Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом: Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная".
Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения. В истории Бон-а, первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас. В буддизме, считается что на Кайлаше живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой). Кайлас это не самая высокая гора в своем районе - "всего" 6714 метров.
Однако ее выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по середине пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. В Бон-е, Кайлас иногда так и называют "Горой Свастики".
На западе Тибетского нагорья в 200 км от границы с Непалом расположена гора Кайлас (Кайлаш, Kailash). Ни географически, ни геологически она не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, она поднялась вместе с плато со дна океана, а затем вода и ветер отточили ее грани, придав ей пирамидальную форму.
Эта гора считается священной многие тысячелетия у всех народностей, проживающих в близлежащих странах. В Индии каждый индуист почитает за огромное счастье увидеть ее раз в жизни. В древних книгах – ведах – написано, что все Гималаи священны и считаются обителью Богов, но Кайлас – это излюбленное место пребывания Шивы. А Шива, согласно вере индуистов, мастер сжигания дурной кармы и разрушения иллюзий. Из его трезубца устремляются на землю потоки невидимого небесного огня, и грязь превращается в кристально чистый поток энергии. Многие йоги и искренние искатели истины провели здесь не один год в медитациях и молитвах. И сегодня здесь иногда можно встретить людей, из глаз которых словно горная река из ледника, непрерывно льется поток любви и благодати.
Согласно вере буддистов, если обойти эту гору с правильными мыслями и мотивацией, то возможно очистить карму, накопленную за несколько прошлых жизней. Тибетские буддисты почитают эту гору как обитель божества Чакрасамвары.
С точки зрения восточной космологии, гора Кайлас – это центр нашей мировой систмеы, через который проходит ось мироздания. Древние восточные космогонии во многом единообразно дают картину сотворения мира. И теория множественности миров Шкловского и «блинная» теория структуры Вселенной астрофизика Зельдовича выглядит лишь как частный случай на фоне общей картины мироздания древнего Востока. Их абстрактное мышление, не обремененное тоннами конкретных частных знаний, легко оперирует образами и аналогиями, выстраивая грандиозную картину Вселенной.
[показать] Вот один из космогонических мифов древней Индии: мир состоит из семи островов, главный из которых называется «Джамбудвипа». Посреди островов стоит золотая гора Меру. Она возвышается на 84000 йоджан над землей и уходит на 16000 йоджан под землю, ее диаметр на вершине равен 16000 йоджан, у основания 32000 йоджан, так что по форме она напоминает цветок лотоса. На вершине ее находится город Брахмы, а вокруг – сады Индры (согласно буддийской космологии, наверху – мир форм и без-форм, вокруг горы - великий океан). Под грой Меру – располагаются 28 миров ада. Над горой располагаются мир мудрецов (Большая Медведица), а над полярной звездой – центром системы, располагаются миры святых и богов, выше всех – Мир вечной Истины. Все миры окружены божественной оболочкой, вокруг которой располагаются сферы воды, огня, воздуха, разума и завершается мир субстанцией, которая является источником всего сущего. Все миры вращаются вокруг оси, проходящей через Меру и полярную звезду.
Меру, как главная ось мироздания, находит свое отражение и в текстах индийской тантры. По соответствие строения микрокосма макрокосму, существует основная ось человеческого тела, и проходит она через позвоночник. На центральный энергетический канал нанизаны миры – чакры, постепенно наполняя энергией каждую, поднимаясь от низших энергий к более высоким, человек продвигается к духовному пробуждению, состоянию сознания святых и богов. И согласно теории перевоплощения он возродится в следующей жизни в мире, соответствующем уровню сознания и энергии (т.е. чакре), которого человек достиг во время своей земной жизни. Таким образом, мифологическая гора Меру является символом оси Мира и содержит в себе все уровни бытия: от самых нижний до самых высоких.
Древняя религия Тибета – Бон, также считает Кайлас священным, местом источником возникновения жизни и расположения мистической страны Шанг-Шунг. На отвесных склонах горы бонцы различают священные знаки – свастику, символ, который в разных учениях трактуется по разному, но везде ему приписывают особое значение.
