• Авторизация


С кем бился Добрыня Никитыч 09-03-2024 21:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stefaniia-Stefa Оригинальное сообщение

С кем бился Добрыня Никитыч

Самой известной былиной о Добрыне Никитиче является былина о его храбром поединке со Змеем Горынычем.
Самое интересное, что и историки и ученые твердо уверены, что бой действительно был. Но с кем?

А вот здесь мнение тех и других кардинально расходятся. По мнению одних ученых, Змей, доисторический ящер действительно существовал и, облюбовав приграничные просторы, здорово пакостил, поедая все, что движется.

Согласно другой версии – Змей – это аллегория и под ней подразумевается нечто более масштабное. На этой версии мы и заострим ваше внимание.

http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/tbogat98_4.jpg

Согласно летописям, в 20 лет Добрыню освободили от рабства, в котором бывший княжич пробыл почти 10 лет и не только приняли в дружину, но и вернули прежний титул. Это произошло благодаря тому, что младшая сестра Добрыни Малуша стала женой князя Святослава. Княгиня Ольга позволила бывшим рабам снова стать князьями с одной целью – примирить русичей с варягами, правившими в те года на Киевской земле.

Добрыня, которого учтиво стали величать Добрыня Никитич (Нискинич – имя княжеского рода древлян) стал негласным советником князя Святослава, в ратных делах. А позже, когда у князя с Малушей родился сын Владимир, стал тому нянькой. Владимир был княжичем, однако старшие братья Олег и Ярополк относились к нему с презрением. Они – дети Святослава от браков с иноземными княгинями. Малушу же все помнили при дворе прислугой. Историки и сейчас спорят, была ли Малуша законной княжеской женой. Доказать это сейчас не возможно, однако сына у Малуши забрали сразу после рождения, а молодую мать отправили как можно дальше от Киева, в село Будутино под Псковом.

http://img.allsoft.ru/Screens/mig/2009/06/22/97538.jpg

Рядом с малышом остался единственный близкий ему человек – дядя Добрыня. Он становится опекуном и учителем юного князя. В этом ребенке он видит самого себя, ведь Добрыня когда-то тоже был так одинок и его также ненавидели при дворе. В 969г. умирает княгиня Ольга, а Святослав становится главным князем. Первое, что он делает – разделяет земли среди своих сыновей. Ярополк княжит в Киеве, Олегу достается древлянская земля. Святослав забыл о своем третьем сыне, но тут вмешался случай и Добрыня. В Киев приехали новгородские бояре – просить защиты и наместника. Князь согласился и отправил 9-ти летнего Владимира и его опекуна Добрыню в Новгород. Сам же с воеводой Свеннельдом отправляется в поход на печенегов.

Святослав не знает, что этот поход станет для него последним и на острове Хортица его убьют печенеги. Хан Киря прикажет сделать из черепа князя чашу и выбить на ней надпись: «Кто за чужим пойдет, тот и свое потеряет».

Никто из киевлян, которые так горевали за Святославом и подумать не мог, что в смерти князя виноват варяг Свеннельд. Именно Свеннельд завел Святослава в ловушку. Фактически он послал князя на печенежскую расправу, а сам со своим войском пошел в обход засады. Историки до сих пор спорят: предупредил воевода печенегов о расположении княжеского лагеря или те нашли его сами?

Добрыня правит княжим Новгородом и воспитывает Владимира. Но спокойное правление длится не долго – к Добрыне доходят слухи о том, что Киевом теперь правит Свеннельд, а Ярополк полностью ему подчиняется. Со временем Добрыня узнает, что войско Свеннельда идет походом на Новгород – бывший воевода хочет завоевать все земли и стать единым правителем Руси.

http://www.prdisk.ru/images/tt_dobrynya_nikitich_i_zmejj_gorynych_screenshot_8.jpg

Добрыня, прошедший многолетнюю муштру, понимает, вступить в бой сейчас – значит обречь на верную смерть Владимира, себя и свое войско. Он отдает Новгород без боя, а сам скрывается в Швеции – там он хочет найти поддержку. За короткое время Добрыня завоевывает и заключает мирные договора с шестью русскими княжествами.

Наконец, в 980 г. вместе с Владимиром он идет на Киев и располагается лагерем под его стенами. Он хочет завоевать Киев и освободить его от Свеннельда и жестокого бога Перуна. Но им не пришлось биться – уставшие от жестокого варяжского правления жители сами открыли ворота. Свеннельд и Ярополк сбежали.

Самое интересное то, что именно 980г. историки считают годом легендарной битвы Добрыни со Змеем Горынычем.

Так с кем же бился Добрыня? С мифическим существом, или с реальным врагом? И где искать место легендарного боя?

