Визуальными ориентирами и доминантами на разных концах Карла Маркса служат два интересных здания, выделяющихся на фоне малоэтажной застройки. Со стороны Соборной площади это колокольня монастырской Никольской церкви, о которой стоит рассказывать отдельно, вместе с другими достопримечательностями этой части города. А вот с другого конца высится шикарная водонапорная башня начала века
Башня красивая сама по себе, к тому же еще и гордо возвышает над окружающими улицами гербы Арзамаса и Нижнего Новгорода. Рядом с ней стоит избушка смотрителя. Беда в том, что относится она к режимной территории (несмотря на то, что никакой стратегической ценности не представляет и давно отключена от водопровода), поэтому любоваться ей можно только с почтительного расстояния - подойти поближе, прикоснуться, подняться нельзя, и забор с колючей проволокой не устанет об этом напоминать.
За башней - городской парк имени Гайдара, частично реконструированный в 2019 году, поэтому часть дорожек уже щеголяет классической московской плиткой, стриженными газонами и современными фонарями. Парк - симпатичный, многие города покрупнее могут ему позавидовать.
Если встать на улице Верхняя Набережная и посмотреть на запад от Арзамаса, то взгляд точно упадет на поселок Выездное - он расположен так близко, что кажется просто еще одним городским районом, от границы города по реке Теше до него чуть больше 600 метров.
И ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Ну, для начала произошла Черемисская война - почти пятилетнее сопротивление части марийцев объединению поволжских земель Иваном Грозным. Чтобы защитить недавно созданное поселение Арзамас, за рекой Тешей, на границе земель, откуда ждали врага, создали Выездную казачью слободу - гарнизон, призванный отразить нападение. К XVIII веку условно внешних врагов в центральной России у царства не осталось, и земли были отданы боярам Салтыковым. При них село разрослось практически до промышленного центра - один из Салтыковых устроил тут настоящую индустриальную революцию, построив три кожевенных, два свечно-сальных, три кошмовальных и два клееваренных завода, и отдав их в управление своим крепостным. Сам дворянин отлично себя чувствовал, выдавая ссуды и "состригая купоны".
Крестьяне, как известно, были людьми набожными (что с точки зрения царской власти было более чем эффективно). Один из крепостных заводских управляющих, бездетный Иван Васильевич Гостьков, всю жизнь лелеял мечту - подарить Выездному новый храм взамен двух существующих, но обветшавших. Объединившись с другим крепостным и построив на ссуду от помещика кожевенный заводик, Гостьков скопил достаточную сумму денег и через Салтыкова "пробил" необходимость постройки новой церкви.
Результат превзошел все ожидания - долгое время Смоленская церковь в Выездном была самой большой сельской приходской во всей нижегородской губернии. Салтыков даже пожертвовал для храма картину кисти испанского художника Мурильо. Огромный храм был построен в традициях классицизма, а вот шатровая колокольня отсылает к старым церквям былых эпох. Гостьков за свои старания удостоился наивысших почестей - Салтыковы освободили его из крепостных, а при освящении церкви в 1815 году, по легенде, епископ нижегородский и арзамасский даже провел Ивана Васильевича через царские врата: честь, простому крестьянину и в мыслях бы не явившаяся.
ТАК, С ОДНИМ ХРАМОМ ЯСНО, А ВТОРОЙ?
Выездное и его церковь отлично видны с арзамасского холма. Нетрудно себе представить, какие эмоции испытывали высокопоставленные и высокородные горожане, когда буквально под их носом строится храм, который своим великолепием затмевает все богатство церквей, издревле считавшихся украшением их уездного города! А тут как раз и Наполеон подоспел, и война отечественная, и победа славная - есть повод отметить и утереть нос выскочкам из Выездного! Так, в 1814 году (то бишь за год до окончания строительства Смоленской церкви) в самом центре города, на высоком холме, довлеющем над окрестными равнинами, был заложен собор, призванный подчеркнуть господствующее положение Арзамаса и выиграть "войну храмостроителей"!
Воскресенский собор был спроектирован местным архитектором, Михаилом Петровичем Варенцовым, которому в ту пору не было еще и 30 лет! Михаил Петрович войдет в историю отечественного зодчества под своим звучным псевдонимом - Коринфский (при взгляде на классические колоннады, украшающие большинство его работ, происхождение псевдонима и архитектурные предпочтения вопросов не вызывают).