Во всех местных традициях кора, обход вокруг горы Кайлас несет смысл очищения от всех грехов, порождающих рождение в адских мирах. А перевал Дролма-Ла – символизирует смерть и рождение в новую жизнь. Считается, что тот, кто хоть совершил парикраму (санскр. «обход вокруг святыни»), спасен на века и, самое плохое, что его может ожидать - это воплощение в человеческом мире (!). Вокруг Кайласа расположено несколько небольших буддистских храмов, куда приходят паломники во время коры (тиб.«обход вокруг святыни»). Они построены на местах силы, где медитировали Великие Учителя. По сей день мы можем увидеть отепчатки их рук и ступней в камне, которые они оставляли для того, чтобы продемонстрировать силу своей реализации и вдохновить людей встать на духовный путь.
Тысячи лет эта область считается самым святым местом. Сотни тысяч паломников: буддистов, индуистов, джайнистов, бонпо... ежегодно совершают кору вокруг вятыни. Им не преграда ни сотни километров, ни превратности погоды, ни политическое противостояние Китая и Индии.
Пронзительная тишина, будто невидимая тончайшая струна, натянутая рукой небесного Владыки, звенит в воздухе. И звук ее призывает слиться с божественными качествами Абсолюта.
**************
Закрытая территория
АБСОЛЮТНО ошибочно полагать, что только в одних русских заложены тяга к поиску смысла жизни и особая жажда духовности, а другим остается только: американцам — трескать гамбургеры и толстеть, а немцам — заедать пиво сосисками и пукать. На самом деле в Тибете полно немцев с американцами, японцев с корейцами и прочего народа, навьюченного огромными рюкзаками и периодически глотающего таблетки от кишечных расстройств и горной болезни. Не факт, что все эти люди приезжают в страну за мистическими откровениями, но даже то, что они, в принципе не знающие, что такое «удобства во дворе», перебои с горячей водой и отоплением, все же едут да еще платят за это немалые деньги, вызывает уважение.
Тибет — страна высокогорная (средняя высота над уровнем моря — 3 тыс. метров), а потому по большей части бесплодная. Перевалы, долины, снова горы. Лишь изредка по берегам рек возникают какие-то очаги земледелия, теплится жизнь вокруг столицы Лхасы да еще нескольких относительно больших городов и поселков городского типа. А так — можно сутками трястись в машине, но ничего, кроме песка, камней и редкой жесткой травы, не видеть. Тем не менее эти унылые пейзажи могут быть потрясающе красивы. То зависнут облака над головой так низко, что, кажется, их можно достать рукой. Окрасятся горы светом заходящего солнца в нереальные лилово-розово-голубые тона (в точности как на картинах Рериха). Или неожиданно возникнут барханы чистейшего морского песка — это на высоте в 4 тысячи! А еще огромные звезды. И очень близкая Луна…
Местным жителям, правда, не до красот. Тибетцы живут в кочевых шатрах либо в домах, сложенных из глиняных кирпичей или камней. Ни стекол, ни даже пленки в окнах нет — такая вот естественная вентиляция. Туалет — выложенный из камней в половину человеческого роста загон — невдалеке от дома. Понятно, что при постоянном пронизывающем ветре, да еще в мороз под минус тридцать, не до эстетики. Погодные условия в Тибете жуткие, поэтому у многих взрослых и детей на скулах, носах, щеках пятна бурого цвета — последствия неоднократных обморожений. Одеты крайне бедно — грязные, рваные пиджаки, платья, а кочевники ни зимой, ни летом не расстаются с тулупами из шкур яков. Без яков в Тибете, наверное, вообще не было бы жизни: мало того что на них ездят и перевозят грузы, в ход идет все — от мяса, молока, костей и шкур до навоза, который собирают, скатывают в колобки, потом разминают в тонкие блины, сушат на солнце и топят им печи. Такого тепла, как дрова, они не дают, но местным жителям достаточно. Когда-то у этих людей было много своеобразных обычаев: например, несколько братьев могли брать в жены одну девушку на всех. Но теперь такого уже не встретишь.
[показать]Несмотря на суровые условия жизни и нищету, тибетский народ очень дружелюбный. Правда, таким он был не всегда. До того как в VIII веке в этой стране распространился буддизм, кочевые племена, исповедовавшие до этого религию бон, наводили ужас на всех.
Новые хозяева
ТИБЕТЦЫ рубились не только друг с другом, но и со всеми остальными: однажды в боевом запале дошли до Самарканда, не раз гоняли императоров Китая. Обида, вероятно, крепко засела в генной памяти китайских товарищей, потому что в 1950 году они без всякого предупреждения ввели войска и захватили Тибет, провозгласив его своей провинцией. Как водится, в процессе наведения коммунистического порядка 80% монастырей было разрушено, полтора миллиона человек из шестимиллионного населения уничтожено. Глава буддистов далай-лама XIV вскоре бежал в Индию, где живет до сих пор.
