


Формально Иван IV правил дольше любого из российских правителей — 50 лет и 105 дней. Прирост территории Руси при нём составил почти 100%. К завершению его царствования Русское государство стало размером больше всей остальной Европы.
На новгородском монументе «Тысячелетие России», поставленном в 1862 году, после тщательного отбора госкомиссии появилось 128 фигур деятелей, внёсших самый большой вклад в развитие российской государственности. Ивана IV сред них нет. Русская православная церковь постоянно даёт жесткий отпор предлагающим канонизировать Грозного. Зато в Орле установлен памятник. Есть заявки ещё на несколько. Их примерно столько же, сколько на установку памятников Сталину.
https://www.kp.ru/kniga-tajna-trekh-gosudarej/isto...noveniya-russkogo-gosudarstva/
При царе Иване IV был «разгул демократии».
1 августа
Историки отмечают, что при Иване Грозном практически не было народных восстаний. Самый непривычный термин, который мы можем применить к Ивану Васильевичу Грозному - демократ. Но некоторые авторы пишут, что при царе Иване IV был «разгул демократии».
Грозный вводит местное самоуправление - вместо так называемых “кормлений” и наместников в стране появились уезды и волости. В городах и волостях выбирали на несколько лет (или год) старост. Потом шли выборные губернские старосты. Духовенство, дворянство и черносошные крестьяне (платящие налог в пользу государства) выбирали и в городе и в уезде двух старост. А в помощь им выбирались присяжные заседатели, секретари и полицейские чины (десятские, пятидесятские и сотские)
Местная власть обладала широким кругом полномочий. Например, царская администрация не могла арестовать человека без санкции местного самоуправления. И были случаи, когда местная власть по требованию родственников освобождала арестованного, а с представителя администрации взимала “пеню за бесчестье”
В России был введён суд присяжных и презумпция невиновности.
По мнению историка Ключевского “С учётом этих преобразований главным результатом пресловутой опричнины стало не создание одиозного опричного войска, а массовое освобождение крестьян от крепостной зависимости. Вотчинные крестьяне, жившие на попавших в опричнину землях, переходили в состояние государевых черносошных крестьян — то есть обретали личную свободу, получали гражданские и избирательные права.”
Способствовало и образование. Иван IV издал указ об открытии церковных школ. Согласно документу, даже дети из бедных семей могли бесплатно обучаться грамоте, чтению и письму: «священников и у дьяконов, и у дьяков учинити в домех училища». Уровень грамотности рос. 65% бояр и дворян получили образование, среди посадских людей грамоте было обучено 40%, крестьян – до 15%.
При Иване IV появляются Земские соборы и с конца XVI века они начинают утверждать вступление на трон монархов. Конечно, престол передавался по наследству, но считалось, что царь должен получить одобрение выборных от всех сословий. Первым царём, утверждённым собором, был Фёдор Иоаннович.
Сергей Черных
https://dzen.ru/ivangroznyvodka?noredir=true
Иван IV вырос в атмосфере напряженных и настойчивых поисков путей исполнения особой миссии России, возложенной на нее Самим Господом, которая царила в России в первой половине XVI века. Конечно же, он воспитывался в духе ожидания восшествия на престол истинного Помазанника Божиего. И постепенно сознание собственного исключительного положения не только в русском обществе, но и во всем мире стало для него неоспоримым.
Значительнейшим фактом и в судьбе Ивана Васильевича, и в судьбе всей России стало принятие им в 1547 году царского титула. С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став царем -- первым русским царем! -- он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего, и наконец-то исполнил долгожданную мечту, давно лелеемую в русском сознании -- Российское царство теперь стало полновластным наследником и Рима «ветхого», и Рима «нового». Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. Вып.1-М.: Юристъ, 2003.
Поначалу, в конце 1540-х -- 1550-е годы, Иван Васильевич еще следовал советам своих приближенных, которых стали называть «Избранной радой», и которые во многом ориентировались на «нестяжательские» идеалы. Однако чем больше он взрослел, тем больше убеждался в том, что только он один и является исполнителем воли Божией на земле. Здесь можно вспомнить слова историка В.О. Ключевского, сказавшего: «Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божиего».
Особенно ярко эти взгляды Ивана Васильевича выражены в его переписке с князем Андреем Михайловичем Курбским, бывшим участником «Избранной рады», бежавшим из России от царского гнева. Именно в этих посланиях царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины (первое послание написано в 1564 году), и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения. И именно эти взгляды превратили царя Ивана Васильевича в Ивана Грозного.
Историко-юридическим обоснованием своих прав на царское звание и самодержавное правление Иван Грозный считал версию, изложенную в «Сказание о князьях Владимирских» -- династия Рюриковичей происходит от римского императора Августа, а царские регалии из Константинополя еще в XII веке получил Владимир Мономах. Русский государь многократно говорил об этом в своих посланиях монархам иных держав, подчеркивая тем самым собственное превосходство. И следует признать, что усилиями Ивана IV эта версия становится официальной генеалогией не только Рюриковичей, но и последующих царей из династии Романовых.
Но главный аргумент в свою пользу он находит все же в другом -- в прямом Божием волеизъявление. «Сего убо православия истиннаго Росийскаго царствия самодержавство началось Божиим изволением почен от великаго князя Владимира», -- пишет царь в начале Первого послания Андрею Курбскому, утверждая тем самым принцип Божественного происхождения государевой власти на Руси. О себе же он говорит: «...Божиим изволением и прародителей своих и родителей благословением, яко же родихомся в царствии, тако и воспитахомся и возрастохом и воцарихомся Божиим велением, и прародителей своих и родителей благословением свое взяхом, а чюжаго не восхотехом».
***
Можно сказать, что уже в 1564 году, в Первом послании Курбскому Иван Грозный сформулировал собственную концепцию «богоизбранного инока-самодержца». Уже существовавшие в России представления о роли и значении самодержавного государя он довел до абсолюта, считая, что царь обязан сосредотачивать в своих руках не только политическую власть, но и быть религиозным и духовным лидером общества. Иначе говоря, царскую власть Иван Грозный рассматривал как форму религиозного служения. Причем он придавал своему пониманию царской власти общегосударственное значение, -- Первое послание Андрею Курбскому рассылалось по всем городам, как официальный государственный документ. Следовательно, оно предназначалось не столько опальному воеводе, сколько всему русскому народу.
Впрочем, эта концепция так и не была в полной мере реализована на практике, ибо ее пагубность ярко проявилась в годы опричнины. И, как известно, опричнина была отменена. Со временем Иван Васильевич и сам признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в те времена. Свидетельством тому, -- «Синодик опальных царя Ивана Грозного», составленный в начале 1580-х годов. В этот «Синодик» по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных -- для поминовения во всех монастырях. Следовательно, в конце жизни царь не только раскаялся в совершенных грехах и замаливал их, но и признал право погибших от его руки на спасение.
Исторические мысли.//Периодический журнал. № 11. 2009.