Сады Чизик-хаус (Chiswick House Gardens) были разбиты в XVIII в. в новом для того времени палладианском стиле, в предместье Лондона Чизик, где местные жители когда-то занимались производство сыра. Очаровательную новую виллу спроектировали и построили для Ричарда Бойла, третьего графа Берлингтона (1694-1753), в его поместье Чизик в 1727-1729 гг.
[700x239]
Дом не являлся жилым помещением, а служил для хранения коллекции антиквариата, картин и старинных рукописей, принадлежащих Бёрлингтону. Многочисленные масонские атрибуты говорят о том, что во дворце проходили собрания масонской ложи.
Вокруг дома был разбит красивый парк, своей формой и геометрией максимально приближенный к естественному природному ландшафту. Этот парк открыт ежедневно с 8.30 до заката. Вход свободный. В начале весны в оранжерее цветет коллекция камелий. Впрочем, парк интересен в любое время года. Сегодня я предлагаю Вам свой фото-репортаж об этом потрясающем парке (удивительно, как сохранился такой бесподобный оазис естественной, полудикой природы всего в получасе езды от центра Лондона(!))
Прогулка наша начнётся от главных ворот Чизвик-хаус (Chiswick House) (автобусная остановка 190 напротив входа) и завершится в районе парковки на Грейт-Уэст-роуд
Парк Чизвик-хаус как структурированный (формальный), так и дикий, например, газон, что тянется от самого дома до озера, сохранил вековые деревья, растущие самым естественным образом. Озеро с неровными берегами тоже кажется совершенно естественным, но это искусственный водоем. Этот ранний образец знаменитого английского «естественного» ландшафта был создан Уильямом Кентом (который «первым убрал ограды и увидел, что вся природа - это один большой сад»). Озеро расположено в окружении деревьев именно там, где и должно было бы находиться в природе. Поднимемся на горбатый мостик. Слева от нас - водопад, небольшая каменная горка, устроенная для того, чтобы замаскировать машины, подающие воду в озеро. Этот великолепный механизм в 1746 г. создал инженер, получивший за свою работу 182 фунта стерлингов. Позже был добавлен двигатель, приводящий механизм в действие. В 1996 г. в парке был установлен современный водопад, который теперь часто можно увидеть работающим.
Терраса
А теперь сойдем с дорожки и по травянистому берегу направимся налево. Это терраса (Terrace) - высокий берег, образовавшийся из земли, оставшейся после того, как было вырыто озеро.
[показать]Тропинка приводит нас прямо на вершину. Эта тропинка была восстановлена и открыта для публики как раз тогда, когда наша книга готовилась к печати. Некогда гости поместья (и туристы, поскольку подобные парки и раньше часто открывали для посещения местной знати) отсюда любовались окружающими лугами и Темзой. Сегодня этот вид портят современные здания. Как и в наши дни, склон террасы был засажен цветущими кустарниками. Склон тянется до ворот на Берлингтон-лейн (Burlington Lane). Дальше вдоль дорожки вы увидите великолепные высокие деревья.
Античные садовые украшения
Справа от террасы находится обелиск (Obelisk). Скульптура у его основания (разумеется, копия, а оригинал хранится в музее из соображений безопасности) относится ко II в. н. э. Это древнеримское надгробие, изображающее двух женщин и ребенка. Обелиск расположен на развилке дорог, от него в разные стороны расходятся тенистые аллеи, каждая из которых приводит к новому садовому украшению. Центральная приведет вас к храму, стоящему на противоположном берегу озера. Эта развилка - одна из двух, построенных в парке Чизвик-хаус. Скорее всего, они были созданы Чарлзом Бриджменом, но в 80-е годы XVIII в., когда мода в ландшафтном дизайне сменилась и популярностью стали пользоваться естественные пейзажи, прямые аллеи превратились в извилистые дорожки. Аллеи были воссозданы в 50-е годы XX в., но тоже не в оригинальном виде.