По всей стране разбросаны воинские части и контрольно-пропускные посты, где солдаты в военной форме на два размера больше нужного тщательно проверяют у иностранцев многочисленные разрешения на проезд по территории страны. Судя по личным впечатлениям, наибольшее подозрение вызывают американцы — в аэропорту китайские пограничники «шмонают» их дольше всех и даже конфискуют аудиокассеты с поп-музыкой и беллетристику.
Чужие здесь не ходят
ВООБЩЕ считается, что в эти места пускают не всех. Бывает, соберется человек приехать, да только раз — и неожиданно заболеет. Или, уже доехав, сломает на тропе ногу либо сляжет с высокой температурой (такое часто бывает на высотах и в непростых погодных условиях). Есть десятки примеров, когда нестарые и физически крепкие люди внезапно оказывались не в состоянии совершить обход Кайласа. А ведь именно ради коры — ритуального обхода протяженностью 53 км — многие и приезжают сюда.
Кора — как обряд посвящения — очищает от жизненных грехов. Считается, чем больше обходов, тем карма становится чище (то есть грехи прощаются) не только в этой жизни, но и в будущих, а после 108-го круга наступает просветление. Некоторые тибетские монахи тратят месяцы, чтобы не пройти, а проползти вокруг священной горы.
На второй день пути вокруг Кайласа путники достигают перевала, где, как считается, проходит грань между прошлым и будущим каждого паломника. В этом месте принято символически оставлять что-то от старой жизни: одежду, отстриженные волосы или ногти — и уже после этого делать шаг в новое измерение. Чуть дальше — еще одно место поклонения. По преданию, в этих краях бился за победу буддизма с черным магом религии бон уже упоминавшийся тибетский йог и маг Миларепа. Памятью о сражении остались стоять один на другом огромные камни. В самом большом выбиты углубления — это правоверные тибетцы высекают пыль (она считается обладающей магической силой), чтобы отправить получившуюся щепотку в рот. На другом валуне, как водится, — отпечатки ног гигантов духа прошлых веков.
Еще одно ритуальное место носит название Гора Голодного Черта: по преданию, там то ли проводили обряды жертвоприношений, то ли это было местом ритуальных погребений (в Тибете не роют могил — почва каменистая, поэтому раньше трупы расчленяли и мясо склевывали птицы, теперь их просто сжигают). Но лично я человеческих останков не видел — только выбеленные кости, черепа яков и множество разбитых бутылок. Ничего не поделаешь — цивилизация добралась и до этих мест. Битьем стеклотары особенно развлекаются китайцы, как бы подчеркивая этим, что для них тут ничего святого нет. Да и самих местных тибетцев заботит в большей степени туристический бизнес, чем экология.
Глядя на монахов в тибетских монастырях, ловил себя на мысли: и что — эти люди, которые в своей жизни не видели ничего, кроме окружающих гор, эти простые, неграмотные дети крестьян и есть хранители древних тайных знаний человечества? Ясно, что циничный ум белого человека вовсю начинал сомневаться. Но вот однажды мы напросились в гости в дом к тибетскому ламе. Его молодой помощник провел в комнату, увешанную изображениями будд, где за низким стеклом сидел седой, короткостриженый пожилой настоятель монастыря в оранжевой тоге. Мы знаками попросили его позволить нам посидеть рядом. Он кивнул, налил традиционного чая из своего термоса и продолжил перебирать какие-то бумаги на столе, не обращая больше на нас никакого внимания. Через пять минут у меня начало закладывать уши, окружающий воздух зазвенел и, казалось, стал более плотным. Потом откуда-то из глубины сознания в голове стали возникать различные вопросы — от философских до бытовых. И точно так же, «из воздуха», появлялись ответы. Практически то же самое происходило с моими спутниками. А лама в это время как ни в чем не бывало отхлебывал чай, покашливал и всматривался в настольный календарь. Так по какой книжке из эзотерических магазинов этому можно научиться?
Пришельцы в скалах
А ЕЩЕ желания, загаданные в районе Кайласа, не у всех, конечно, но сбываются. Стоит попросить хорошей погоды — и вот оно, солнце, появляется из-за облаков. Во время ритуального обхода можно задавать в пространство вопросы относительно судьбы, прошлого и будущего. Ответы, как правило, приходят. И что самое поразительное — совпадают и выполняются.
