС-ника молодой немке, попавшей под завал.  В кинокартине прослеживается определенная философия, современный взгляд определенного круга лиц на Россию, её историю и, в частности, на историю Великой Отечественной войны:

В речь  капитана Громова вкладываются такие рассуждения, как: «Родину не убьют, Она большая». Напрашивается вывод: действительно, чего бояться, что отрежут куски  от той самой Родины. Кому-то и сейчас, когда уже изрядные территории отрезаны от неё, в мирное-то время, все еще не дают покоя существующие просторы России. 

Советским бойцам отказано в героизме во имя защиты Родины. В ходе диалога с девушкой Катей, капитан Громов утверждает, что, оказывается, бойцы его «не за Родину, за Сталина», не за свои семьи драться теперь будут, а за девушку Катю, которую знают всего-то ничего.  И если её убьют, бойцы «сломаются».  И, увы, некого и нечего уже будет защищать. Между тем, у каждого из солдат,  закрепившихся в одном из домов Сталинграда, была своя трагическая история  и свои счеты с немецкими захватчиками. Складывается впечатление, что слова эти произносит не капитан Громов, а некоторые известные всем герои телепередач, для которых Советский Союз – Гулаг, а история социализма - история Гулага. 
Затрудняюсь дать такому командиру, как  герой «Оттепели» капитан Громов, определение «советский». Да и является ли он положительным героем? Он, ко всему уже названному, беспощаден к матросу без веских на то оснований. Не пробует говорить с ним, когда каждый боец на счету, сразу дает приказ его  расстрелять». 

Навязывается зрителю и современное, усиленно пропагандируемое, своеобразное видение фашизма. Немцы предстают пред зрителем  не в привычном образе озверевших фашистов, а заложниками войны, как и советские солдаты. Немецкий офицер капитан Петер Кан, рассуждая  сразу после изнасилования русской девушки, заявляет, что у русских «нет ни малейшего представления о чести», русские – «бандиты, которые стреляют в спину», смысл войны для русских – это не победа, а месть. И в изнасиловании, по его словам, сама же девушка и виновата: «Я пришел сюда солдатом, а ты сделала из меня зверя». Из этого монолога мы, наверное, должны были понять, что война велась Советским Союзом не героически сражающимися советскими солдатами, а, в основном, штрафбатами, за спинами которых стояли отряды НКВД. 

Видимо, следуя этой теории, капитан Громов, жестоко расправившийся с моряком, даже не попытавшись с ним поговорить, отчаянно выступил на защиту немца, убитого одним из бойцов не в бою, а пришедшего за водой.
Современное восприятие войны не обходится в картине и без обращения к богу. Один из солдат называет себя ангелом, другого «бог в темечко поцеловал». В начале  форсирования Волги солдат крестится. О коммунистах и комсомольцах не слышно здесь вообще. Может, они и не поднимались первыми в атаку?

И, самое главное, у советских людей в киноленте была отнята та самая Родина, за которую они героически бились в ту жестокую войну.

Сравниваю эту картину с немецким фильмом одноименного названия «Сталинград». В последнем зримо, крупным планом советские солдаты почти  не присутствуют. Мы видим их в нескольких эпизодах. Но лица их и поступки запоминаются. И, в целом, на протяжении всего кинодействия ощущается сила и мощь советской армии, армии-победителя.  Убедительны в фильме, снятом немцами, и Сталинградская битва, и предательство офицеров фюрера, и  бесчеловечность самой войны. 

В ленте Федора Бондарчука прослеживаются мысли и тенденции фильма Карена Шахназарова «Белый тигр». Горят почему-то именно наши бойцы, в поединке между капитаном Громовым и немецким офицером Петером Каном нет победителя. Оба повержены. И вообще все советские солдаты, оборонявшие дом, погибают. 

Не хочется на фоне всех перечисленных проигрышных моментов говорить о художественных особенностях и сюжете, который кажется непродуманным и надуманным. Резко отрицательным моментом бросается в глаза речь персонажа-рассказчика за кадром. Видимо, авторам не помогли ни большие деньги, ни путаный сценарий выразить все мысли и события непосредственно в кадрах и игре актеров. 

Нет, по сути, Сталинградской битвы.  Постельных сцен авторы не смогли избежать. Любовные перипетии  слабы и навязчивы, вообще излишни. Женские образы вялые и не впечатляющие. Есть некоторые зрелищные картины, но они, скорее, для рекламы.

Так была ли Родина у советских солдат и вообще у всех советских людей, победивших фашизм?! 

Чему учит этот фильм? Для чего он снят? Признаться, ответов на эти вопросы не нашла. Однако своих мнений никому не навязываю.

2.
 «Оттепель» Валерия Тодоровского – яркая стилизованная картинка жизни и творчества определенной части советского общества, её богемной бунтарской молодёжи, как и раннее снятый Тодоровским фильм «Стиляги», с исканиями, любовью, разочарованиями, кажется вполне благополучной.   

