[показать]ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
«Свет личного на нет сводя,
Свеченье Духа утвердится»…
- Рудольф Штайнер
Огромное количество научных исследований и трудов посвящено области, рассматривающей природу человека в контексте его физиологических / физических и психологических / психических особенностей.
В частности, индивидуальная природа homo sapiens с его социотипами и акцентуациями, определяется как типология современного человека – социального существа, в процессе его личностных и межличностных отношений.
Но и вся когнитивная, аффективная и социально-психологическая сфера личности не способна проникнуть в тайны человеческой природы, выявив её скрытые «подземелья».
Казалось бы почему? Да потому, что само понятие «личность» – достаточно неопределённое и спорное в психологии. Этим объясняется многообразие теорий личности и её характеристик.
Ли/ч/но/сть , этимологически, с точки зрения Дуэтики – лик человека, вновь сотворённого, а также лишённая чёткого направления осознанного творения. Она же предстаёт, как илюбовь, исследующая часть нового телесного сознания. То есть, личность есть поле опыта человека, ограниченного внешними и внутренними инструментами восприятия и отсутствием целостной картины собственного самоощущения, характерного для множества воплощений души.
То же самое можем отнести и к рассмотрению индивидуальности традиционной alma mater. Так значимые отличия от других людей, а также своеобразная психика и неповторимая личность со свойственными ей темпераментом и характером, интересами,познавательными и интеллектуальными способностями, наряду с присущими ей потребностями, порождают весьма широкую вариативность её проявлений.
Так, например, выделяют различные уровни индивидуальности: нижний, средний и высший, а также, порой, наделяют её сверх качествами: метаиндивидуальность, трансиндивидуальность, экоиндивидуальность.
В Дуэтике индиви/дуальность рассматривается как проявление души через личностный проводник. Этимологически, индивидуальность представляет человека, как уникальногоискателя новых дорог интереса, воодушевляемого исследованием дуальности. То бишь, индивидуальность – это Душа, проявляющаяся как дуальность «Я» и «не-я илидинамичный интерес, возникающий у индивида согласно дуальному творению.
В индивидуальности заложена программа развития души, предполагающая индивидуальное развитие: индивидуализацию, автономность, а затем слияние, общность, единение.
В свою очередь душа, которая официальной наукой рассматривается как«нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало» тоже весьма неоднозначна. Впрочем, можно вполне согласиться с данным утверждением, за исключением того факта, что душа всё же материальна, но качества её биоплазменной структуры могут адекватно рассматриваться с научной точки зрения, как минимум, с позиций квантовой физики.
Логично обратиться за пояснениями к Вневременной Мудрости из сокровищницы нетленных истин, переданных нам Вознесёнными Учителями.
ТРОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Так, Трактат о Душе А. А. Бейли устройство человека рассматривает троично, как Дух, Душа и Личность или
[226x300] Монада, Эго, Личность / Чистый Дух, Индивидуальность (Высшее «Я») и низшее я».
В свою очередь, эта тройственность присуща и каждому из вышеперечисленных планов:
I – Монада / чистый Дух, Отец Небесный:
II – Эго, Высшее «Я», Индивидуальность:
III – Личность, или низшее «я», физический план человека:
Аналогичный, тройственный символизм духа, души и личности я отразил в первой статье:Духовное развитие и личностный рост.
А вот так выглядят высшие и низшие принципы человека схематически:
Как видно из предыдущей информации и данной схемы, личность человека представляет собой несовершенный механизм илинизшую четверицу – астрально-физическое существо, с четырьмя главными энергетическими вихрями или силовыми центрами – чакрами (корневой, сакральной, солнечного сплетения и селезёнкой) и телами: физическим, эфирным, астральным и ментальным.
В свою очередь, Индивидуальность – есть Высшая, вечная Триада, символически представленная тремя силовыми центрами-чакрами: сердечным, межбровным и головным. Сердечный центр Анахата является также связующим в процессе трансмутации эмоционального тела желаний в чувствознание души.
Тройственность Духа, Души и Личности в их гармоничной связи с центрами, можно представить следующим образом:
Центр Личности – Манипура – воля / желание – воля-к-добру.
Центр Души – Анахата – сила любви – безусловная любовь-мудрость.
Центр Духа – Аджна / Сахасрара – божественная воля / могущество.
Таким образом, всю духовную эволюцию человека или, соответственно, духовное развитие и личностный рост можно свести к тому, что низшая природа должна быть взята под контроль Души или высшего «Я».
Осуществляется данное преображение в первую очередь, через признание и последующее осознание природы души. Данное осознание знаменует собой Путь Испытаний или Посвящений, на которое встаёт индивидуальный стремящийся, ученик или чела. Чела, дословно, с санскрита – дитя, а в пояснении Дуэтики – ученик вечности (духовный ученик) или ученик, идущий сквозь века и познающий различные качества Творца.
