Есть такое понятие: «в детях наше продолжение» и, конечно же, каждому родителю хочется, чтобы оно, это продолжение, было достойным и далеко идущим. О том как сложились судьбы наследников
мэтра русской живописи Ильи Репина, а именно единственного сына Юрия, ставшего художником, и одного из внуков, всю короткую жизнь только мечтавшего стать им, далее в обзоре.
Сын Ильи Репина, Юрий пошел по стопам отца, став художником, и будь у него характер потверже, его ожидало бы неплохое будущее живописца. Однако случилось, как случилось… По тем временам по этому поводу в прессе можно было встретить разные умозаключения, и вот одно из них:
«Одни специалисты считают сына великого Репина бездарностью и идиотом, паразитировавшим на известности отца, другие — талантливым живописцем, но прожившим в тени величия Репина-старшего…». Однако истина, как правило, всегда кроется где-то посредине…
Внук знаменитого деда, Дий Репин, был куда более волевым и целеустремленным, однако в 28-летнем возрасте, ради своей мечты стать художником - пал жертвой, попав в беспощадную мясорубку сталинских репрессий 30-х годов.
Как семья Ильи Репина оказалась после революции на территории Финляндии
И что любопытно, судьбы всех детей и внуков русского мастера живописи Ильи Репина связаны отнюдь не с Россией, а с Финляндией... Так случилось, что за несколько лет до революции Илья Ефимович приобрел участок земли в селении Куоккале, что на берегу Финского залива и в 6 километрах от финско-русской границы. Построенную там усадьбу назовут «Пенатами», а рядом возведут дом для сына Юрия и его семьи, который назовут «Вигвам».
Пенаты. Усадьба Ильи Репина.
Однако после революционных событий в России и провозглашения Финляндией своей независимости, поместье Репиных в Куоккале (ныне Репино), вместе со всеми его жителями очутилось на территории чужой страны. Граница закрылась, и хотя формально Репины не считались эмигрантами, но фактически оказались отщепенцами. Жизнь населения этой деревушки превратилась в испытание, и семья Репиных оказалась оторванной от всего того, что связывало ее с Россией.
И, чтобы отцу не пришло в голову перебраться в Россию, старшая дочь Вера рассказывала ему ужасающие истории. А именно, что его
"картины давно выброшены из музеев и сожжены, а друзья — Поленов, Нестеров, Васнецов — расстреляны и только Чуковский выжил, потому что вовремя сошел с ума."
Илья Репин. Автор: Юрий Репин.
Потрясенный художник в местной церкви заказал панихиду по невинно убиенным. А когда узнал из газет, что всё это неправда, как ни в чем не бывало отстоял молебен за здравие коллег-художников. И конечно же, со своего поместья никуда не уехал.
Поговаривают, что однажды прибыл в имение художника посланец с письмом от советского правительства, в котором предлагалось Репину переехать в Ленинград, обещалась хорошая пенсия, квартира и все почести. На что Илья Ефимович, не без чувства собственного достоинства, ответил:
«Вы предлагаете мне деньги, вы, просящие милостыню, совершенно опустошившие великую Россию, где сейчас миллионы голодают и влачат жалкое существование… Я не богат, но и не настолько беден, чтобы принимать ваши деньги». Хотя до самой смерти художник с семьей бедствовал, перебиваясь продажей за бесценок своих полотен.
"Талантливый сын в тени отца или сумасшедший человек и бездарность"
Портрет сына художника, Юрия. Автор: Илья Репин.
Юрий (Георгий) Ильич Репин родился ранней весной 1877 года на родине отца — в городе Чугуеве, что на Украине, куда художник с семьей приехал пожить после заграничной командировки. При крещении ребёнку дали греческое имя — Георгий, в быту называли Юрием. Мальчик в детстве тяжело болел, что сильно отразилось на его характере, как, впрочем, и на учебе - она давалась ему с большим трудом, и школу он так и не закончил.
Автопортрет./ Портрет Веры Репиной, жены художника. Автор: Илья Репин.
А потом так сложилось, что в 1887 году Илья Ефимович с первой женой, матерью своих четверых детей, развелся. В результате чего дети были поделены между супругами: двое старших дочерей стали жить с отцом, а 10-летний сын и меньшая дочка - с матерью. Однако спустя 6 лет Репин забирает к себе и сына Юрия. Они вместе много путешествуют по странам Западной Европы. Именно там Репин-младший увлекся искусством и занялся живописью.