Мы идем по левой аллее, ведущей нас к античному мосту. Аллея довольно широкая - она была превращена в подъездную дорогу для экипажей (по таким обширным поместьям часто ездили в экипажах). Не так давно вдоль нее высадили липы. Чуть дальше, справа, вы увидите великолепный вечнозеленый средиземноморский дуб (Quercus ilex). Слева за деревьями виднеется большое крикетное поле (Cricket ground). Остановитесь, чтобы полюбоваться великолепным античным мостом (Classic Brtidge). Мост был построен в 1774 г. на месте маленького мостика по проекту архитектора Джеймса Уайатта. С моста открывается вид на живописные берега озера, засаженные пампасской травой, кизилом с красивыми красными ветками и чисто английской таволгой.
Амфитеатр
Перед вами на другой стороне моста тянется дикий лес. Он действительно выглядит вполне диким (здесь можно услышать щебетание соек или стук дятлов), и в нем сохранилось множество великолепных деревьев. Но мы с вами идем направо, по прямой дорожке, вдоль которой высажены аккуратно подстриженные кустарники. Эта аллея - часть второй развилки. На схеме вы видите разветвление трех аллей.
За несколько веков эта часть парка претерпела немало перемен. На плане 1753 г. показаны все три аллеи, на плане 1818 г. две из них уже исчезли, уступив место серпантинным дорожкам. Во время реставрации, проведенной в 50-е годы XX в., дорожки сохранили, а на месте двух исчезнувших аллей высадили кустарники. Подходя к развилке, мы пройдем мимо еще одного замечательного творения Уильяма Кента. Хотя архитектор не оставил планов или заметок, но он часто работал по наитию, вдохновляясь окрестным пейзажем. Этот кусочек сада остался почти таким, каким был в XVIII в. Через разрыв в живой ограде справа открывается неожиданный вид на миниатюрный амфитеатр (Amphitheatre), в центре которого в мелком пруду установлен обелиск. За амфитеатром виден фасад храма - того же самого, заднюю часть которого вы видели от другого обелиска. Храм построен в ионическом стиле (для ионического ордера характерны спиральные завитки на капителях, венчающих колонны). Летом на пологих террасах амфитеатра устанавливают белые контейнеры с апельсиновыми кустами, точно так же, как это делали два с половиной века назад. Храм, «мягко окаймленный деревьями» (как написал о нем поэт XVIII в. Джеймс Томсон), напоминает о пейзажах Древнего Рима, которые так любил изображать Клод Лоррен.
За оградой дорожки вы увидите каменный мемориал с латинской надписью, воздвигнутый в память «Лилли, самой верной из гончих...». Если вы еще не заметили, в парке Чизвик-хаус установлено множество урн, предназначенных специально для уборки помета гуляющих здесь собак.
Мы приближаемся к концу аллеи и развилке, откуда расходится несколько аллей. Идем налево, по средней аллее. Прямо перед вами впечатляющее здание Баньо. Но если дойти до конца аллеи, станет ясно, что это всего лишь фасад с пустыми нишами для статуй.
Экседра
На развилке аллей предусмотрительно установлены каменные скамьи, откуда можно полюбоваться элегантным северо-западным фасадом Чизвик-хаус. Отдохнув, выходим на газон. Справа от вас находится экседра (Exedra), полукруглая ниша, окруженная подстриженными кустами тиса. Впервые экседра появилась на плане поместья в 1733 г. Повернемся к ней лицом. Такие полукруглые альковы были весьма характерны для древнеримских садов, окружавших виллы. Это идеальное обрамление для статуй. Справа вы увидите одну из скульптурных колонн в римском стиле, льва, еще одну колонну с греческим именем Сократа, две урны и три каменные фигуры. Слева установлено еще несколько урн, скульптурных колонн и еще один лев.
Имя Сократа выбрано неслучайно: он был противником тирании, а в 1730-е годы лорда Берлингтона подозревали в том, что он разделял авторитарные устроения премьер-министра Роберта Уолпола. Три центральные статуи (по-видимому, Цицерон, Помпей и Цезарь, но с уверенностью утверждать этого нельзя), очевидно, были вывезены с виллы императора Адриана в Тиволи, близ Рима. Изначально они были установлены в амфитеатре, а в 1748 г. перенесены в экседру.
