• Авторизация


Вдогонку "Школе" 19-01-2013 17:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Новогодние каникулы закончились, кажется, тысячу лет назад, но я до сих пор помню, как пообещал себе выразить свои мысли о сериале "Школа", развлекавшего меня большую часть того праздного времени.
Начну с того, что впервые я услышал о нём из передачи "Познер" на первом канале, когда гостем программы был Алексей Венедиктов - главный редактор радиостанции "Эхо Мацы Москвы". Было это осенью 2010. Удивительно, но я хорошо запомнил разговор этих двух титанов журналистики о современной и советской школе, и, в частности, отзыв Венедиктова о нашумевшем с полгода до того сериале Валерии Гай Германики "Школа", выходившем на "Первом". Суть высказывания заключалась в том, что картина "ставит вопросы, на которые нет ответа". Современный школьник приходит в класс, уже располагая всевозможной информацией, которую он почерпнул из различных источников, как, например, интернет. Эта ситуация является новой для учителей нынешних школ, ведь раньше именно учитель был основным источником знаний для детей, теперь же от него требуется систематизировать и уравнять всё известное ученикам в соответствии с программой. Признаюсь, последнюю фразу я домыслил самостоятельно, но тем не менее вырисовывается проблемная ситуация, когда учитель не знает, чему учить человека, уже имеющего какой-то набор информации, и чем должна заниматься школа в целом, мол, взрослые не успевают за детьми.
Ну, положим, я нашёл это утверждение весьма умозрительным, то есть проблема не вполне понятна, не ясно, чего хочет добиться Венедиктов, "договорившись в обществе, что должна делать школа", и нет конкретных примеров проявления проблемы. Возможно, он просто недостаточно развил собственную мысль, а Познер не добил тему. Мне пришлось вновь домыслить высказывание, предполагая, что речь идёт о разном уровне знаний выпускников школ, где-то будущие студенты подготовлены так, а где-то иначе, что не есть хорошо, потому что означает неравные возможности граждан, а в перспективе расслоение и неравенство. Вот с такими мыслями спустя два с лишним года я сел за просмотр сериала.
Сперва действительно создалось впечатление, что происходящее есть "чернуха" - так прозвали взрослые дяденьки тот пиздец, который творят школьники в кадре. Дело не ограничивается простым курением и сквернословием, оно продолжается распитием спиртного, сексом, наркотиками и просто аморальным поведением прямо на территории школы. Вторят своим ученикам учителя, озабоченные шкурными интересами, а не воспитанием здорового поколения. Вот из-за этого и подняла в своё время крик общественность: "Чему мы учим детей?! Они воспримут это, как руководство к действию! В моей школе такого не было!!! Это не искусство, сериал нужно запретить, он не отражает действительность". Отвечу вдогонку перегревшимся депутатам и кинокритикам, что отмахиваться лёгким взмахом руки от проявлений нравственного разложения школьников, которое показано в картине, не стоит, оно действительно имеет место среди нас, подростков. Курение? Смешно! Алкоголь? С восьмого (+\-) класса! Блядство? Чем раньше тем лучше! Наркотики? Ну, насвай все пробовали=). Естественно, не стоит представлять, будто в каждом классе сидит свой скин, убеждённый патриот, на соседнем ряду от него хач, который "мамой клянусь" дневник дома забыл, рядом гей, называющий себя асексуалом, ещё через парту эмо, а положительных молодых людей нигде днём с огнём не сыщешь. Формат любого сериала подразумевает сосредоточение выпуклых персонажей, непрерывный поток событий и ситуаций за небольшой промежуток времени. Другими словами, это совокупность или, как сказала исполнительница одной из главных ролей, "сгусток", всех тех вещей, что происходят в современных школах. Я бы охарактеризовал это как "зоопарк" и сопоставил содержание одной тридцатиминутной серии с неделей жизни всей нашей школы, и то весьма усреднённой жизни: бывает жёстче, бывает мягче (сортир герои взорвать не догадались, а вот мы сделали).

[показать]
Кто-то считает сериал слабым в художественном отношении. Я же так проникся атмосферой происходящего, что несколько изменил собственный стиль, покрасив волосы в чёрный.


