Серию кувшинов, в которую входил и этот, изготовили на рубеже 12-го и 13-го веков.
Последний мощный правитель Сельджукской империи закончился в 1192 году. Империя начала быстро осыпаться и рассыпаться.
===============================================
Это конечно тонкая работа. Сложное нанесение интересного орнамента. Но сам по себе этот кувшин не производит
ощутимого впечатления художественности. Тяжеловат. И посредине, где начинает вырастать шейка, немного несуразен.
Хотя, я конечно спорить не буду.
Этот кувшин привлекает глаз. Красивенько. Но не больше. Классная работа мастера-ремесленника.
Искусство Сельджукской империи: Кувшин с разного стиля куфическими надписями.
Сплав меди, гравированные украшения и слоями проложены серебро и красная медь.
Иран, поздний 12-ый век, Лувр, Франция
Куфическое письмо, это древняя, очень красивая арабская каллиграфия. Есть разновидности. Название от города Куфа.
Когда в полной силе, Сельджукская империя распостранялась на Иран, Ирак, Анатолию (сегодня вся азиатская Турция)
на часть Аравийского полуострова, на северную Сирию и на часть Палестины. Они захватили Фергану и их границы дошли
до Туркестана.
Я не называю всё. Мы не изучаем их историю. Этот кувшин из Ирана. Империя ещё держится в позднем 12-ом веке.
Этот кувшин деликатнее (не такой грубый, как верхний) и смотрится. Обратите внимание, что носики у всех кувшинов,
которые вы видите и увидите ниже сделаны так, чтобы было удобно наливать. Гончарные кувшины трудно было сделать
такими удобными для использования, если вообще.
Искусство Сельджукской империи: Осветительная лампа с тремя носиками. Бронза. 11-ый или 12 ый век, Хоросан, Лувр, Франция
Провинция Ирана Хорасан (Великий Хорасан --был) это важнейший район для политической и культурной истории Ирана и всего средневекового (и попозже) исламского мира. Хорасан
это интересно, но это не сюда. Мы знаем про Хорасан, ещё до того как узнали, что это провинция в Иране. Помните как Остап Бендер обвёл вокруг пальца недалёкого и жадного
Коробейникова?--- "Помню, игрывал я в гостиной, на ковре Хорасан, глядя на гобелен «Пастушка»"
Классно Остап впаривал детали, для усыпления бдительности Варфоломеича.
В провинции Хорасан родился и одно время жил Омар Хайям. А Омар Хайям, товарищ Неклюева, это вам не тра ля-ля, одни рубаи. Хотя они и бывают просто замечательные.
Омар Хайям не только классифицировал кубические уравнения, но он дал их решения с помощью конических сечений. Да! А вот низменнострастный профессор Каледин использует конусы
только лишь для удовлетворения его развитого мазохизма. Он загоняет себе конусы туда где солнце никогда не светит и получает из этого настоящий профессорский оргазм с прицепом.
А мы, пока суть да дело, смотрим на прикладное искусство. Этой лампой конечно было приятно пользоваться эстетически развитому владельцу. И сегодня на её формы приятно смотреть.
Вам нравится? В ёмкость наливали масло, а в носики вставляли фитили(они бывали очень разные). Даже у богатых людей эти светильники дымили и сажа с дымка садилась на стены и на
мебель, и ей между прочим дышали.
Чем хуже было качество жира, тем больше было копоти. История свечей и светильников для освещения, это на самом деле интересно. Imho.
А дизайн на самом деле удачный, правда?
Искусство Сельджукской империи: Подсвешник с утями. 13-ый век, Лувр, Франция
Медный сплав, серьёзная по объёму и трудоёмкости чеканка.
Мы видим два кольца в виде полосок, котрые слишком симметрично
разделяют орнаменты на три части. Слишком много геометрии. Дизайн -- сплошная планиметрия,
и почти нету полёта объёмной мысли. Счас мы посмотрим на абстракцию в этом бизнесе.
Этот подсвешник хоть и не слишком художественный, но тем ни менее это солидная и богатая работа.
Сам светильник тяжеловат, но ути симпатишные.
Искусство Сельджукской империи: Кувшин из медного сплава. 1190 год., Иран. Лувр, Франция.
Точно известен год работы. Потому что мастер подписал её годом исламского летоисчисления. Есть и имя. Редкое дело. Вот имя: Othman ibn Sulayman.
Если это имя мастера, то он хорошо мыслил этот Отман. Мы уже видели похожий кувшин, чуть выше. Но этот интереснее. Вроде бы несуразная непропорциональность между попой
кувшина и его шейкой и носиком, на самом деле придаёт очарование дизайну. А то как изогнута ручка и то, что она стильно поднимается выше самого кувшина, говорит о том,
что у этого мастера было хорошо развитое абстрактное мышление. Прекрасный художественный дизайн и прекрасное исполнение.
И напоследок. Я смотрю и для меня кувшин похож на крокодила. Наверное из Чуковского. А может даже на Гену. Попробуйте посмотреть, чтобы увидеть. Посмотрите на наклон его морды.
Искусство Сельджукской империи: Фриз;
11-ый---12-ый века, Великий Сельджукский период Музей Исламского искуства, Стамбул, Турция
Можете обратить внимание на то, что один кувшинчик ( верхний, жёлтый) из Британского Музея, а все остальные работы из Лувра. И только этот кусочек
фриза из Турции. Наверное сельджукское искусство есть в самом Иране и в Ираке и т.д. Но в разделе Викимедии про это искусство, мы видим классные
образцы культуры Сельджукской империи и они принадлежат ведущим музеям Европы. Совсем не исключается, что если бы державы не награбили культуру греков,
персов или китайцев,то мы бы и половину не увидели. Это реально. Но с другой стороны традиции неискоренимы. Мадам Антонова, насколько я понимаю всё ещё
не отдала германцам картины, которые, якобы, привезли в Москву на реставрацию? А про самих немцев, я уже не говорю. Они ограбили пол-Европы
--(эшелонами вывозили)-- и только немного вернули владельцам. Я говорю о том, что дурной пример заразителен.
Фриз это то, что заканчивает облицовку. Верхняя горизонтальная полоса. Она бывает простенькой, но может быть гигантской и сложнейшей.
Это, явно угловой кусок фриза. Сложная и интересная работа БУКВАЛЬНО!, прикладного искусства.
Дешёвая шутка, но трудно было удержаться. На поверхности. Фриз ПРИКЛАДЫВАЛСЯ к стене.
Мы все сродни госпоже Простаковой.
Искусство Сельджукской империи: Чаша с крышкой.
Сплав меди, Хорасан, Иран 1220-1230, или конец 13 века--начало 14 века.
Если вы сравните верхний жёлтый кувшин с этой чашей, то вы наверное ощутите разницу между блеском жёлтого кувшина
и серьёзной творческой и пофессиональной удачей мастера, который создал эту замечательную чашу.
От этой чаши исходит эманация (излучение) спокойного и уверенного в себе таланта. Так это ощущается. =========================
Искусство Сельджукской империи установило ведущую роль персидской культуры, культуры Ирана, в исламском мире.
Более утончённая и развитая Персидская культура благотворно повлияла на искусство мусульманского мира.
Вот такое замечательное влияние оказала недолговечная Сельджукская Империя на культуру и искусство.