Дорическая колонна
Возвращаемся к развилке и идем по аллее направо, к виднеющейся впереди дорической колонне (Doric Column). Судя по картинам того времени, она была установлена здесь в 1728 г. специально для украшения ландшафта. Дорический ордер - древнейший и самый простой из греческих ордеров. Чтобы создать атмосферу Древнего Рима, колонна была увенчана копией статуи Венеры Медичи, но сейчас она отсутствует. Розовые кусты у подножия колонны появились совсем недавно, хотя первые упоминания о розах в Чизвик-хаус относятся к 1811 г.
Олений домик
От дорической колонны идем по направлению к маленькому белому домику, стоящему справа. Это Олений домик (Deer House), очень простая постройка, напоминающая железнодорожный вокзал на маленьком греческом полустанке - хотя вряд ли в голову лорду Берлингтону приходили подобные античные ассоциации. Таких домиков должно было быть два, по обе стороны от дорожки, которая идет дальше. Но, судя по всему, второй дом так и не был построен. Свое название Олений домик получил по загону для оленей, некогда находящемуся там, где сейчас разбит газон и высажены кустарники. Чтобы создать впечатление того, что животные бродят по парку совершенно свободно, ограду строить не стали, а территорию обнесли рвом. Ров был настоящим изобретением начала XVIII в. С одной стороны такой ров был обнесен высокой стеной, через которую олени не могли перепрыгнуть. Эта стена все еще протягивается вдоль прямой дорожки, на которой вы стоите.
А теперь идем в сторону по огибающей Олений домик дорожке. Мы направляемся налево, к питомнику и информационному центру, поворачиваем также налево и попадаем к юго-западному входу в зимний сад (Conservatory).
Этот зимний сад создан Сэмюэлем Уэром в 1813 г. Боковые крылья были характерны для того периода, а центральный купол стал настоящим новаторством (в 1933 и 1990 гг. купол перестроили). Зимний сад Чизвик-хаус стал предшественником Пальмового дома Децимуса Бертона в Кью-гарденс и Хрустального дворца Джозефа Пакстона. Судя по всему, в молодости Пакстон работал в Чизвик-хаус.
В 1828 г. шестой герцог разместил в зимнем саду великолепную коллекцию камелий, которая и сегодня остается лучшей в Британии. Ранней весной камелии Чизвик-хаус представляют собой волшебное зрелище. Камелии появились в Британии гораздо раньше. На рубеже XVII в., к примеру, хирург Ост-Индской компании, Джон Каннингэм, высадился в Шанхае, чтобы собрать саженцы камелий, хризантем и пионов самых разных сортов. До 30-х годов XIX в., когда появились стеклянные ящики, в которых можно было успешно перевозить значительное количество живых растений, выращивание камелий было увлечением богатых людей, имевших теплицы и оранжереи. Лишь позже, когда эти кустарники стали настолько распространенными, что садовники решились на эксперименты, выяснилось, что камелии вполне способны расти в британском климате.
Выходим из зимнего сада через центральный вход. Дорожку окаймляют кусты котовника, позднецветущей глицинии, гортензии и другие цветы пастельных оттенков. Прямо перед вами находится Итальянский сад (Italian Garden), где господствуют яркие красные, белые и синие цветы. Итальянский сад был разбит садовником Льюисом Кеннеди для шестого герцога Девонширского в 1814 г., когда после десятилетий увлечения естественным стилем формальные клумбы снова вошли в моду. Название «итальянский» не несет в себе никаких национальных ассоциаций. Геометрические партеры, клумбы и урны из искусственного камня - все это напоминает сад императрицы Жозефины, супруги Наполеона. Пройдемся по центральной дорожке, чтобы полюбоваться чудесными клумбами. Сегодня сад далеко не столь роскошен, как в прошлом, но изящно подстриженные кусты необычной формы все еще великолепны. Существуют планы восстановления Итальянского сада по сохранившимся эскизам. Возле гинкго (Ginkgo biloba) сворачиваем направо и возвращаемся к зимнему саду.
