Розы Гелиогабала. Художник Альма-Тадема Лоуренс.
У жителей Древнего Рима розы почитались не только как главный цветок любого праздничного декора, но и настоящий символ патриотизма, честности. Недаром они служили наградой за выдающиеся заслуги перед отечеством. Однако со временем роза стала считаться символом роскоши и развращенности римской знати. Куртизанки щеголяли в нарядах из розовых бутонов, лепестками роз устилались триклинии в залах, где проходили самые изощренные оргии.
Существует легенда о том, как один из римских императоров - Элагабалус (Гелиогабал), чье правление пришлось на 218-222 гг., устроил для своих близких незабываемый праздник. Фавориты и семья Элагабалуса, расположившись на пышных подушках, наблюдали, смакуя драгоценное вино лучших виноградников, как под тоннами розовых лепестков, упавших с обрушившейся крыши террасы, погибали, задыхаясь, приглашенные на пир гости. Стоит ли говорить, что крыша была обрушена по приказу Элагабалуса, любившего экстравагантные шутки и не ставившего чужую жизнь ни в грош. Знаменитый голландский художник Лоренс Альма-Тадема изобразил на своей картине «Розы Элабагалуса» легендарную сцену убийства посредством розовых лепестков. Но мастерство художника и прелесть розы, являющейся и символом вечной печали, превратила это полотно из свидетельства преступления в еще один пронзительный гимн красоте этого цветка.
А жители Древней Персии считали розу подарком самого Аллаха. Не в силах рационально объяснить неземную красоту этого цветка, и эллины были уверены, что только боги могли подарить миру это душистое чудо! По легенде, белая роза появилась из пены, которая покрывала при рождении тело первой красавицы Олимпа - богини любви Афродиты. А красная выросла из ее же капель крови. В истории розы тема крови вообще звучит очень часто: в Персии считают, что розовые розы появились на свет благодаря безрассудству влюбленного в розу соловья, который прижал к своей груди нежный цветок, не желая замечать острого шипа, который и поранил певца.
Что касается удивительного аромата розы, то и здесь, по глубокому убеждению древних, не обошлось без божественного вмешательства. Считается, что своим благоуханием роза обязана олимпийским богам, которые окропили этот чудесный цветок нектаром.
На Западе роза – цветок в котором зарождается свет, символ рая, Девы Марии и священного Грааля. По степени своего символического значения она соответствует главному восточному мистическому цветку – лотосу. Издавна роза обозначала время и вечность, таинство жизни и благодать, добро и счастье, щедрость и благородство, красоту и плодородие. Ну, и, конечно, сердце. Недаром в древних мистических эмблемах ее ставили в самый центр креста, как точку единения. Теперь нетрудно представить, что хочет сказать человек, который в знак симпатии, любви или привязанности дарит розы. И абсолютно неважно – будет ли это огромный букет с разноцветными бантами и ленточками или один скромный цветок...
Если есть роза – слова не обязательны. Ни признания, ни комплементы, ни восторги. Такой уж это цветок, он сам все скажет. В Греции, например, роза ассоциировалась не только с богиней любви, но и с Гарпократом – богом молчания. Если в присутствии розы слова и произносятся, то они не для ушей окружающих. Розы сами создают атмосферу конфиденциальности и интимности. Недаром цветок розы символизирует молчание и тайну. Именно поэтому в древности розы вешали на двери, изображали на витражах средневековых храмов, а исповедальни и залы для совещаний обязательно украшали ее изображением, как знаком секретности. Есть даже латинское выражение – sub rosa (дословно – «под розой»), то есть, то что сказано наедине, не подлежит разглашению. Роза – секретный знак гармонии для посвященных, для тех, кто любит друг друга, для их улыбок, взглядов и прикосновений.