В историю музыкальной культуры Доменико Чимароза вошел как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa.
Он был на 20 лет старше Бетховена и почти на 20 лет моложе Гайдна и всего на 7 лет старше Моцарта.
Известны очаровательные одночастные сонаты Чимарозы, кристально ясные в своей искусной простоте.
Однако с ними связано немало загадок и запутанностей...
Во-первых, до сих пор неизвестно, действительно ли автором этих клавирных сонат является знаменитый оперный композитор. Не сохранилось ни одного их автографа (хотя разных прочих авторских записей Чимарозы известно много), нет и никаких биографических свидетельств или упоминаний современников об этих произведениях.
Во-вторых, почти все известные клавирные произведения Чимарозы сводятся к рукописному сборнику из двух книг, обнаруженному в 1924 г. в одной из флорентийских библиотек. Данный сборник содержал 81 одночастную пьесу (50 в первой книге и 31 - во второй). Вскоре 32 избранные сонаты из этого собрания были опубликованы во Франции, и практически все исполнения клавирной музыки Чимарозы базируются именно на данном источнике. Однако выясняется, что редакторы издательства чересчур рьяно взялись исправлять ошибки - которых во флорентийском сборнике действительно было немало. В некоторых сонатах исчезли целые куски, но появились многочисленные динамические указания; фразы, недвусмысленно помеченные в манускрипте "стаккато", теперь стали обозначаться как "легато"; и, страннее всего, соната в 3/4 стала 4/4...
В-третьих, современные исследователи стали склоняться к выводу, что эти пьесы изначально были объединены в двух- или трёхчастные сонаты. Для такого вывода есть несколько оснований, самое ясное из них - сохранившаяся в Британской библиотеке трёхчастная клавирная соната, отдельные части которой представлены во флорентийском манускрипте как самостоятельные одночастные произведения. Указания на объединения пьес в циклы имеются и непосредственно в самом флорентийском манускрипте.
18 сонат в исполнении на клавесине.
Клавесинные пьесы Доменико Чимарозы - случай той самой простоты, для достижения которой нужно быть очень талантливым человеком.
Характер музыки требует от исполнения блеска и наряду с этим певучести.
I. Allegro in C minor (Sonata n. 1) - 0:05
II. Andantino in E flat major (Sonata n. 2) - 3:39
III. Allegro in B major (Sonata n. 3) - 5:57
IV. Allegro in B major (Sonata n. 4) - 6:38
V. Andantino in G minor (Sonata n. 5) - 9:00
VI. Andantino in A major (Sonata n. 6) - 10:40
VII. Allegro in C minor (Sonata n. 7) - 13:04
VIII. Allegro in C major (Sonata n. 8) - 14:49
IX. Andante in D minor (Sonata n. 9) - 16:56
X. Maestoso in B major (Sonata n. 10) - 18:08
XI. Allegro in B major (Sonata n. 11) - 20:20
XII. Allegro in A major (Sonata n. 12) - 22:20
XIII. Andantino in G minor (Sonata n. 13) - 24:13
XIV. Allegro in G major (Sonata n. 14) - 27:28
XV. Allegro in G major (Sonata n. 15) - 28:26
XVI. Andantino in A minor (Sonata n. 16) - 29:51
XVII. Allegro in D major (Sonata n. 17) - 31:33
XVIII. Allegro in D major (Sonata n. 18) - 34:06
А сейчас те же 18 сонат плюс ещё 14 в исполнении на клавире.
Тем, кто первый раз слышит музыку Доменико Чимарозы, рекомендуется начать знакомство с Сонаты №29 - это своего рода визитная карточка композитора.
Главное значение сонат Доменико Чимарозы в том,что исполнители и
слушатели любят эту музыку за ее жизнеутверждающий характер, ясность мысли,
душевную теплоту, доброжелательный и открытый взгляд на мир.