Самой известной былиной о Добрыне Никитиче является былина о его храбром поединке со Змеем Горынычем.
Самое интересное, что и историки и ученые твердо уверены, что бой действительно был. Но с кем?
А вот здесь мнение тех и других кардинально расходятся. По мнению одних ученых, Змей, доисторический ящер действительно существовал и, облюбовав приграничные просторы, здорово пакостил, поедая все, что движется.
Согласно другой версии – Змей – это аллегория и под ней подразумевается нечто более масштабное. На этой версии мы и заострим ваше внимание.
Согласно летописям, в 20 лет Добрыню освободили от рабства, в котором бывший княжич пробыл почти 10 лет и не только приняли в дружину, но и вернули прежний титул. Это произошло благодаря тому, что младшая сестра Добрыни Малуша стала женой князя Святослава. Княгиня Ольга позволила бывшим рабам снова стать князьями с одной целью – примирить русичей с варягами, правившими в те года на Киевской земле.
Добрыня, которого учтиво стали величать Добрыня Никитич (Нискинич – имя княжеского рода древлян) стал негласным советником князя Святослава, в ратных делах. А позже, когда у князя с Малушей родился сын Владимир, стал тому нянькой. Владимир был княжичем, однако старшие братья Олег и Ярополк относились к нему с презрением. Они – дети Святослава от браков с иноземными княгинями. Малушу же все помнили при дворе прислугой. Историки и сейчас спорят, была ли Малуша законной княжеской женой. Доказать это сейчас не возможно, однако сына у Малуши забрали сразу после рождения, а молодую мать отправили как можно дальше от Киева, в село Будутино под Псковом.
Рядом с малышом остался единственный близкий ему человек – дядя Добрыня. Он становится опекуном и учителем юного князя. В этом ребенке он видит самого себя, ведь Добрыня когда-то тоже был так одинок и его также ненавидели при дворе. В 969г. умирает княгиня Ольга, а Святослав становится главным князем. Первое, что он делает – разделяет земли среди своих сыновей. Ярополк княжит в Киеве, Олегу достается древлянская земля. Святослав забыл о своем третьем сыне, но тут вмешался случай и Добрыня. В Киев приехали новгородские бояре – просить защиты и наместника. Князь согласился и отправил 9-ти летнего Владимира и его опекуна Добрыню в Новгород. Сам же с воеводой Свеннельдом отправляется в поход на печенегов.

Святослав не знает, что этот поход станет для него последним и на острове Хортица его убьют печенеги. Хан Киря прикажет сделать из черепа князя чашу и выбить на ней надпись: «Кто за чужим пойдет, тот и свое потеряет».
Никто из киевлян, которые так горевали за Святославом и подумать не мог, что в смерти князя виноват варяг Свеннельд. Именно Свеннельд завел Святослава в ловушку. Фактически он послал князя на печенежскую расправу, а сам со своим войском пошел в обход засады. Историки до сих пор спорят: предупредил воевода печенегов о расположении княжеского лагеря или те нашли его сами?
Добрыня правит княжим Новгородом и воспитывает Владимира. Но спокойное правление длится не долго – к Добрыне доходят слухи о том, что Киевом теперь правит Свеннельд, а Ярополк полностью ему подчиняется. Со временем Добрыня узнает, что войско Свеннельда идет походом на Новгород – бывший воевода хочет завоевать все земли и стать единым правителем Руси.
Добрыня, прошедший многолетнюю муштру, понимает, вступить в бой сейчас – значит обречь на верную смерть Владимира, себя и свое войско. Он отдает Новгород без боя, а сам скрывается в Швеции – там он хочет найти поддержку. За короткое время Добрыня завоевывает и заключает мирные договора с шестью русскими княжествами.
Наконец, в 980 г. вместе с Владимиром он идет на Киев и располагается лагерем под его стенами. Он хочет завоевать Киев и освободить его от Свеннельда и жестокого бога Перуна. Но им не пришлось биться – уставшие от жестокого варяжского правления жители сами открыли ворота. Свеннельд и Ярополк сбежали.
Самое интересное то, что именно 980г. историки считают годом легендарной битвы Добрыни со Змеем Горынычем.
Так с кем же бился Добрыня? С мифическим существом, или с реальным врагом? И где искать место легендарного боя?
Добрыня встретился со Змеем в Киеве, там, где ручеек Смородинка впадает в огненную Почай реку, именно там было описанное в былинах логово Змея.
«Стал Добрыня со Змеем бороться – земля стонет, небеса пылают. Бились они три дня и три ночи. А когда поразил Добрыня Змея в самое сердце, то убил Змея проклятого» – так описан бой в былинах. По легенде, Змей сбежал от Добрыни и спрятался в одной из пещер, но богатырь все равно настиг его и убил.
![]() |
Добрыня настиг Свеннельда возле Канева. Там он и казнил своего злейшего врага. Академик Шахматов считал, что многоголовым Змеем Горынычем называли властную варяжскую династию. И именно борьбе с варягами посвятил свою картину художник Васнецов. Последней головой Змея был варяжский воевода Свеннельд. Это с ним три дня и три ночи бился богатырь Добрыня и одержал победу. Однако существует еще одна версия...
После победы над Свеннельдом Добрыня и Владимир должны были объединить государство, которое теперь насчитывало 12 племен. Но как это сделать мирно и без кровопролития?
Тогда Добрыня и проявил свой дар настоящего миротворца. Он предложил усовершенствовать религию и ввести 6-ти божие.
Для этого в Киеве были поставлены идолы всех шести богов, которым русичи поклонялись в разных уголках Древней Руси:
Дажбог – бог солнца и успеха,
Хорс – бог месяца и энергии,
Стрибог – бог войны, ветров и стрел,
Симаргл – бог подземного мира, бог семян и корней,
Мокош – богиня дождя и воды, покровительница женщин,
Перун – верховный бог, бог грома и молний.
Раньше в Киеве покланялись лишь Перуну. Каждый год ему приносились в жертву юноша или девушка. Несчастные заканчивали свои дни в пламени жертвенного костра. Опасность быть сожженным преследовала Добрыню и его сестру Малушу на протяжении почти 10-ти лет.
Но теперь Перун не мог принимать решения самостоятельно. Для этого ему нужно было сначала договориться с другими богами. Так Добрыня ограничил власть некогда могущественного бога. Однако на этом Добрыня не остановился.
Объединенная Русь стала большим государством, и ему необходимо было укреплять и расширять связи далеко за своими пределами. Для этого требовалось сделать всего один, но очень ответственный шаг – принять христианство. В те времена христианство и цивилизация были синонимами и дорога к признанию, и уважению лежала только через принятие христианства.
Согласно летописи, под горой, где стояли идолы, собралось тысячи людей. На их глазах Добрыня поднялся к святилищу богов, снес мечом голову Перуна и скинул деревянного идола в воду. А дружине приказал плыть за идолом до границ Руси и баграми отгонять его от берегов, чтобы не было места Перуну на Русской земле. Оставили идола лишь близ острова Хортица на границе, где он застрял на мели.
Считается, что в былинах нашли отражение реальные исторические события, и они были даже более правдивыми, чем истории, описанные в летописях. И бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем – это не что иное, как борьба новой религии – православия со старой религией – язычеством. Срубил Добрыня шесть голов – низверг шестерых богов, низверг седьмую и поразил Змея в сердце – отверг язычество, низверг культ Перуна.
Кстати, в былине есть любопытный эпизод, когда слабеющий Добрыня окунается в воды Почай-реки и к нему возвращаются силы. Ученые считают, что это не что иное, как обряд омовения, крещения. Тем более, что именно в водах Почай-реки, берущей свое начало в Оболони и впадающей в Днепр и было совершено Великое Крещение народа Русского.

В 987г. Добрыня стал наместником Новгорода и оставил Киев. Дата его смерти неизвестна. Но в летописях упоминается, что дожил доблестный богатырь до глубокой старости и был похоронен в деревянной церкви Софии Киевской. За ним очень тосковал его племянник – Владимир Великий князь Красно Солнышко.
Оставил после себя богатырь русский Добрыня Никитич объединенную христианскую державу – Киевскую Русь, город-крепость Белгород и легенду про поединок со Змеем.
С КЕМ БИЛСЯ ДОБРЫНЯ? - ВОИНЫ - ГОРДОСТЬ РУСИ - Каталог статей - РУСЬ БЫЛИННАЯ