[показать] Вокруг этой странной горы располагаются не менее необычные скалы. Одни отшлифованы так, что подобны каменным зеркалам, другие имеют вогнутую форму и стоят друг против друга (некоторые считают, что в районе таких аномальных зон изменяется время). А то на крутом склоне на немыслимой высоте вдруг встретится огромных размеров отшлифованный каменный куб, причем по цвету абсолютно отличающийся от окружающих скал.
На одной из отвесных скал на уровне человеческого роста замечаю небольшое круглое углубление — словно специально для головы. Подхожу, прислоняюсь лбом и… вижу в глубине горного массива очертания двух фигур: явно человеческих, только головы крупнее наших.
Вокруг Кайласа существует и более короткая тропа, но она только для тех, кто уже сделал более 13 обходов. На этой внутренней коре есть также два озера с живой и мертвой водой (то есть с позитивной и негативной энергией) и несколько загадочных мест, о которых знают немногие посвященные ламы. Например, пещера, где находится 13 золотых ступ.
Однажды мы подошли к Кайласу на расстояние примерно в километр, что в принципе делать не рекомендуют: якобы в этих местах действуют очень тонкие энергии, которые влияют на неподготовленный организм разрушительным образом. Так вот, переводя дух после подъема (как-никак высота больше 5 тысяч), я присел на камень, но тут же вскочил, почувствовав, что от него идет такая энергия, от которой у меня завибрировали почки. Попробовал сесть еще - все повторилось, только к почкам добавились еще и легкие с сердцем.
К подобным «забавным» случаям можно добавить и такие моменты, когда во время медитации рядом с горой начинали потрескивать волосы на голове и как по команде стихал ветер, дующий в тех местах практически постоянно. С погодой нам в принципе повезло, потому что, кроме ветра, в дороге ничего не мешало: ни дождь (иногда бывает так, что паломники делают кору, а Кайласа не видят, поскольку он закрыт тучами), ни снег — тибетский проводник рассказывал, как он буквально на себе нес молодых англичан, когда за одну ночь намело сугробов по пояс. Хотя для европейского человека даже в хорошую погоду высокогорная прогулка — занятие не из легких. Каждый шаг — как последний, кислорода не хватает, сердце вот-вот — и вырвется из груди. Поэтому, когда через три дня круг замыкается, счастью нет конца. И что же потом, спросите вы? Наступает просветление? Открывается «третий глаз»? Да как бы не так! Как сказал наш проводник: «Вы, иностранцы, странные. Тут люди всю жизнь живут, молятся в надежде когда-нибудь, может, в следующей жизни, если повезет и если они будут жить правильно, стать одними из посвященных. А белые приедут на пару дней и сразу: ну что, где тут у вас Шамбала? Но так просто ничего не бывает. Это только начало пути».
Кстати
С 1996 года сторонники маоистской компартии Непала неоднократно пытались установить в стране коммунистический режим. За это время в небольшом гималайском королевстве в результате вооруженных столкновений погибли более 8 тысяч человек. Последнее соглашение о перемирии было достигнуто зимой, однако 28 августа этого года коммунисты объявили о выходе из перемирия. Сегодня Непал стоит на пороге гражданской войны. Все чаще жертвами нападений террористов становятся иностранные туристы. Как сообщили нам в отделе стран Азии МИДа РФ, в связи с обострением в королевстве внутренней обстановки россиянам рекомендуется временно воздержаться от поездок в эту страну.
Николай Солдатенков,
сентябрь 2003 года,
участник экспедиций турцентра «Кайлаш»,
август 2001
Серия сообщений "Документальные эзотерические фильмы":
Часть 1 - Индия. О чем знали древние. (Discovery)
Часть 2 - Я - ПОБЕДИТЕЛЬ! Ник Вуйчич (Nick Vujicic)
...
Часть 11 - Фильмы на тему: Алхимия человеческого тела
Часть 12 - Документальный фильм *Солнцееды*
Часть 13 - Место силы - Тибет. Путь на Кайлас
Часть 14 - Живая матрица. Наука исцеления
Часть 15 - Кристаллы и вода. Барбара Вулф
Часть 16 - Мусор / Trashed (2012)
Часть 17 - Великий древний праздник у Кайласа