Добрыня встретился со Змеем в Киеве, там, где ручеек Смородинка впадает в огненную Почай реку, именно там было описанное в былинах логово Змея.

http://godsbay.ru/slavs/images/slav27.jpg

«Стал Добрыня со Змеем бороться – земля стонет, небеса пылают. Бились они три дня и три ночи. А когда поразил Добрыня Змея в самое сердце, то убил Змея проклятого» – так описан бой в былинах. По легенде, Змей сбежал от Добрыни и спрятался в одной из пещер, но богатырь все равно настиг его и убил.

 
 

Добрыня настиг Свеннельда возле Канева. Там он и казнил своего злейшего врага. Академик Шахматов считал, что многоголовым Змеем Горынычем называли властную варяжскую династию. И именно борьбе с варягами посвятил свою картину художник Васнецов. Последней головой Змея был варяжский воевода Свеннельд. Это с ним три дня и три ночи бился богатырь Добрыня и одержал победу. Однако существует еще одна версия...

http://media.filmz.ru/photos/full/f_5007.jpg

После победы над Свеннельдом Добрыня и Владимир должны были объединить государство, которое теперь насчитывало 12 племен. Но как это сделать мирно и без кровопролития?

Тогда Добрыня и проявил свой дар настоящего миротворца. Он предложил усовершенствовать религию и ввести 6-ти божие.

Для этого в Киеве были поставлены идолы всех шести богов, которым русичи поклонялись в разных уголках Древней Руси:

Дажбог – бог солнца и успеха,

Хорс – бог месяца и энергии,

Стрибог – бог войны, ветров и стрел,

Симаргл – бог подземного мира, бог семян и корней,

Мокош – богиня дождя и воды, покровительница женщин,

Перун – верховный бог, бог грома и молний.

Раньше в Киеве покланялись лишь Перуну. Каждый год ему приносились в жертву юноша или девушка. Несчастные заканчивали свои дни в пламени жертвенного костра. Опасность быть сожженным преследовала Добрыню и его сестру Малушу на протяжении почти 10-ти лет.

Но теперь Перун не мог принимать решения самостоятельно. Для этого ему нужно было сначала договориться с другими богами. Так Добрыня ограничил власть некогда могущественного бога. Однако на этом Добрыня не остановился.

//img-fotki.yandex.ru/get/52/movieweb.28/0_11487_e629033d_XL

Объединенная Русь стала большим государством, и ему необходимо было укреплять и расширять связи далеко за своими пределами. Для этого требовалось сделать всего один, но очень ответственный шаг – принять христианство. В те времена христианство и цивилизация были синонимами и дорога к признанию, и уважению лежала только через принятие христианства.

//img-fotki.yandex.ru/get/3107/neonoviy.1/0_21909_e72a9a4_XL

Согласно летописи, под горой, где стояли идолы, собралось тысячи людей. На их глазах Добрыня поднялся к святилищу богов, снес мечом голову Перуна и скинул деревянного идола в воду. А дружине приказал плыть за идолом до границ Руси и баграми отгонять его от берегов, чтобы не было места Перуну на Русской земле. Оставили идола лишь близ острова Хортица на границе, где он застрял на мели.

Картинка 41 из 4032
 

Считается, что в былинах нашли отражение реальные исторические события, и они были даже более правдивыми, чем истории, описанные в летописях. И бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем – это не что иное, как борьба новой религии – православия со старой религией – язычеством. Срубил Добрыня шесть голов – низверг шестерых богов, низверг седьмую и поразил Змея в сердце – отверг язычество, низверг культ Перуна.

Кстати, в былине есть любопытный эпизод, когда слабеющий Добрыня окунается в воды Почай-реки и к нему возвращаются силы. Ученые считают, что это не что иное, как обряд омовения, крещения. Тем более, что именно в водах Почай-реки, берущей свое начало в Оболони и впадающей в Днепр и было совершено Великое Крещение народа Русского.

В 987г. Добрыня стал наместником Новгорода и оставил Киев. Дата его смерти неизвестна. Но в летописях упоминается, что дожил доблестный богатырь до глубокой старости и был похоронен в деревянной церкви Софии Киевской. За ним очень тосковал его племянник – Владимир Великий князь Красно Солнышко.

Оставил после себя богатырь русский Добрыня Никитич объединенную христианскую державу – Киевскую Русь, город-крепость Белгород и легенду про поединок со Змеем.

С КЕМ БИЛСЯ ДОБРЫНЯ? - ВОИНЫ - ГОРДОСТЬ РУСИ - Каталог статей - РУСЬ БЫЛИННАЯ
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник С кем бился Добрыня Никитыч | Натальюшка-Ната - Дневник Натальюшка-Ната | Лента друзей Натальюшка-Ната / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»