ПОСВЯЩЕНИЕ КАК РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ
В статье: Утверждение ученика я отмечал, что ученичество – это индивидуальный путь духовного развития, приводящий в конечной точке к кризису индивидуализации и в заключительной его фазе к всеобщему, групповому единству.
«Индивидуализация – это сознательное постижение «я» своей связи со всем, что составляет «не-я», и в этом великом посвятительном процессе, как и во всех последующих, пробуждению сознания предшествует период постепенного развития. Пробуждение происходит мгновенно в момент появления первого самоосознавания, который, в свою очередь, приводит к кризису, называемому Посвящением. В первом случае имеется посвящение в самосознательное существование, во втором – посвящение в духовное существование. Эти реализации, или осознанные расширения сознания осуществляются по естественному закону и со временем приходят к каждой душе, без исключения». – А. А. Бейли. Посвящение Человеческое и Солнечное.
Ранее посвящение, инициация или мистерия представляло собой последовательное священнодействие и существовало в любых духовных традициях, как основной или первый принцип любой оккультной науки расширения сознания / понимания и вхождения в свет большей ответственности и возможностей.
«В Европе посвящение было упразднено с падением последнего языческого храма». – Е.П. Блаватская. Поэтому истинным посвятителем, как в прошлом, так и сейчас выступает ваш ДУХ, коронованное высшее «Я», задействуя на нынешнем этапе, как посредника ДУШУ, используя семь каналов передачи – пять общеизвестных чувств, плюс ум и интуицию. То есть, посвящение знаменует очередной, пройденный, кризисный этап человеком в самопознании и самосовершенствовании.
«Посвящение – это усиливающаяся способность видеть и слышать на всех планах. Оно представляет собой расширяющееся осознание планов Бога в отношении мира, увеличивающуюся способность включаться в эти планы и исполнить их. Это попытка абстрактного ума выдержать экзамен. Это почётный класс в школе Учителя, доступный тем душам, чья карма разрешает в нём учиться, и чьи усилия достигают цели». - Джуал Кхул.
Посвящение с точки зрения Дуэтики – щедрое послание высшего «я», наследующей единство индивидуальности / пробуждение осознанности светом щедрости вышнего, естественно наследуя единство.
На определённом этапе путь ученика, который побуждается и контролируется душой и стремится к служению человечеству, предполагает наличие Наставника, Учителя, Мастера, обладающего определёнными качествами магнетического излучения / света. Таким образом, раскрывая в ученике его собственное могущество через его высшее «Я» или Душу Учитель готовит его к Служению Плану, Духовной Иерархии и всему человечеству через групповое единство.
Но здесь главное, не увлечься внешним, эмоциональным рвением и желанием войти в сень Учителя, отодвигая собственное развитие на задворки осознания.
Преданность и эмоциональный идеализм, как качество 6 Луча, особенно активного и проявленного в нынешнем году, могут сослужить дурную службу. Ибо Учитель приходит тогда, когда ученик готов. Но для этого необходимы недюжинные усилия по преобразованию собственных несовершенств личностной природы.
«Процесс постепенного расширения сознания – результат конкретного усилия, упорного правильного мышления и жизни самого стремящегося, а не какого-то оккультного наставника, исполняющего оккультный ритуал». – Тибетец.
Без развития «внутреннего разумения, позволяющего извлекать урок из всякого происшествия и события, а также умения выявлять ценность в основе любой формы и распознавать замысел, определяющий данные обстоятельства», духовному искателю не обойтись. Так он подготавливает свой личностный проводник для единения на эмоциональном, ментальном и духовном уровнях через сознательное функционирование.
«Каждое посвящение отмечает переход ученика в следующий класс во Дворце Мудрости, показывает более яркое сияние внутреннего огня и смещение точки поляризации (авт.- с личных нужд к потребностям души), приводит к всевозрастающему единству со всем живущим и сущностному единству «я» со всеми «я». Горизонт непрерывно расширяется, пока не объемлет всю сферу творения».
Все посвящения происходят на планах души и духа – трёх высших подпланах ментального плана и на трёх высших планах (в большинстве своём в состоянии сна, однако следствия и память о них может фиксироваться астральным, физическим и ментальным телами). Каждое такое посвящение преобразуют тела адепта атомной, скалярной материей (что на практике, усиливает свечение физических тел, включая плотное), развивая способность получать всё больше и больше энергии души.
ДУША И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ. СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТЬЮ
В своих предыдущих статьях я рассматривал природу души, как энергетической субстанции и суммы качеств духовных тел (каузального, атмического и будхического).