АРЗАМАССКИЙ СОБОР ВНУШАЕТ!
Еще как внушает! Это одна из "продающих" визитных карточек города, практически "Vizit Arzamas"! На фоне безоблачного голубого неба - так вообще впечатляющее зрелище. Он максимально геометрически правилен - длина и ширина равны, по 30 саженей, четыре фронтона украшают, суммарно, 48 колонн, а над ними на фресках изображены библейские сюжеты. Но самая его примечательная, и абсолютно незаметная невооруженным глазом, деталь - это купол, который является... деревянным!

Возводившие его строители чуток "напортачили" - при попытке соорудить кирпичный купол дал трещину юго-западный опорный столп. И тут история дала проявить себя еще одному крепостному-самородку - крестьянину Егору Михайлову, который слыл, согласно народной молве, непревзойденным строителем. Михайлов почесал затылок и после проведенных в уме сложных математических калькуляций пришел к выводу: столп выстоит, но лучше всего его "окольцевать" кованным железом, а сверху обернуть в бумагу - та порвется, если колонна попытается пойти трещинами. А купол, от греха подальше, лучше вообще сделать из дерева! На том и порешили. О полной истории собора можно почитать несколько статей здесь, а я приведу описание Мельникова (Печерского), который осматривал храм вскоре, после его постройки:
"Первое, что обращает на себя внимание всякого приезжего в Арзамас, это собор, которому подобного я не видал ни в одном губернском городе, тем более в уездном. Он выстроен на главной площади здешним купечеством в воспоминание 1812 года. По двенадцати колонн поддерживают каждый из четырех фронтонов; пять куполов возвышаются над этими фронтонами; средний из них очень обширен. Внутри собор еще не окончен работою, средний алтарь еще не освящен. Стенная и иконостасная живопись очень хороша -- это работа Ступинской школы живописи.
Стенная живопись исполнена не красками, а тушью, что придает картинам вид литографированных. Собор выстроен по плану архитектора Варенцова, под надзором академика Коринфского (которые, как мы уже знаем, были на самом деле одним и тем же человеком - прим. Ленивца); во время постройки лопнули было некоторые колонны; чтобы поправить это, нужно было много времени. Особенно замечательно в этом храме расположение окон: когда вы стоите в самой средине здания, под средним куполом, вы видите окна только над головою, между тем как освещения очень много. Окон в стенах из центра не видно, потому что косяки сделаны не прямо, а вкось; такое освещение придает много эффекта. В соборе будет пять алтарей, один подле другого".
Вот так - два, возможно, самых приметных провинциальных храма нижегородской губернии были построены благодаря двум крепостным крестьянам! И до сих пор стоят Смоленская церковь на равнине и Воскресенский собор на холме, радуют глаз горожанам и путешественникам, да спорят между собой - кто красивее и величественнее получился!
"На той же площади, на которой воздвигнут ... собор, находится Никольский женский монастырь. Он основан в 1606 году. Удивительная чистота в церквах, порядок службы ставят его на ряду с лучшими монастырями русскими; приятное пение привлекает к слушанию богослужения все лучшее арзамасское общество. Сестры этой обители занимаются вышиванием золотом, и работа их, по чистоте своей, высоко ценится покупателями. Кроме соборов (теплого и холодного), на площади стоит еще одна церковь (Введения во храм Пресвятой Богородицы), которая, стоя не на месте (и притом без прихода), очень много отнимает вида у площади, очень обширной, но мало обстроенной хорошими домами, которые соответствовали бы собору.
К этой грязной площади примыкает обширный, каменный гостиный ряд, который спускается под гору. За этим гостиным двором и небольшим оврагом находится Спасский монастырь и Благовещенская церковь, окруженные несколькими другими храмами. Спасо-Преображенский монастырь основан по приказанию Иоанна Васильевича Грозного, вскоре после взятии Казани, в память похода его чрез здешние места, Он одарен был набожным завоевателем царства Казанского многочисленными отчинами и угодьями. В 1685 году он был перестроен; теперь в нем три церкви: холодная, теплая и еще над воротами. В этом монастыре мне показали три старинные грамоты; одна из них подписана тремя патриархами, Иовом, Гермогеном и Филаретом, другая -- Филаретом, а третья -- Адрианом. Благовещенская церковь обращает на себя внимание всякого по внутреннему великолепию; в ней показывают большое евангелие, принесенное в эту церковь Булгаковым, с собственноручною надписью этого вельможи."