Интересная фабула, много света, нарядных одежд и радужных надежд. Красивые актеры. Правда, женские роли выглядят размытыми, актрисы долго не запоминаются, За исключением Люси (Яна Сексте) и Регины Марковны (Нина Дворжецкая).

И, конечно же, классная музыка удачно вписалась в 60-десятые. Кстати, женщина-певица гораздо сексуальнее выглядит в одежде. Сцена постельная с ее участием упростила этот образ. Подобные сцены и обнаженная натура, видимо, должны служить завлечению  современного зрителя к просмотру. 

Но это всё, по-моему, сладкая вата на стержне того главного, что хотелось выразить автору в этом сериале.

Главная сцена, кульминация кинокартины – это сцена, в которой Хрусталев, главный герой, бьёт подвыпившего следователя. В этот удар герой Тодоровского вкладывает всю ненависть, ему присущую. К конкретному лицу? Не думаю. Следователь, скорее, собирательный образ. 

И это, пожалуй, всё, на что способен главный герой – оператор Хрусталёв. 
Художник – творец, может себе все позволить, быть жестоким, необязательным, лживым. Это не важно. Главное то, что он творец. А что, собственно, такой человек может сотворить, если и себя-то не сотворил?

Да, он меняет женщин, не кормит семью, не занят воспитанием дочери. Необязательный человек, не гадкий, но на него нельзя и положиться. Не воевал.

А почему, собственно, он должен воевать? Кого и что защищать? Семьи нет, Родину? Такого понятия для него тоже в фильме нет. Сталина в данном кинопоказе вообще не называют. Ему дали кличку. Один из героев кричит: «Усатого выкинули из Мавзолея!» Есть обида, что не дают сказать своё слово в искусстве. 

А было ему что сказать? Как-то не так я представляла себе 60-десятников. 
Что здесь от оттепели? Какие проблемы, значимые для общества, решают?

Для чего нужна была эта оттепель? Много пить, курить до абсурда (показное неуважение автора киноленты к зрителю), быть свободными от каких-либо обязательств в семье, признать однополую любовь. А дальше что?!

Мелко всё это. Хотели снять фильм «Осколки» - и сняли. 

3.
Выводы для себя сделала неутешительные. Почему нам навязывает кинематограф равновесие добра и зла, тем самым стирая грань их различия? К чему в наших фильмах каждый наступивший период истории старательно чернит прошедший, без русской истории не рискуем остаться? И каким образом, не имея прошлого, шагать в будущее?




© Copyright: Наталья Костянова, 2013
 

Иллюстрация: https://www.google.ru/

P.S.

