
Что подвигло коренную казачку из-под Новочеркасска поступать в актрисы – осталось тайной. Однако в 1934 году Валентина Телегина приехала в северную столицу и произвела такое впечатление, что ее приняли сразу на 2 курс Института сценических искусств.
Внешность ее была обманчива. За картинкой простой русской бабы скрывалась интеллигентная, скромная, стеснительная, строгая к себе личность. Однако, «на людях» она вела себя так, как ее видели в картинах: шумно, весело, с анекдотами, просто «человек-праздник».

В кинематограф Валентина Телегина попала с легкой руки Сергея Герасимова. Он преподавал на параллельном курсе и приметил фактурную студентку, затем выпускницу:
«Люблю ли тебя?»;
«Комсомольск»;
«Учитель».

Даже в эпизодах Телегина смотрелась достоверно, считалась своей в доску. Режиссеры хоть и эксплуатировали единственное амплуа «женщины из народа», но переделывали и дописывали роли под нее:
«Хирургия»;
«Член правительства»;
«Секретарь райкома»;
«Весна»;
«Драгоценные зерна»;
«Кубанские казаки».

Она засветилась у самых знаменитых в тот момент режиссеров: Пырьева, Зархи, Хейфеца, Райзмана. Артистка почти не наносила грим, зато тщательно подбирала одежду, прическу, говор.
После войны Валентина Телегина быстро и органично перешла на возрастные роли и превратилась во «всесоюзную маму». В «Балладе о солдате» ей не надо было длинных монологов, чтобы выразить ужас личной драмы и трагедию всей страны.

Ее Клавдия из фильма «Дом, в котором я живу» стала символом самопожертвования матерей, переживших войну. А кроме этих картин были:
«Море студеное»;
«Матрос Чижик»;
«Судьба барабанщика»;
«Стучись в любую дверь»;
«Ссора в Лукашах»;
«Прощайте, голуби»;
«Воскресение»;
«Живые и мертвые»;
«День и вся жизнь»;
«Три тополя на Плющихе»;
«Телеграмма».

Образ матери не помешал ей сыграть несколько сугубо отрицательных героинь, самая мерзкая из них – Алевтина из «Дело было в Пенькове».
Также естественно появились образы бабушек, тетушек. Со здоровьем у Валентины Телегиной становилось все хуже, на съемки ее приглашали реже. В 70-е годы в значимых картинах она появилась несколько раз:
«Включите северное сияние»;
«Помни имя свое!»;
«У самого Черного моря»;
«Голубка».

Последней, полностью сыгранной ролью, оказалась Марья Пряжкина в картине с символичным названием «Живите в радости». В «Завтраке на траве» несколько снятых эпизодов озвучивала уже другая актриса.
Личная жизнь
Скрытная Валентина не распространялась о своих романах в молодости. Известно, что сохранилась переписка с режиссером театра Балтфлота Александром Пергаментом. Но женился он на другой…
Дочери, появившейся в войну, Валентина говорила, что ее отец – погибший летчик… Когда Надя подросла, начались конфликты из-за гулянок и алкоголя

В первые месяцы войны от театра Балтфлота Телегину отправили с фронтовой бригадой на эстонский остров Сааремаа. Отрезанный от большой земли гарнизон сражался до последнего, актрисы в госпитале перевязывали раненых. Последнюю сотню защитников вывозили на кораблях. Сторожевик, на котором везли актрису, оказался подбит и затонул. Валентина выжила только потому, что умела хорошо плавать. Ее подобрало другое судно

Два часа в ледяной воде, затем ленинградская блокада подорвали здоровье. С этого момента актрису стали преследовать астма, пневмония. Позднее добавился и диабет.

«Оживала» Телегина о команде «Мотор!» Куда-то исчезали приступы одышки, съемки проходили нормально. А дальше – опять все плохо.
Скончалась Валентина Петровна 4. 10. 1979 в возрасте 64 лет.
___________________________________________________________________