Репин Илья Ефимович (со своими детьми, фото 1880-х гг.)
По возвращению в Россию в 1899 году он поступает вольнослушателем в художественное училище при Петербургской Академии художеств и параллельно оканчивает художественно-педагогические курсы, где постигал премудрости живописного искусства в классе батальной живописи известного баталиста Ф. А. Рубо.
Илья Репин с сыном, невесткой и их первенцем.
Страстно влюбившись и взяв в жены приемную дочь их прислуги Прасковью Андрееву, в 1905-м Юрий бросает учёбу, так и не получив звания классного художника. Через год в молодой семье родился сын Гай (Георгий), а еще через год и второй — Дий (Дмитрий). Мальчики были названы в честь древних патрициев времен Римской империи. Однако это были тихие, скромные юноши и, кроме звучных имен, их ничто не роднило с могущественными тезками. В 1907-м Юрий с семьей поселяется на участке с домом, выделенном его отцом, в посёлке Куоккала.
Юрий Репин на даче.
Нужно отметить, что в поведении Юрия с раннего возраста многие замечали за ним шокирующие странности. Он частенько ввергал в потрясение окружающих своими экстравагантными выходками. Это сказывались приступы душевной болезни, которой в той или иной степени были подвержены, увы, все дети Репина-старшего.
Сам же Илья Ефимович этого старался не замечать, а считал, что все беды его сына от того, что тот женился
"... на их кухарке, наглой, разбитной девке. Она ловко заарканила мальчишку: облапошила и повела под венец. Полбеды, что она ему не ровня, обидно, что мальчик стал чужим"... Но делать было нечего - пришлось отцу смириться с выбором сына.
Портрет Юрия Репина. Автор: Василий Сварог.
Тем более, что на творческом поприще дела у отпрыска шли довольно успешно. Еще с 1903 года Юрий наряду со своим знаменитым отцом, выставлялся на выставках Союза русских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Репин-младший неплохо владел импрессионистической манерой, писал портреты, картины на евангельские, исторические и батальные сюжеты. В в 1910 году на международной выставке в Мюнхене он был награжден II золотой медалью, а в 1913-м — II премией за историческую живопись от Общества поощрения художников, в 1915-м — премией по исторической живописи Общества им. А. Куинджи. А в 1914 году Юрий Репин решил занятся педагогической деятельностью, открыв в Куоккале частную детскую рисовальную школу.
Портрет Надежды Репиной. (1896 год). Автор: Ю.И. РЕПИН.
А начиная с 20-х годов на Юрия буквально обрушилась череда неудач и личных несчастий и жизнь потихоньку пошла под откос. Сначала скончалась его жена, затем отец, а следом и одна из его сестер. Эти потери близких подкосили в первую очередь психологическое здоровье Юрия Ильича, он стал нелюдим, неопрятен, ударился в мистику. Осенью 1939 года перед началом советско-финской войны началась эвакуация населения с приграничной территории и Юрия вместе с сестрой Верой вывезли в пригород Хельсинки, а после Второй мировой они перебрались в саму столицу.
Юрий Репин./ Стреляй! 1921 (год).
Репин-младший, бедствуя, продолжал заниматься живописью, писал иконы и портреты на заказ. А после смерти сестры, у Юрия все больше стала проявляться склонность к психическому расстройству, он начал сбегать из дому, бродяжничал, питался отбросами, ночуя в приюте «Армии спасения».
«Полубезумный старик зимой и летом бродил по городу в монашеской рясе, в ермолке на голове и сандалиях на босу ногу. Еду добывал среди отбросов на городском рынке, а собственные картины бесплатно раздавал всем желающим». Окончательно тронувшись рассудком, в 1954 году Юрий Репин покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна ночлежки....
Отец и сын Репины.
Подытоживая жизненный и творческий путь Репина-младшего, все же хотелось бы отметить, что если бы Юрий Ильич не был сыном своего прославленного отца, как знать, — может быть, его творческая судьба, впрочем, как и сама жизнь могли сложиться совершенно по-иному, и он стал бы известным и успешным художником. Но, как бывает весьма часто, груз ответственности, наложенный знаменитой фамилией, оказался для Юрия неподъемным. Даже самые лучшие его работы не шли ни в какое сравнение с шедевральными творениями Репина-старшего. А их, как на зло, постоянно сравнивали и распускали злые языки на тему природы, которая отдыхает на детях гениев.