А теперь приведу ещё выдержки из книги Ученичество в Новом Веке – т.2, переданной миру Джуалом Кхулом о душе и её свойствах:
«Душа – это вихрь силы или двенадцати энергий (авт. – Космических лучей),объединённых вместе Волей духовной сущности (Монады на её собственном плане). Она образует духовную сущность, сознательное психическое существо, Сына Бога, обладающего жизнью, качеством и явлением –уникальное явление во времени и пространстве трёх выражений души:
Вот почему мы часто слышим общеупотребительное: «без души», «бессердечно», «без сострадания» применительно к людям, которые ведут себя прагматично, отстранённо, без интереса и не проявляя участия.
Вместе с тем, наука практически вплотную подошла к пониманию души, как «психики», «сознания», «внутреннего мира человека». Ибо тройственность человека в контексте духа, души и личности есть не чем иным, как:
Так, или иначе, и дух и душа проявляются через тело и его «психическое» проявление – личность.
Несовершенство личности, неуправляемой и нецентрированной в душе, имеет свои отличительные черты:
Духовная ориентированная личность всё больше откликается на зов души и характеризуется:
ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
«Душа текуча в отношении приспособляемости, но непреклонна по отношению к цели. Подобно этому, сверкающая фанатичная преданность тому или другому лицу или идеалу должна уступить место неизменной любви души – любви вашей души к душе других…».- А. А. Бейли. Ученичество в Новом Веке. Т.1.
Однако, это лишь общие характеристики духовного пробуждения.
Пробуждение, подобно солнечному лучу, всегда своевременно и желанно для нашей души. И ни возраст, ни образование, ни традиционно-культурные предпочтения не имеют для пробуждения значения. Ибо оно, словно галантное признание мужским разумом глубины и точности женской интуиции.
Пробуждение – это выведение сердца из тени ума, когда дуальное разделение и противопоставление, присущее интеллекту, становится единством многообразия чувствознающего сердца.
«Миру необходим духовно пробужденный. Ибо победителю открываются таинства человеческой природы». – Р. Майер. В пространстве – время здесь…
АВТОМАТИЗМ ЛИЧНОСТИ. УМСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Человек, безусловно, сложно структурированная энергоинформационная система. Но, пока не наступило действительное пробуждение, «многосложное существо», коим является человек, в большинстве своём механичен и автоматичен.
«Мы – машины. Мы полностью управляемы внешними обстоятельствами. Все наши действия следуют в направлении меньшего сопротивления давлению внешних обстоятельств».- Г. Гурджиев. Беседы с учениками.
Кроме того, эта система автономна, но без жёстко очерченного и конкретного пункта управления. К примеру, когда мы голодны, то сигнал поступает от рецепторов пищеварительной системы, а когда нас осеняет мысль, мы стимулируемся умом. А если нам нужно что-либо совершить вне телесной потребности или преодолевая её сопротивление, мы управляемся волевым усилием.
Пока в нас дремлет «человек воли», нами управляет «человек привычки». И эта автоматическая система управления побуждается в большинстве своём умом желаний, объемлющего собственный «набор» потребностей-удовольствий. Широко известная пирамида Маслоу лишь несколько абсолютизирует этот индивидуальный набор.
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Это положение настолько просто, что оно должно было бы быть само собой разумеющимся для всякого, кто не завяз в идеалистическом обмане».– К. Маркс.
Когда же происходит переориентирование ведущее «человека привычки» к неминуемому пробуждению «человека воли»? Данные переломные или кризисные периоды, именуемые периодами благоприятной возможности, подчинены индивидуальным ритмам, детально рассмотренным мною в статье: Сенситивные и кризисные периоды души и личности.
Волевое переориентирование включает в себя не столько волю иметь (нечто больше, значительнее, ценностное), но прежде всего волю быть кем-то и чем-то ещё и объемлет большую картину собственных возможностей.
Изначально сознание, это процесс умственной фиксации на определённом желании, формирующем интеллектуальную способность аналитического мышления. После чего сознание то, кто я есть и кем себя представляю и позиционирую, передаёт эстафету Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ – духовному существу, Душе. А для неё бытие – это целостное и неразделённое на дихотомии и дуальности: внешнее личностное выражение-проявление и внутреннее душевное переживание-ощущение или внешнее ограниченное знание и внутренняя всеобъемлющая мудрость.
В таком единстве, конкретному уму трудно удерживать пальму первенства, ибо его неспособность к нераздельности создаёт дополнительные препятствия для того, чтобы удерживать большее, нежели оно способно, восприятие.
Но такова возможность есть у сердца, которое одновременно может воспринимать, ретранслировать чувства, переживания, ощущения, соединяя физический план с эфирным, астральным и ментальным.
«Камнем в потоке жизненных сил представляется для стремящегося к духу человека устройство головы с её умирающей мыслью. Жёстким как минерал, сделался человеческий интеллект, и всё же в нём пребывает высочайшая духовная сила: свободная творческая мысль, чистая интуиция, ожидающая, чтобы её исторгли из окостеневшего интеллекта… Голова – темница души. Но когда наступает просветление сердца, эту темницу озаряет некий свет, изгоняющий из неё всякую тьму». – Рудольф Майер.