Наксрамас — одно из самых знаменитых подземелий World of Warcraft. В «классической» версии игры, о которой так любят с грустью вспоминать ветераны, в Наксрамас ходили только самые сильные гильдии, и далеко не каждая из них сумела убить последнего босса. По примерным подсчетам, пройти это подземелье в актуальное для него время смогли лишь жалкие два-три процента игроков.
Эта статистика не понравилась разработчику: потратить тысячи человеко-часов на контент, который почти никто не увидел — слишком разорительно даже для такого гиганта, как Blizzard. Поэтому во втором аддоне, Wrath of the Lich King, Наксрамас выпустили заново, обновив способности и силу боссов, чтобы они соответствовали текущему уровню игроков. Так некогда элитный Наксрамас, полным прохождением которого могли похвастаться считанные сотни игроков на каждом сервере, стал самым популярным подземельем игры.

Доступ в каждый квартал Curse of Naxxramas стоит 299 рублей или 700 золотых монет. Все кварталы сразу можно купить за 799 рублей
Пять недель назад Наксрамас появился еще в одной игре Blizzard — карточной Hearthstone . Карточный Наксрамас, как и оригинальный, разделен на пять кварталов. Каждую неделю игрокам Hearthstone открывался доступ в один новый квартал, а 20 августа стал доступен последний квартал с финальным боссом, Кел'Тузадом.
Всего в Наксрамасе полтора десятка боссов, за победу над каждым из них игрок получает новые карты. Кроме боссов, в каждом квартале есть испытания — бои предсозданными колодами за определенные классы. Победа в этих боях принесет вам новые карты классовых способностей. Пройдя весь Наксрамас, вы соберете ровно тридцать новых карт. Большинство этих карт — разнообразная нечисть, которую действительно можно было встретить в оригинальном подземелье: зомби, поганища, слизь, пауки. Плюс несколько мощных уникальных карт боссов, в том числе и самого Кел'Тузада.
В игре появились карты с новыми механиками: Сталагг и Фуегон. Если ваш противник уничтожит их во время одного матча, на поле боя призывается мощное существо с характеристиками 11/11
Старые фанаты WoW оценят, насколько карточный Наксрамас похож на настоящий. У каждого босса есть не только собственная уникальная арена и набор карт, но и специальная способность, мигом заставляющая вспомнить, как тяжко было драться с ним в World of Warcraft. Например, Таддиус в оригинальной игре периодически менял «полярность» вашему персонажу — приходилось постоянно бегать, чтобы не оказаться рядом с игроками с противоположной полярностью. В Hearthstone Таддиус каждый ход меняет местами здоровье и силу ваших существ.
После того, как вы убьете всех боссов квартала, открывается доступ к героическому уровню сложности. Как правило, героик отличается лишь тем, что босс становится вдвое «толще», а его специальная способность бесплатна и применяется автоматически каждый ход. Подобрать колоду для прохождения героического режима одного босса — занятие, на которое можно убить от нескольких минут до нескольких суток. Если вы играете не очень увлеченно — не можете, скажем, сходу ответить, чем характерна колода zoo warlock и сколько урона можно нанести, выложив «Лироя» в связке с «Манипулятором», — вероятно, героики вам придется пропустить. Благо за их прохождение не дают ничего существенного, лишь уникальную рубашку карт, которая имеет ценность только для фанатов.
Мнение, что любой героик проходится только с полной колодой эпиков, ошибочно. В сети достаточно роликов, где игроки убивают боссов в героике, используя лишь базовый набор. Правда, вам должно повезти с выдачей карт
Наксрамас — это не только пятнадцать боссов, тридцать карт и уникальная рубашка. Выход этого дополнения существенно повлиял на так называемый метагейм — общие тенденции в построении колод при игре на рейтинг. Почти все топ-колоды изменились, появились новые интересные связки карт — старых и новых. Некоторые эпические карты, без которых раньше нельзя было добиться высокого рейтинга, теперь далеко не так важны. Процесс изменения метагейма в любой коллекционной карточной игре происходит и сам по себе: с течением времени игроки находят новые тактики, становятся популярны новые сборки, но Наксрамас стал самым большим со дня запуска толчком к изменению Hearthstone.
В целом Curse of Naxxramas — очень хорошее и сильное дополнение. Обычно разработчики карточных игр не особо утруждаются, считая, что достаточно выпускать раз в полгода-год набор новых карт. Наксрамас же не просто продает новые карты, но предлагает целое приключение в знакомых декорациях. Однако безупречным это приключение назвать нельзя.
Если Глут играет карту оружия, а у вас в руке нет «Слизня» — проще начать игру заново
Во-первых, боссы героика — это всего лишь «перекачанные» обычные боссы. Они не получают новых уникальных умений и убивают вас не потому, что у них какая-то особенно хорошо сбалансированная колода или они лучше просчитывают ходы. Все, что у них есть — достаточный запас здоровья и зверская спецспособность, вместе позволяющие закончить игру за пять ходов. Прохождение героика потребует от вас не только собрать правильную колоду — зачастую придется еще и потратить пару часов, пытаясь получить нужный стартовый набор карт.
Во-вторых, очень странно выглядит решение разнести классовые испытания по разным неделям: друиды, например, получили свои классовые карты уже в первую неделю, а паладины — лишь в пятую. В результате некоторые игроки были вынуждены временно отказаться от любимых героев — только потому, что начали проигрывать новым картам в рейтинговых играх.