Экспозиция в музее-усадьбе «Пенаты» с работами Юрия Репина
Но, как бы там ни было, полотна Репина-младшего в нынешнее время хранятся в Третьяковке, в доме-музее И.Е. Репина в "Пенатах", Национальной галерее в Праге, во многих частных коллекциях.
Несбывшаяся мечта внука гениального деда
Внуки Ильи Репина - Гай и Дий.
Судьба же сыновей Юрия Ильича сложилась следующим образом: старший сын Гай, окончив реальное училище отправился учиться в Пражскую инженерно-строительную школу, в дальнейшем жил в Чехии и Германии. Меньший - Дий, получив нансеновский паспорт, завербовался юнгой и плавал несколько лет на шведских судах. Именно море закалило характер юноши, именно там он прошел школу выживания, а тяжкий труд моряка преобразил домашнего мальчишку в сильного, бесстрашного, независимого мужчину.
Илья Репин, дочь Вера, внук Дий.
В 1929 году сойдя с корабля, в связи с болезнью матери, Дию пришлось пережить и ее смерть, и деда, и тетки. После их ухода стало не только пусто в самих "Пенатах", но и в душе 27-летнего молодого человека. Времена были нелегкие и ему не удавалось найти работу. Грела лишь искра надежды, что его жизнь еще может кардинальным образом измениться, если он вновь обратится к своей мечте стать художником.
Семейный портрет (жена Прасковья и сын Гай). (1907 год). Автор: Юрий Репин.
Воспитанный в творческой среде, Дий с малых лет впитывал ту чудотворную атмосферу, и мысль в освоении профессии художника время от времени посещали молодого человека. А теперь она стала идеей всей его жизни. И в начале 30-х годов Дий решает поступить в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства (бывшая Академия художеств). Однако в 1932 году, подав прошение в советское консульство на получение визы, Дий получил отказ. Тогда отец, решив поддержать сына, попросил помощи у давнего знакомого семьи, жившего в Париже посодействовать в поступлении в Парижскую Академию искусств. Также ничего не вышло...
Жена художника с сыновьями. Автор: Юрий Репин.
Не теряя веры и надежды, и всё ещё грезя художественным образованием, Дий пошел на большой риск: он решает нелегально пересечь финско-советскую границу и, добравшись в Ленинград, обратиться за помощью к былым товарищам его деда. Большие надежды Дий возлагал на художника И.И. Бродского, который был учеником деда и однокурсником отца. В то время он преподавал живопись, и его учебный класс был расположен в бывшей мастерской Ильи Ефимовича.
Юрий Репин с семьей.
Для этого нужно было лишь пересечь пограничную реку в 7 метров шириной. И разве это могло стать препятствием к достижению заветной мечты для моряка, не раз побывавшего в кругосветном плавании. Он еще в детстве с местными ребятами сотни раз, играя, пересекал узкую речушку — зимой на лыжах, летом - вплавь.
Портрет Веры Ильиничны Репиной на фоне японского пейзажа. (1925). / Портрет Исаака Израилевича Бродского. (1909). Автор: Юрий Репин.
28 февраля 1935 года бесстрашный внук Ильи Репина перешёл границу СССР, но его тут же задержали и арестовали. На допросах молодой человек, искренне веря в здравый рассудок работников НКВД, рассказывал, что «он хочет жить, учиться и работать в Ленинграде». Но, как оказалось, не так все было просто в родном отечестве.
Его, романтика-мечтателя, в миг превратили в «члена подпольной антисоветской террористической организации , отправленного в СССР с заданием проводить теракты против высших руководителей СССР». И летом 1935 года Дия Репина военный трибунал приговорил к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 6 августа 1935 года в дни празднования 91-й годовщины со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. А спустя 56 лет Дий Юрьевич Репин в связи с отсутствием состава преступления был полностью реабилитирован.
(1877-1954) Портрет художника Э. К. Липгарта. 1921 г. Автор: Юрий Репин.