Выходим из Итальянского сада с левой стороны. Слева от дорожки место, где когда-то находилась оранжерея. После строительства зимнего сада надобность в ней отпала, поэтому оранжерею снесли. Впереди раскинулся пруд с лилиями и золотыми рыбками. Рыбки так и остаются маленькими: они вырастают пропорционально размеру водоема.
Виллу построили за старым особняком в стиле времен короля Якова и соединили с ним. На самой вилле не было кухни. Один острослов сказал, что вилла «слишком мала, чтобы в ней жить, и слишком велика, чтобы подвесить к часам». Старый особняк разрушили в 1788 г., а к новой вилле пристроили два крыла. После смерти графа новым владельцем стал герцог Девонширский, при котором к зданию были пристроены два флигеля, созданы садовые павильоны. Новые пристройки, в свою очередь, разрушили в 1950-е годы. До наших дней сохранилась только отдельно стоящая вилла.
Лорд Берлингтон был законодателем английских вкусов своего времени. Совершив большое турне по Европе и увидев развалины Древнего Рима, по возвращении в Англию он не утратил интереса к античности. Палладианский стиль, получивший название в честь итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580), включал в себя римские элементы и вполне отвечал вкусам лорда Берлингтона и других пэров, которые считали себя новыми патрициями. Их восхищали и творения Иниго Джонса (1573-1652) - первого английского архитектора, работавшего в античном стиле.
Чизвик-хаус строился как галерея для произведений искусства, как место, где можно было вести культурные разговоры и слушать музыку. Дом находился достаточно близко к Лондону, чтобы быстро войти в моду. В 1732 г. поэт Александр Поп говорил: «Уверяю вас, Чизвик стал для меня лучшим местом под сияющим солнцем...»
[показать]На территории Чизик-хаус расположено множество античных достопримечательностей. Художник и единомышленник лорда Берлингтона Уильям Кент расписал потолки нескольких залов. Он же планировал и сад. Как истинный художник, Кент создал трехмерные картины, по которым можно было гулять. Его ландшафты будили воспоминания и порождали новые идеи. Большое влияние на Кента оказал французский пейзажист Клод Лоррен (1600-1682). Лоррен писал сцены из древнеримской сельской жизни. На его пейзажах мы видим храмы, залитые мягким светом. Картины Лоррена проникнуты ощущением ностальгии. Но ландшафты Кента производят другое впечатление. Он первым из архитекторов создал на территории парка почти естественное озеро и сельский водопад.
Кент завершил работу в Чизвике к 1738 г. Лорд Берлингтон умер в 1753 г., и поместье перешло к пятому герцогу Девонширскому. В собственности этого семейства особняк оставался вплоть до 1929 г., когда его приобрели местные власти. При Девонширах парк еще больше изменился. В 1774 г. построили мост в античном стиле, а в 80-е годы XVIII в. по территории проложили дорожки-серпантины. Еще больше перемен произошло в XIX в., но в 50-е годы XX в. многие изменения и дополнения были ликвидированы, чтобы воссоздать оригинальную атмосферу Берлингтона и Кента.
От главных ворот идем по дорожке, проложенной под сенью величественных ливанских кедров. Она приводит к южному фасаду дома. В облике особняка множество античных элементов - колонны скопированы с храма Юпитера в Риме, а купол - с римского Пантеона. Даже дымоходы выполнены в виде египетских обелисков, столь любимых римлянами. Входим в засыпанный гравием внутренний двор. Напротив ограды установлены каменные колонны, на вершине которых вырезаны человеческие лица. Эти колонны появились в 20-е годы XVIII в. Они снова напоминают нам о Древнем Риме, где такими колоннами обозначали границы поместий. В те времена на колоннах изображали лицо бога Термина, который покровительствовал границам.
На лестнице, ведущей к входу, установлены статуи работы Майкла Рисбрака (Michael Rysbrack, 1694-1770). Этот нидерландский скульптор во времена Кента работал в Англии. Немного пострадавшие от времени и непогоды скульптуры изображают Андреа Палладио (слева) и Иниго Джонса (справа). Сам Палладио не решился разместить их в этом месте. Они казались ему слишком живыми для строгого облика палладианского дома. Поверните назад, а потом налево, по дорожке, которая проходит мимо западного фасада дома. Дорожка выведет вас к озеру (или «реке», как его называют).



