Манизер был известен, вплоть до уровня знаменитости. Одну его батальную (скажем, военную) работу купил Александр III. Александр III не очень-то
разбирался, но его датская жена была не самой плохой художницей-любительницей. Их дочка, младшая сестра Николая, Ольга, даже стала, если сказать официально, профессионалом. Она окончила
одно из художественных заведений столицы, которые готовили художников.
И педагог у неё был достаточно известный. Если кто-то хочет взглянуть, нажмите в метках --- Мария Фёдоровна. И вы увидите немного работ мамы-царицы и дочки-царевны. Один раз можно взглянуть
для интересу. Но Манизер писал его батальные и многофигурные сцены в чистом академическом стиле и к тому же в академической консервативной традиции. Напыщенность, помпезность или
в лучшем случае громоздкость и отсутствие динамики, перевешивают в этих работах всё остальное. Но о вкусах не спорят. Скажем (но только для примеру) так. Кому нравятся не только сюжеты
Верещагина, но и его стиль, тем подойдёт и Манизер.
Но у Манизера определённо был талант портретиста. Портреты писали почти все, но талант портретиста --дело редкое. Эти портреты не стыдно показать. Конечно, как очень часто случалось
в истории живописи, работа для себя (Стелла--первая жена художника) интереснее заказного портрета аристократки. На этот портрет можно посмотреть, не правда ли? Портрет жены более поздний,
и академизма времён классицизма-романтизма, уже нету. Но и графиня тоже получилась неплохо. От этой жены у ходожника было четверо детей. Один из них знаменитый советский скульптор
Манизер, Матвей Генрихович. Возможно вы слышали имя.
Тоже хорошо, правда? Есть психологизм, то есть мы видим характер этой дамы. Насколько этот гордый характер создан правдиво,
а не для лести заказчику(це), мы не знаем.
Наверное Манизер немного польстил графине. Это было обычное дело и в 19-ом веке и во все предшествующие века.
Всё зависело от отношений с заказчиком и от личности самого художника. Например Рубенс всегда приукрашивал маму Людовика XIII Марию Медичи.
А вот Гойя писал его королеву, жену Карла IV, Марию Луизу такой страшненькой на лице(sic) какой она и была. И королева не выгнала его,
хотя это она правила Испанией. Такие у них были отношения.
А на этот портрет определённо хочется взглянуть. В этом и есть волшебная сила искусства, как это называют пишущие люди.
Конечно этот портрет выполнен значительно раньше, чем портрет Стеллы, и поэтому он всё ещё написан в устаревшем,
академическом стиле. Его бы надо передвинуть в Пушкинские времена или ещё раньше.
Но если не придираться, то портрет смотрится.