А тогда Дий, конечно же, своей вины не признал... Да и в чем она была, его вина?.... В том, что он хотел жить на земле предков, получить образование, о котором так мечтал, трудиться... А в итоге поплатился за свою мечту жизнью.
Ну что тут скажешь, поистине удивительна жизнь, вносящая свои коррективы в судьбы людей, как великих, так и обычных, ничем не примечательных.
Сегодня хотелось бы поговорить о гениальном полотне, жемчужине мирового искусства
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» гениального классика русской живописи Ильи Репина. А если быть точнее, то рассказать об интереснейших фактах истории его создания, о картине-двойнике, о знаменитостях выступивших в роли моделей и о многом другом, что может заинтересовать взыскательного читателя.
«Запорожцы», пожалуй, одно из самых фундаментальных и шедевральных творений мастера, на которое он затратил огромное количество энергии, душевных сил, любви, ну и конечно же времени. Писал Репин свое творение с небольшими перерывами почти 13 лет, а именно с 1878 по 1891 год.
«Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, — говорил живописец, — а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев».
Илья Репин - классик русской живописи.
Однако не многие знают, что живописец практически одновременно писал два варианта этого полотна. Первый, менее известный, сейчас хранится в Харьковском художественном музее изобразительных искусств, ну а второй, всемирно знаменитый - в Русском музее Санкт-Петербурга. Хотя вторую версию, чистовую, художник и начал писать позже на два года, работа велась параллельно над двумя вариантами сразу. Внося изменения и дополнения в первый вариант, Репин, во втором, основном варианте, стремился к совершенству выражения своего замысла.
А теперь все же хотелось бы вернуться к истории написания картины.
Малоизвестные факты о картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Уникальный замысел картины
Как-то летом 1878 года 34-летний Илья Репин гостил в подмосковном доме известного мецената Савы Мамонтова в Абрамцеве, знаменитого своим гостеприимством и дружбой со многими прославленными историческими личностями России. Так вот, однажды за вечерним чаем, в обществе талантливых молодых людей, Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». (1880-1891 г.г.).(Размеры: 2,03 х 3,58 м). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2-й вариант картины.
По исторической легенде, знаменитое послание было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на выдвинутый ультиматум турецкого султана Мухамеда IV, в котором, величая себя
«братом солнца и луны, наместником божьим, владетелем всех царств, царем над царями, непобедимым рыцарем, надеждой мусульман, защитником христиан», повелевал непокорным запорожцам одуматься, сложить оружие и принять турецкое подданство.
Казаков немало разозлил ультиматум султана: не гоже было им чужакам служить. И недолго думая, решили они ответ писать султану турецкому, при том без дипломатического этикета, а по-народному, не стесняясь в выражениях. Дословный текст которого не особо корректно было бы воспроизводить сейчас.
Однако начало было таковым:
«Не годен ты будешь сынов христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобой...», а далее следовали изощренные оскорбительные прозвища, приставленные запорожцами к титулу высокомерного султана. Письмо же заканчивалось таким постскриптумом:
«Числа не знаем, бо календарей не маем, мисяць у неби, год у книзи, а день такий у нас як и у вас, поцилуй за те ось куды нас, та й забирайся вид нас, бо будемо лупцювати вас!».
«Запорожцы». Фрагмент.
Сам же Репин, хорошо знавший историю казачества запорожского, как-то писал:
«Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!»
На присутствующих гостей это письмо произвело немалое впечатление. А что уж тут было говорить о тонкой душе художника. Такой колоритный народный юмор казацкого письма мгновенно запал в душу Илье Ефимовичу, который сам был родом из Украины, и который не по наслышке знал о легендарных подвигах запорожского казачества, олицетворявшего собой в глазах общества образ свободолюбивого, жизнерадостного, непокоренного народа.
Графический эскиз древесным углем. (1978 год).
Красноречивость этого письма настолько затронула воображение художника, что в нем почти сразу же возникло непреодолимое желание запечатлеть в живописи дух того времени и создать несокрушимые и мужественные образы народных героев Запорожской вольницы. Именно там, в Абрамцеве, живописец набросал свой первый графический эскиз древесным углем, который и предопределил композицию будущего гениального творения. К слову, первый эскиз художника к этому полотну на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее.
Графический эскиз. (1978 год).