Совсем другой вопрос, что вся эта "чернуха" с каждой новой серией растворялась в моём сознании. Может быть, я просто привыкал, а может срабатывал этот эффект дрожащей камеры, будто всё снимают на телефон (например, в фильме "Мстители" камера патетично снимает супергероев чётко из левого нижнего угла - Голливуд не дотянул до Германики), но ощущение правдоподобия происходящего установилось во мне довольно быстро. На первый план вышли интригующая сюжетная линия, которую я, чтобы потроллить друга Иудушку сравниваю с той, что была в сериале LOST, затем общая депрессивная атмосфера фильма, и, наконец, основная философская проблема, о которой забывают многие "критики", с трудом посмотревшие три первые серии.
Действительно, после 69-и серий забывается то, насколько поучительными явились те жизненные ситуации, в которые попадали герои сериала (так пример парня, не решившегося отказать своей второй девушке в свидании в присутствии первой, оказался для меня актуальным). Перед глазами остаётся лицо девочки-эмо, няши, между прочим, из-за которой я на самом деле сел смотреть сериал и терпел прочие сценарные заморочки. Это лицо выражает усталость от жизни, разочарование в социуме, индифферентность к надвигающейся собственной смерти. Здесь даже затролленный мною Иудушка посочувствовал: "Тоже всегда переживаю, когда красивая девушка в финале фильма умирает. Так и хочется попросить режиссёра переписать концовку". Но именно эта смерть поднимает для общественного обсуждения вечную проблему социализации человека. Не случайно всплыло сравнение с классическим фильмом о школе "Доживём до понедельника". Крылатая фраза из него "Счастье - это когда тебя понимают" описывает тот кризис, что произошёл с Аней - той самой эмо-гёрл. Два года она провела на домашнем обучении под надзором бабушки, маразматичной пенсионерки, и деда, учителя истории. Очевидно, она помирала от скуки, потому что сериал начинается с того, что негодная девчонка фотографирует свои сиськи и выкладывает в интернет, а её одноклассник подкладывает фотки деду. От вида обнажённой внучки того бьёт инсульт. Воспользовавшись вожделенной свободой, Аня в образе эмо приходит в свой класс. В этот момент она на позитиве и думает, что наконец вырвалась в открытый мир, где будет кому-то нужна и интересна, где найдёт таких же экзальтированных, как она, друзей: цвет розовый и чёрный, множество значков, до подбородка чёлка, и только про любовь...

[показать]
Кто-то скажет, что она изображена совершенно отмороженной, но я возражу, что автор ей сочувствует.
"Этот сериал не для детей, он для взрослых", - соглашусь).


Однако оказалось, что класс после первой же её несдержанной выходки отказывается принимать её, начинается борьба личности и стада, по сути травля её и изоляция, а порой конфронтация по принципу "ты - мне, я - тебе". Подруги вне школы, как она считает, оказались предателями, "ничем не отличаются". Её положение становится по истине тяжёлым, я сам сам сталкивался с практикой гнобления и опускания, могу сказать, что подобное возможно преодолеть перетерпев, откорректировав собственные реакции на провокации окружающих. Но девушка не справляется самостоятельно, и нет у неё того человека, которому удалось бы ей помочь. Ни зануда химик, ни либеральна физичка, ни консервативные дед с бабкой, ни влюблённый друг, ни возлюбленный парень-распиздяй не имеют средств (или желания), чтобы предотвратить её экзистенциальный кризис. "Вся моя жизнь война!" И кончается она суицидом. Налицо проблема социализации трудного подростка.
Поразмыслив после просмотра "Школы", я начинаю догадываться, что именно это и имел в виду Венедиктов, комментируя свои слова Познеру. Взрослые не располагают средствами, которые могли бы оказать поддержку похожему ученику. Германика демонстрирует нам, как старики пытаются утихомирить бунтарку "проверенными" способами, пытаясь заключить её в стенах квартиры, урезав досуг, подбодрив покупками, засадив за учёбу, настаивая на посещении церкви - всё это лечение симптомов, а не самой болезни. Школьный учитель химии тоже нелеп. Он пускается на шантаж, причём неумелый, который ставит его самого под угрозу увольнения, но эти потуги наставить ученицу, сориентировать на учёбу выглядят хотя бы благородно. От помощи со стороны сверстников она страдает ещё больше - они дети, которые ещё не умеют выразить свои чувства, последовательно обозначить своё отношение к несчастной. В итоге она ссорится почти со всеми и не видит исхода, говорит, что "так будет лучше", и кончает с собой.


"А самое страшное... Самое страшное, что ты даже этого не почувствуешь.. Потому что тебе всё равно", - одним из мотивов самоубийства оказалась неразделённая любовь.




Красивая точка в истории, демонстрирующей нам, насколько учителя не информированы о досуге своих подопечных, как далеки родственники от понимания собственных детей, и того, как безразличны или жестоки бывают дети к проблемам ближнего: "Все умрут, а я останусь". Я задаюсь вопросом: всё-таки чему нужно учить детей в школе - вычислению пределов и интегрированию или способам найти своё место в этом мире? А.А. Венедиктов: "Ответа нет".

[показать]

Кончив описывать своё отношение к сериалу, обнаружил годный текст А.А Даниловой. Согласен со всем изложенным, кроме абзаца про порнографию и тем местом, где автор пытается опустить Германику. С режиссёра достаточно найти и поднять для общественного обсуждения проблему, в ходе которого должны быть предложены пути её решения, но у нас подобный подход не ценят.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
S-emiramidus-11 21-01-2013-08:46 удалить
Юнна Мориц

Х И М И К

Говорит учитель строго
И со всею прямотой:
Никакого нету Бога,
Нету Девы Пресвятой,
Нет заступника Николы,
И Святой Варвары нет,
Это – сказочки, приколы
И художественный бред.

Нет ни ангела, ни чорта,
Свет наук – вся сила в нём!
Тут как раз его реторта
Адским вспыхнула огнём.
И, схватив огнетушитель,
Как науки светлый дар, –
Боже мой, сказал учитель,
Боже мой, какой кошмар!

owl.ru/morits/stih/off-records067


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вдогонку "Школе" | stal-in - Модный stal-in' | Лента друзей stal-in / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»