Ворота Иниго Джонса
Сворачиваем налево, на дорожку вдоль рва, чтобы полюбоваться этими воротами. Ворота (Inigo Jones Gateway) построены в 1625 г. для Бофорт-хаус в Челси, дома врача лорда Берлингтона, сэра Ханса Слоуна. Ини¬го Джонс (1573-1652) стал первым английским архитектором, работавшим в палладианском стиле (вспомните его Дом королевы в Гринвиче). Зная пристрастие Берлингтона к античности, Слоун завещал ему ворота. Ворота были воздвигнуты в 1736 г. на месте предполагаемого второго Оленьего домика. В те времена подобные садовые украшения не были чем-то необычным. Оригинальные ворота переместили в конец дороги перед Чизвик-хаус, а закончилась их судьба в Грин-парке.
От ворот Иниго Джонса идем вдоль северного фасада Чизвик-хаус. Справа за газоном начинается широкий бульвар с кипарисами, кедрами и каменными урнами. Эта территория некогда была небольшой рощицей, но со временем ее расчистили. Примерно на полпути к газону по обе стороны дорожки в 1742 г. были установлены два каменных сфинкса (Sphinxes). Один из них совершенно новый. Если оглянуться через арку Соединительного перехода, можно увидеть оригинального свинцового сфинкса, которого перенесли на это место, чтобы защитить от непогоды. В античные времена сфинксы символизировали мудрость. На газоне сфинксы уютно расположились в тени двух величественных ливанских кедров (Cedrus libani). Эти деревья были символом богатства владельца, поскольку первые из них появились в Британии в 1659 г. Проходим дальше вдоль дома до начала бульвара. Оглянувшись, вы увидите центральную аллею развилки и в ее конце ложный храм - еще один неожиданно прекрасный пейзаж, которыми славится парк Чизвик-хаус.
96-метровая оранжерея, крупнейшая в Англии, прославившаяся своими камелиями, была построена на территории Чизикской усадьбы в 1812 году. Знаменитая группа The Beatles снимала здесь видеоматериалы к своим песням Rain и Paperback Writer.
Некоторое время назад оранжерея была отреставрирована по миллионному проекту GBP12. Каждый год в середине февраля здесь проходит фестиваль камелий. Крупным планом:





Выход из парка не менее интересен. Ведущая от особняка Корни-роуд-лодж (Corney Road Lodge) старая кирпичная стена слева от вас окружает северо-восточную часть садов поместья. выходя из парковки Great West Road, не упустите возможность увидеть то, что некогда являлось рабочей зоной старых садов. С северной стороны парковки находится невысокая кирпичная стена с коваными воротами. Заглянув в ворота, вы увидите настоящий волшебный лес, каким представляли его в детстве. На самом деле перед вами запущенный огород поместья. Если свернуть налево по Грейт-Уэст-роуд, то красивые кованые ворота, выведут вас на Дьюкс-авеню (Duke's Avenue), а по ней можно с удовольствием прогуляться до уютной Чизик-Хай-стрит и вернуться обратно в центр Лондона на автобусе.
источник текста http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/parki-londona/
Где находится: Burlington Lane, станции Chiswick, Turnham Green
Транспорт: станция «Чизвик» (наземные поезда от вокзала Ватерлоо через «Clapham Junction») в 5 минутах ходьбы от западной части парка. Станции метро «Chiswick Park» и «Turnham Green» (линия «District»), а также остановки Автобусов 190, 425, ЕЗ и 27, расположены в 20 минутах ходьбы от парка. Бесплатная парковка на Great West Road. Мероприятия: спектакли и оперы в амфитеатре, «Burlington Cafe» - ежедневно 10.00-17.00.
Часы работы музея: апрель-октябрь пн, вт, ср, вс 10.00-17.00, вых. чт, пт, сб
Стоимость: 4.10 www.english-heritage.org.uk
Фотографии в альбоме «Сады Чизика», автор milendia
Про 12 садов графства Кент см. рассказ ТУТ http://www.liveinternet.ru/users/milendia_solomarina/post359487843/