С того момента и начался сбор материалов, для гениального творения, которое войдет яркой жемчужиной в сокровищницу мирового искусства. В дальнейшем созданию этого гениального творения предшествовали не одна сотня подготовительных этюдов, эскизов, зарисовок, а также поездка непосредственно на запорожскую землю, которую художник предпринял летом 1880 года со своим любимым учеником, 15-летним Валентином Серовым. Именно там художник напишет множество акварельных этюдов, и оттуда привезет несколько альбомов, с графическими зарисовками оружия, костюмов, посуды и различных предметов казацкого обихода.
Для убедительной исторической правды и, чтобы проникнуться духом того героического времени, Репину немногим позже пришлось предпринять еще одну поездку на Кавказ и Кубань. Там он напишет множество этюдов с изображением потомков казаков, переселившихся туда из Запорожской вольницы после ее распада, а так же с упоением будет слушать художник рассказы о легендарных дедах-сечевиках, передаваемых из поколения в поколение.
Д.Яворницкий - известный украинский историк и этнограф, исследователь запорожского казачества, главный консультант Репина, модель для написания образа писаря.
Очень ценные исторические сведения и советы давал Репину его земляк - известный украинский историк, знаток старого Запорожья Д. И. Яворницкий, обладавший уникальным даром рассказчика. Именно от него Репин получил не только много ценнейшего материала, но и списал с него образ писаря, ключевой фигуры своей картины. Захаживал в мастерскую художника в то время и сам Лев Николаевич Толстой, давая Репину советы и указывая на исторические детали, за которые тот "готов был расцеловать" писателя.
«Запорожцы». Фрагмент.
Илья Репин использовал весь свой опыт художника, психолога и, если можно так выразиться, режиссера-постановщика, располагая эту громаду людских тел на одной картинной плоскости. Десятки, сотни раз Репин переписывал этот холст, перемещая и передвигая своих героев, а иногда полностью заменяя одни типажи другими. Очевидцы с чувством восхищения и ужаса вспоминали о том, как автор навсегда убирал с полотна не вписавшиеся образы героев в общую композицию картины. А ему было не жаль, ведь поиски и невероятный труд был подчинен одному - художественному замыслу мастера.
«Запорожцы». Фрагмент.
И что весьма любопытно, Репин в процессе работы постоянно лепил из глины небольшие фигурки казаков в различных позах и компоновал их в разных вариациях, дабы добиться оригинального построения картинной плоскости. Тщательнейшая продуманность чувствовалась в каждом образе, в каждой детали и мелочи. А после того как картина была готова, удовлетворенный своей работой мастер заявил:
«... я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». И это поистине было так.
«Запорожцы». Фрагмент.
И наконец, завершенные «Запорожцы» были выставлены на юбилейной экспозиции работ Ильи Репина в 1891 году, которую устраивала Академия художеств по случаю 20-летия творческой деятельности живописца. Удивительное душевное состояние автора и его отношение к своим героям моментально передавалось зрителям. Полотно было очень тепло принято публикой и получило высокую оценку в прессе, которая так прокомментировала это событие:
«Всмотритесь пристальнее и вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту».
После триумфа «Запорожцев» на выставках в галереях России, а также в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго, император Александр III лично выложил за шедевр целое состояние - 35 тысяч рублей. И эта жемчужина отечественной живописи оставалась в царском собрании до самой революции, а после была национализирована и передана в Русский музей.
Легендарные образы запорожских казаков и реальные люди, позировавшие художнику.
«Запорожцы». Фрагмент.
Запорожцы... Вот они предстают перед публикой во всей своей красе и могучей удали: загоревшие, "обветренные степными ветрами, опаленные солнцем, дубленные невзгодами, изрубленные в жестоких схватках, но все же дьявольски красивые, источающие силу, энергию, бьющую через край". Галерея типажей, созданная живописцем на одной картинной плоскости, - оригинальна, неподражаема и легендарна, ее можно рассматривать без устали часами. Вся эта пестрая ватага неустрашимых воинов увлечена сочинением ответа султану. И зрителю остается лишь любоваться яркими персонажами, их сильными богатырскими телами и искрометным юмором, которые так мастерски создала кисть живописца.
«Запорожцы». Фрагмент.