«Сталинград» Бондарчука не попал в шорт-лист премии «Оскар»: http://www.newizv.ru/lenta/2013-12-21/194591-stalingrad-bondarchuka-ne-popal-v-short-list-premii-oskar.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (26):
RemDomTeh 26-12-2013-13:15 удалить
...Чему учит этот фильм? Для чего он снят?... А что, разве ещё и учить должен? Вы даёте нереальные планы... Бондарчук "гениальный" режиссёр, правда об этом только в России знают. Другой раз мне кажется, что идеологический аспект побеждает всё и здравый смысл, и логику, и оплачивается (хорошо оплачивается) за счёт государства. т.е. за счёт пенсионеров, льготников, бюджетников и остальных незащищённых слоёв населения. Зато чиновникам, депутатам и остальным "недоедающим" категориям у которых рожа никак не треснет, оклады повышаются и не на 100 руб.
Ответ на комментарий RemDomTeh # И я о том же, зачем нам опять идеологию свою пытаются ... Достаточно правдиво показывать события.
манченко 26-12-2013-13:20 удалить
Я поражаюсь таланту тратить государственные деньги на всякую пошлось и обгаживание нашей истории Михалковым. у него зашел ум за разум. К его старости в его инсультные мозги ничего хорошего как раньше не заходит. Зачем нам смотреть его пошлятину на исторические темы.
манченко 26-12-2013-13:21 удалить
Я уже не смотрю михалковские шедевры в последнее время. у него мозг сдулся.
Почему нам навязывает кинематограф равновесие добра и зла, тем самым стирая грань их различия? К чему в наших фильмах каждый наступивший период истории старательно чернит прошедший, без русской истории не рискуем остаться? И каким образом, не имея прошлого, шагать в будущее. Благодарю!!!
Ответ на комментарий манченко # Михалков? Вообще-то похожи.
Ответ на комментарий манченко # Спасибо за отзыв, постараюсь посмотреть Михалкова.
Ответ на комментарий Анастасия_Остроумова # Рада пониманию!
Я не смотрела эти фильмы. Но думаю, что сценарии писались со слов очевидцев тех событий. Те, кто воевал, давно умерли уже. Остались те, кто не был в гуще военных действий.Или были совсем молодыми, мало им досталось. вот и навыдумывали. Вообще люди жили по-разному. как-то я рассказывала, ка жило мое поколение , в очередях, по талонам, при страшном дефиците. Но счастливые и веселые. А одна дама, которая жила в деревне, была женой председателя колхоза, потом была председателем сельсовета, в горкоме комсомола, ничего этого не знала. Жила припеваючи, как сыр в масле. Мы будем с ней по-разному описывать одно и то же время.
Отец Бондарчука тот,да-гениальный режиссёр!! А,этот...,да и Тодоровский мл.,тоже из той же "песочницы" - такую туфту снимают,за ТААКИЕ деньги!!!И не надо критикам(некоторым) писать,что фильмы побили все рейтинги по успешности! От себя скажу,что не умеют наши снимать и играть..не у м е ю т!! Разве что вот такое дерьмо..И как же им на такое..г....такие деньги "отстегивают" ?!!
graf-4 26-12-2013-17:39 удалить
Если выделяются неокупаемые средства из госбюджета "народные" денюжки,значит это нужно политикам,навязавшим народу свою политику,выгодную врагам России. А к перелицовке истории России у истинного народа русского выработался устойчивый иммунитет.
+Полностью согласна с тобой, Наташа. Такое же восприятие. После просмотра "Оттепели" было ощущение даром потраченного времени. Уже редко стала смотреть наши фильмы - слишком велико разочарование.
Ответ на комментарий Нина_Бочкарева # Ниночка, рада тебе, добавилась в читатели твои. Полностью согласна.
Ответ на комментарий Людмила_Мамонтова # Вы правы, отец и сын, увы...
Ответ на комментарий graf-4 # Да, мы привыкли уже, но пора бы уже и им отвыкнуть...
Ответ на комментарий Татьяна_Магдалена # Я досмотрела, чтобы дописать, а так мелко, конечно.
Flowering_Iris 27-12-2013-00:40 удалить
Конечно, это резонансные фильмы. И чтобы что-то о них сказать, надо их смотреть. Но я не могу заставить себя смотреть фильмы, которые снимают люди, которые в это время не жили или жили очень мало, тем более, что сейчас ври, что хочешь. Другое дело, костюмные исторические фильмы, их воспринимаешь как сказку для взрослых. О фильме "Оттепель" очень хорошо пишет Задорнов в своем блоге на ЖЖ. После его хлесткой рецензии (а я ему доверяю), я подумала, что была права, когда не стала смотреть этот фильм.
На Оскар его уже не выдвигают. Задвинули. У меня несколько постов было на эту тему, в т.ч. с петицией против.
Fotina45 27-12-2013-18:16 удалить
Я молодая 60-десятница (в 1963 году кончила 11 класс) но могу сказать ,что жила в это время и уже всё понимала и осознавала. И рассказы фронтовиков( тогда ещё многочисленных) помню. Не могла подобная история быть в то время!!!! Отошли более менее воины уже за границей,где воевали многие,которые не освобождали первые захваченные русские земли. Моя свекровь воевала в Сталинграде. Она, в гробу переворнулась наверное, от от такого Сталинграда. Умерла она в 2004г в твёрдой памяти. Извините за грубость, но по другому нельзя: Эти проститутки от культуры за шаткую надежду получить конфетку от Голливуда готовы и собственных родителей продать. Да, внуки с удовольствием крушат всё, что создано их великими дедами. А сейчас подошло время этих пакостных внуков и они с радостью пачкают всё, что можно. К счастью Господь не дал им талант их предков.
rosavetrov 27-12-2013-23:37 удалить
Здравствуйте, Наташа! С большим интересом прочитала Вашу статью и подпишусь под каждым предложением и выводом. Честно признаюсь, что фильмы не смотрела, т.к. уже из рекламных роликов поняла, как много там лжи. Не хотелось уж очень критиковать режиссёров этих фильмов, потому, что понимаю - ставят фильмы в угоду политике, забыв, что люди той эпохи были воспитаны на понятии чести. любви к своей земле, к семье, что они и защищали, не щадя своей жизни.Сейчас совсем иные понятия...Спасибо Вам, за то ,что поднимаете на обсуждение такие важные темы. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Пусть он будет для Вас надёжным другом!
Ответ на комментарий Flowering_Iris # Дайте ссылочку на Задорнова, прочту. Так не нашла в ЖЖ
Ответ на комментарий Евгений_Ленский # Да, уже задвинули, как и Белого тигра.
Ответ на комментарий Fotina45 # Увы, да. С Наступающим Вас!
Ответ на комментарий rosavetrov # Спасибо за интересный отзыв ! С Наступающим Новым годом! Новым счастьем!
Выводы и у меня не праздные. Аналогия с Левиафаном. Навязывают и не задумываются. А что хорошо и что плохо - решать зрителю.


Комментарии (26): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Осколки.О фильмах «Сталинград» Федора Бондарчука; «Оттепель» Валерия Тодоровского | Наталья_Костянова - Творческий блог Натальи Костяновой. Поэзия. Проза | Лента друзей Наталья_Костянова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»