Примерно так описывает центр старого Арзамаса писатель Павел Мельников/Андрей Печерский, побывав здесь проездом в середине XIX века. Давайте разбираться, что с тех пор поменялось, а что осталось прежним!
ЧТО СОХРАНИЛОСЬ?
Николаевский женский монастырь - на месте. Основан он, как теперь утверждается, не в 1606 году, а даже раньше - около 1580. Монастырь закрывали при советской власти, но в 1994 году "возобновили". На его территории стоят 2 храма: приземистый Богоявленский собор выходит на саму площадь, а за ним возвышается Николаевская церковь, колокольня которой красиво завершает перспективу улицы Карла Маркса.
Мельников пишет о двух храмах на соборной площади, "теплом" и "холодном". Холодный храм (он же летний, то бишь - неотапливаемый) - этот тот самый роскошный Воскресенский собор. А вот "теплый" (отапливаемый, зимний) - это церковь Живоносного источника, и вместе храмы образуют шикарный ансамбль, как и во многих старых городах, правда, не везде такие "парочки" сохранились. Интересная штука - купол церкви тоже покоится на деревянной башенке.
А вот Введенской церкви, которая так не понравилась Мельникову, больше нет - её разобрали в 1929 году. Стояла она где-то между Ленинским садиком и зданием Магистрата, т.е. около нынешней автобусной остановки. Кстати, про Магистрат!
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Это плод петровских реформ - в начале XVIII века он основал институт магистратов, городских управлений, объединявших на местах законодательную, исполнительную и судебную власти. Эксперимент, с различными изменениями, продолжался почти сто лет, пока учреждения не были упразднены, а их обязанности разделены на несколько органов.
Арзамасское здание магистрата - одно из немногих оставшихся в России, особенно в таком идеальном состоянии. После упразднения титульного учреждения, большую часть XIX века здесь размещалась пожарная команда, а сейчас - Музей российского патриаршества.
А ЗА НИМ - ГОСТИНЫЙ РЯД?
Да, он самый, потенциально - самая привлекательная для туристов улица Арзамаса. Читал во многих отзывах об Арзамасе, и то же самое мнение высказывал наш местный знакомый, взявший на себя нелегкий труд знакомить туристов с городом - если бы эту улицу отреставрировать и привести к единой концепции, Гостиный ряд был бы настоящей изюминкой! Построен он по типовому проекту, но не надо поэтому отождествлять его с "хрущевками" - имперские "Альбомы образцовых построек" это вам не панельные конструкторы! Построены Гостиные ряды были в начале XVIII века, на месте старых деревянных лавок, погибших в пожаре. С тех пор, изначально "образцовый" проект неоднократно перестраивался, поэтому среди магазинчиков встречаются как самые первые торговые лавки трехвековой давности, так и "малолетки" слегка за сто. Причем большинство из них продолжают работать по назначению - торгуют разной всячиной. И, как уже неоднократно говорилось: убрать убогие вывески и рекламные постеры, заменив их на единую концепцию оформления, добавить сюда пару сувенирных лавок и кафешек, которые смогли бы выставлять летние столики на тротуары и в аркады - и улица станет конфеткой. Но разговоры идут уже 20 лет, а воз и ныне там.
А ДАЛЬШЕ ЧТО?
А дальше есть еще улица Мучной ряд, в котором худшие традиции постсоветских недоунивермагов соседствуют с корпусами двухсотлетней давности, а перед ними - площадь Сергия Старгородского, на которую выходят сохранившиеся и восстановленные постройки Спасского монастыря, который также упоминал Печерский.
Самый заметный храм - это, конечно же, высоченная и златоглавая Благовещенская церковь, к которой примыкают Преображенский собор (бывший городским архивом в советские времена) с зелеными маковками и восстанавливаемая церковь Рождества Богородицы, с новенькой шатровой колокольней во дворе. Сам монастырь находится, что называется, в переходной стадии - он живет, в нем работает кузница и пекарня, есть келейные корпуса, но при этом пока его территория немного напоминает складскую базу, а не вылизанные современные монастыри, как в том же Нижнем. Чем, пожалуй, он и ценен.



![]()
