Считается, что техника филиграни пришла в центральную Европу и Россию из стран Востока благодаря экспортным изделиям, которые купцы привозили из Индии и Китая. В коллекции Эрмитажа есть серебряный туалетный набор, принадлежавший Екатерине II. Набор составлен из филигранных изделий работы китайских и индийских мастеров.
Шкатулка с крышкой из туалетного набора Екатерины II, серебро, диаметр 11 см, Китай, 1740-1750 гг., из собрания Государственного Эрмитажа.

Поднос в форме листа из туалетного набора Екатерины II, серебро, 22х14 см, Китай, 1740-1750 гг., из собрания Государственного Эрмитажа.
Шкатулка из серебра с позолотой, мастер с инициалами «РК», Москва 1898-1908 гг.
Портсигар из серебра, мастер с инициалами «ЛА», Москва, 1879 г.
Серебряный филигранный кувшин, высота 22,4 см, османские Балканы, XVIII-XIX век.
Русская филигрань, которую традиционно называют сканью, в XIX веке стала необычайно популярной техникой. Ее использовали для создания практически любых ювелирных изделий: шкатулок, вазочек, икон и другой церковной утвари, туалетных принадлежностей, тарелок и подстаканников.
Золотая филигранная табакерка, Европа, длина 5,5 см, середина XIX века.
Ювелирные изделия с филигранью были очень популярны в девятнадцатом веке. С течением времени интерес к этой технике временами уменьшался, но никогда не пропадал совсем. В период после наполеоновских войн была популярна особая разновидность филиграни, которая называется cannetille (фр.). В этой технике мастера создавали сложные многослойные ажурные украшения, часто в цветными драгоценными камнями.
Золотая брошь cannetille с розовыми сапфирами, хризобериллами и бриллиантами, Европа, длина 5,5 см, начало XIX века.
Золотая брошь cannetille с цитрином, Англия, длина 5,5 см, около 1835 г.
Брошь-солье XVI века из серебра с позолотой и филигранью. Новый Национальнвй музей, Осло.
Брошь из серебра и золота с дымчатым кварцем, стразами, шпинелью, Джордж Эдвард Хант, Англия, около 1930 г.
В Японии филигрань никогда не была традиционным ремеслом и не производилась для внутреннего рынка. Но поскольку техника филиграни является основой для перегородчатой эмали, которую японские мастера освоили в совершенстве, некоторое количество изделий с филигранью, в конце XIX века создавалось для отправки на экспорт.
Серебряный кувшин, украшенный перегородчатой эмалью и филигранью, высота 33,3 см, мастер Тоёмицу, конец XIX века.
В первой половине ХХ века филигрань часто встречается в украшениях стиля ар-деко. Но техника ее создания изменилась. В двадцатых годах чаще использовали технику литья ажурных оправ, а не пайку из тонких проволочек. Тем не менее, эти изделия тоже называют филигранью. В наши дни такие филиграни преимущественно встречаются в бижутерии, а не в ювелирных украшениях.
Брошь-кулон из платины с бриллиантами в стиле ар-деко, начало ХХ века.
Кулон в стиле ар-деко из белого золота со вставкой из граненого горного хрусталя, украшенный филигранью, бриллиантом и эмалью, начало ХХ века.
Кулон в стиле ар-деко из белого золота со вставкой из граненого горного хрусталя, украшенный филигранью и бриллиантом, 1920-1929 гг.
Филигранный кулон из белого золота с камфорным стеклом, и бриллиантом, около 1930 г.

Филигранный кулон из белого золота в стиле ар-деко.
Многие ювелиры используют технику филиграни и в наши дни. Прекрасные ажурные украшения и ювелирные изделия с филигранью будут находить поклонников во все времена.
Серебряная тарелочка, филигрань, Россия, современная работа.
 |
|