Группа казаков, изображенных на переднем плане, максимально приближена к зрителям, которые становятся как бы непосредственными участниками происходящего. А динамика движения этой массы фигур, крепко объединенная эмоциональной связью, создает ощущение нерушимого единства, мощной духовной близости атамана Ивана Серко и его побратимов.
А теперь о самом интересном... Для большинства образов запорожцев Репину позировали его знакомые и друзья, весьма знаменитые исторические личности: для писаря — историк-этнограф Д. Яворницкий, для Тараса Бульбы — профессор Петербургской консерватории А. Рубец, для есаула — солист Мариинского театра Д. Стравинский; в образе запорожца с повязкой на лбу можно узнать художника Н. Кузнецова. Казак в высокой черной шапке писался с В. Тарновского, украинского коллекционера и мецената, а персонаж, опустивший кулак на спину соседа,— с художника Я. Ционглинского. Полуголый запорожский вояка — приятель Репина, педагог народной школы К. Белоновский. И даже затылок запорожца, развалившегося на бочке спиной к зрителю, списан с натуры друга.
«Запорожцы». Фрагмент.
Довольно долго Репин искал реальный типаж на роль главного героя и вдохновителя послания султану, который буквально навис над писарем. Дьявольски улыбающийся атаман Иван Сирко, был личностью героической - провел полсотни серьезных боев и из всех выходил неуязвимым. В конце концов, моделью для этого образа стал не менее выдающийся военный деятель - генерал Михаил Драгомиров, герой русско-турецкой войны, позже ставший киевским генерал-губернатором. И, как видим, Репин действительно попал в точку, лучшего кандидата сыскать было невозможно.
«Запорожцы». Фрагмент.
А иногда для своих персонажей живописец заимствовал у моделей лишь отдельные черты лица. Да, что там у моделей... Для изображения беззубой улыбки персонажа в центральной верхней части полотна художник использовал череп казака-запорожца, найденный во время раскопок братских могил запорожских сечевиков. Однажды русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк вспоминал:
"Репин рисовал с меня для своей будущей картины целых два часа. Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого - веко глаз, и для третьего запорожца поправить нос". И таких моделей у Репина было множество, среди них военный юрист Александр Жиркевич, управляющий штатом и финансами императорского двора Георгий Алексеев, украинский драматург Марк Кропивницкий и, это не считая малознакомых людей, которые попросту попадали под руку художнику. Так, колоритный беззубый сморщеный дедок с люлькой был срисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье).
БОНУС. Первая версия картины «Запорожцы»
Ну и наконец, хотелось бы предоставить читателю детальный просмотр первой версии «Запорожцев», являющейся хотя и не такой знаменитой, но не менее ценной.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1-й вариант. Автор: Илья Репин. Харьковский музей изобразительных искусств.
Изначально "первых" Запорожцев у Репина выкупил известный русский меценат Павел Третьяков. А уже после революции в 1933 году из Третьяковки картину передали на Украину в качестве паритетного обмена между музейными собраниями двух республик. С тех пор творение гениального живописца хранится в Харьковском музее.
«Запорожцы». 1-й вариант. Фрагмент. Автор: Илья Репин.
«Запорожцы». 1-й вариант. Фрагмент. Автор: Илья Репин.
«Запорожцы». 1-й вариант. Фрагмент. Автор: Илья Репин.
И как видим, суть и замысел первого и второго варианта картины неизменны, а вот образы... На второй вариант полотна художник забрал самые удачные находки и типажи.
«Запорожцы». 1-й вариант. Фрагмент. Автор: Илья Репин.
И подытоживая вышесказанное, хотелось бы сказать, то что хранится сегодня в Русском и Харьковском музее, - лишь часть колоссальной работы, которую проделал гениальный мастер кисти - Илья Репин, создавая эти полотна. За 13 потраченных лет художник несчетное количество раз переписывал, переставлял и менял в них и образы и детали. И это поистине заслуживает глубокого уважения и поклонения потомков величайшему таланту 19 века.
«Запорожцы». 1-й вариант. Фрагмент. Автор: Илья Репин.
Эти работы являются идеальным примером «завороженного мига», когда гениальный живописец силой своего мощнейшего таланта переносит к нам «в сегодня» сцену далекого прошлого со всеми ее атрибутами и героями.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/160619/43411/