• Авторизация


Развитие ребёнка от 5-и до 5-и с половиной лет 14-05-2012 14:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


К пяти годам малыш, какправило, обладает следующими умениями и навыками: владеет словарным запасомоколо 3000 слов, знает свой адрес, пользуется предложениями из 5-6 слов,пользуетсявсеми типами предложений, в том числе и сложными, умеет пересказывать, правильнопроизносит практически все звуки, определяет право-лево у себя, но не у других,знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий), пользуется прошедшим,настоящим и будущим временами, считает до десяти, знает назначение предметов иможет сказать, из чего они сделаны.

Ребенок шестого года жизнипродолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми исверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Спяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно,обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах.Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такоеобучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперьнастало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может ихочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт психологическогоконсультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чащевсего связаны с их недостаточной социальной зрелостью и несформированностьюпроизвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может бытьдаже очень высоким.

Принцип постепенности долженвыполняться неукоснительно. Большую часть времени ребенок должен заниматься темделом, которое ему интересно, ведь он по-прежнему ощущает большую потребность вигре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-такиносить в целом игровой характер. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шестилет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия,мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периодахарактеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием ичасто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстройотвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой сменедеятельности.

Руководство взрослого должнобыть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, котороесамым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагаеттщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень интересного. Важнейшимихарактеристиками внимания являются: устойчивость внимания, то есть способностьк более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, то естьспособность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от однойдеятельности к другой, и распределение внимания — возможность сосредоточенияодновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается наразвитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных иволевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результатеупражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни.К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (онназывает различные геометрические фигуры). Он хорошо ориентируется впространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственныхотношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла,повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенкаявляется восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разныхпромежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку ещетрудно представить себе длительность какого-либо дела. На основаниинаглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается уребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная формамышления — словесно-логическая.

Различные игры,конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такиемыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установлениепричинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главнуюмысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общегопризнака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д. Занятияс ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка шестого года жизнипамять по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Тоесть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случаезабывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются,что дети так быстро забывают какую-то информацию. Уже в этом возрастепроявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительнаяпамять, у других — слуховая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых -механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, ностремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительнуюдеятельность, на понимание.

Ведущей деятельностью ребенкадошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которойразвивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенкупредставить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Некоторыхродителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и ониспрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего ребенкафантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения кдействительности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих кпознанию и освоению мира.

На шестом году жизни ребенкаследует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звукиребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончанияслов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этихвопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу. Еслиже вам самим не удается добиться положительных результатов, не следуетпренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией кспециалисту — логопеду.

По общему мнению детскихпсихологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению.Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой,особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли сосвоим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательныеинтересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родителивместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М -муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующуюбукву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал этубукву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайтеяркие, красочные книжки с интересными сюжетами. Пусть ребенок сам выбираеткнижку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы онмог «читать» вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развитияинтереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает васдруг с другом.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Развитие ребёнка от 5-и до 5-и с половиной лет | olya1610 - Дневник olya1610 | Лента друзей olya1610 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»