Александр Андреевич Иванов. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой.
Данный эскиз был задуман как центральная композиция в росписи стены «Благовестие о рождении Иоанна Крестителя».
Захария – священник в Иерусалимском храме в царствование Ирода. До преклонных лет он был бездетен. Однажды, когда в неделю своей чреды священников Захария служил в храме, ему выпало по жребию войти в святилище для каждения (честь совершить это самое важное священнодействие выпадала лишь однажды, многие священники не удостаивались ее ни разу в жизни). В алтаре Захария увидел Ангела, возвестившего, что его жена родит сына и он наречет его Иоанном.
Продолжая речь, Ангел предсказывает Захарии судьбу его сына:

Ангел – Златые власы (Архангел Гавриил). Икона. XII в.
И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный
Захария не смог сразу поверить и за неверие сделался нем, но не на всю жизнь, а только до того дня, когда исполниться пророчество.
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Когда Елисавете настало время родить, она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
На эскизе Иванова Захария стоит перед жертвенником, собираясь добавить в него ароматы. Мы видим в его облике сомнение. Явившийся в клубах ароматического дыма Ангел беседует с ним, указывая на исполнение пророчества. Захария растерян, сказанное не вмещается в его ум, рассудок отказывается поверить в пророчество и за это сомнение он получает немоту. Именно этот момент мастерски изобразил художник: Захария разводит руки в недоумении, опустив голову, а Ангел касается его уст, которые не могут вымолвить ни слова.
Властной и повелевающей фигуре Архангела противостоит согбенная и как бы вопрошающая фигура Захарии. Кадильный дым обволакивает небесного посланника, создавая иллюзию облака, потусторонности и чуда.
Лист входит в графический цикл «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях.