• Авторизация


Ярославская тема в творчестве Елизаветы Бём. 15-01-2015 21:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Студия_ТНС Оригинальное сообщение

Ярославская тема в творчестве Елизаветы Бём

"Ярославцы все красавцы. Русы кудри сто рублей, буйная голова тысячная, а всему молодцу цены нет", - читаем мы на старой открытке с изображением румяного отрока в боярском костюме. На поле текст: Издание Ярославского общества для содействия народному образованию. Автор рисунка – Елизавета Меркурьевна Бем, талантливая художница и примечательная для своего времени личность.

 
 

 Елизавета Бем - одна из первых женщин в России стала профессионально заниматься искусством - получила специальное образование, добилась успеха и признания как иллюстратор, мастер силуэта, автор изделий из хрусталя и многочисленных открытых писем. Рисунок для открытки появился не случайно - жизнь и творчество Елизаветы Бем, урожденной Эндоуровой, тесно связаны с ярославской землей. Настоящая статья добавляет несколько страниц к биографии художницы, почерпнутых из ярославских архивов [1]. Это сведения о родословной семьи, родовом имении, ярославской теме в творчестве Е.М. Бем, ее связях с Ярославлем. Важным дополнением к материалу служат воспоминания Л.М. и А.М. Эндоуровых, сестры и брата художницы, о ее детских годах. [2]

Род дворян Эндоуровых по легенде, бытовавшей в семье, происходит от татарского рода. Е.М. Бем вспоминала: “Если хотите знать мою родословную, [...] то знайте, что во мне течет татарская кровь; т.к. мои предки были татары по фамилии Индогур, - что значит “индейский петух”; а грамотой, дарованной Ионанном III, эта фамилия и переименована была в мою девичью фамилию Эндауровы”[3]. В написании фамилии со временем произошли изменения: Ендогуовы - Эндоуровы - Эндауровы. Во всех документах XVIII-XIX веков, хранящихся в Ярославском архиве, фамилия пишется через “о” - Эндоуровы, позднее, поколением Е.М. Бем она стала писаться через “а” - Эндауровы. [...] Родословная в документах прослежена в глубь до XVI - начала XVII веков, периода, когда, собственно, в России и составлялись разного рода списки служилых людей. Представители рода Эндоуровых всегда состояли на государевой службе - в Новгороде, Твери, Москве, Смоленске, Вологде. Интересующая нас ярославская ветвь Эндоуровых происходит от вологодских дворян.[6]

В 1793 году Иван Николаевич Эндоуров, прадед Е.М. Бем по отцовской линии - вологодский помещик, губернский прокурор Вологодского наместничества, надворный советник - приобрел имение по соседству с вологодскими землями в Пошехонском уезде Ярославской губернии, был вписан в Дворянскую родословную книгу Ярославского наместничества, ее шестую часть (древние дворянские роды), т.е. стал пошехонским помещиком и ярославским дворянином. Его сын, дед Е.М. Бем, Николай Иванович Эндоуров, поручик, помимо земель в Вологодской губернии, владел селом Щетинским Пошехонского уезда Ярославской губернии (ныне в Вологодской области). Был женат на Любови Васильевне, рожденной Межаковой, вологодской помещице. Об отце Е.М. Бем - Меркурии Николаевече (1816-1906) - мы получили обширную информацию из его Послужного списка[7].

Он родился в Вологде, учился в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, в 1833-1840 служил в Лейб-гвардии московском полку, в военных походах не участвовал, с 1840 по 1850 год (с перерывом) служил в Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера.

В 1850 году по домашним обстоятельствам со службы уволен в чине коллежского асессора. В том же году переехал с семьей в имение сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Это село, а также деревни Княгинино и Борисово (в общей сложности 186 душ крепостных мужского пола) были получены им в наследство от деда И.Н. Эндоурова по завещанию. Тогда же он приобрел соседние деревни Овсяниково и Мерлево (68 душ крепостных). Общая земельная площадь имения составляла 1483 десятины. От отца на паях с братом досталось ему 2/3 села Щетинского с деревнями (около 100 душ крепостных).

В 1850 году М.Н. Эндоуров стал пошехонским помещиком и ярославским дворянином. Данных о последующей службе Меркурия Николаевича не найдено, в документах 1878 года он упомянут с прежним чином коллежского асессора,[8](возможно, после отставки не служил, занимался имением, хотя в деревне постоянно не проживал).[9] В 1850-1860-е годы это был “средней руки” помещик, имевший довольно многочисленную семью. Меркурий Николаевич еще в Петербурге женился на дочери чиновника 6 класса Богуславского полка Юлии Ивановне (1820-1900(?), имел шестерых детей: Екатерину (1841-?), Елизавету (1843-1914), Николая (1848-1920(?), Любовь (1853-1938(?), Александра (1851-1918(?) и Александру, из которых первые трое родились в Петербурге.

Елизавета Меркурьевна Бем родилась в Петербурге 12 (24) февраля 1843 года. В 1848-1857 годах она жила в имении отца селе Щепцово Пошехонского уезда. Во все времена этот край мало был затронут цивилизацией и представлял собой живописную глухомань: холмистую местность, изрезанную речками и ручьями, богатую густыми лесами, изобилующими зверьем и птицей. До ближайшего уездного города Пошехонья более 40 верст. Мы имеем возможность составить представление об имении Эндоуровых по сведениям из документов о смене его владельцев 1878-1880 годов [10].
 
Согласно этим источникам, в 1878 году Меркурий Николаевич Эндоуров передал село Щепцово своему сыну Николаю. А в 1880 году Николай продал имение коллежскому асессору господину П.Е. Гронскому за 10 тысяч рублей серебром. При этом, была составлена подробная опись движимого и недвижимого имущества, которая включала 438 десятин полезной и неполезной земли, жилые и нежилые постройки, паровую мельницу, механическую мастерскую, кузницу, земледельческие орудия и снаряды (среди которых английские и американские плуги, веялки, молотилки и т.д.), скот: 52 коровы, 3 лошади, 2 свиньи. Опись содержит подробный перечень находящейся в доме мебели, включающий гардеробы, кровати, шкафы и "шкафики", столы и столики, диваны, кресла, стулья (орехового, красного дерева, ясеневые, крашеные), зеркала, предметы быта и хозяйственной утвари, "картину в золоченой раме, изображающую Петра I в буре на море". Мебель описывали, как принято, переходя из комнаты в комнату, что дает возможность сделать примерную реконструкцию помещичьего дома. Дом был в два этажа. На первом этаже размещались как минимум 2 спальни, гостиная с камином (возможно не одна, исходя из количества диванов и ломберных столов), столовая, кабинет. На втором - 3 спальни, детская. Таким образом, судя по набору хозяйственных и бытовых объектов, Щепцово было хорошим, обжитым имением с двухэтажным господским домом и “крепким” хозяйством.

 Деревня Щепцово (ныне Щипцово) существует по сей день. Усадьба располагалась на берегах чистой, вьющейся средь полей и перелесков, речки Тулши. Барский дом стоял на высоком левом берегу, он не сохранился. Сначала были разрушены деревянные стены, в 1956 разобрали на кирпич фундамент. Но по заросшим травой ямам и остаткам фундамента можно судить о размере дома. Фрагменты парка - вековые липы, дубы, ивы - до сих пор доминируют в пейзаже пышными купами зелени. Сохранился также один из двух прудов усадьбы.[11]

Деревню и деревенский быт Елизавета Меркурьевна любила: “Самые лучшие воспоминания у меня связаны с деревней и я сожалею тех детей, которые лишены этих радостей”[12].

Не удивительно, что сельское приволье, первозданная природа, дружественные отношения в семье оставили самые добрые воспоминания у будущей художницы о детских годах и во многом сформировали ее характер и наклонности. Действительно, семья была большой и очень дружной. Мать Юлия Ивановна - "олицетворение доброты и кротости, одна из тех русских личностей, которых вы не можете представить без приветливой улыбки, так и озаряющей вас при встрече”[13]. Меркурий Николаевич - живой и подвижный, “страстный меломан”, любитель русской и итальянской оперы.

Между детьми всегда были близкие отношения, которые сохранились на всю жизнь. Елизавета выделялась развитым воображением, сильным характером и добрым нравом. (Впоследствии стала объединяющим “центром в семье”.)

Братья и сестры Е.М. Бем оставили о ней трогательные воспоминания, написанные с большим уважением и любовью: “Елизавета Меркурьевна была очень хорошей рассказчицей и обладала громадной фантазией. Еще девочкой, глядя на причудливые облака или на отражение заходящего солнца в больших окнах оранжереи, она выдумывала и рассказывала младшим детям разные фантастические истории, где фигурировали всевозможные чудовища, рыцари и пр. - она называла их “воздушными замками”, и мы, дети, очень любили эти воздушные замки”[14].

Там же в деревне Е.М. Бем делала первые шаги в рисовании: “Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; и я иначе себя не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки”[15].

Александр Меркурьевич, младший брат, вспоминает: “Будучи еще девочкой, Елизавета Меркурьевна много рисовала и, между прочим, много кукол из разных романов, например, из “Трех мушкетеров” (Атос, Партос, д’Арамис и др.), которых потом выстригала. В детстве же она вырезала из белой бумаги силуэты знакомых и очень схватывала сходство, а также искусно и мелко вырезала из бумаги целые виды - тут были и домики, и разные деревья, и животные в различных позах”[16].

Талант юной художницы не остался незамеченным: “С самых ранних лет уже заметили у Елизаветы Меркурьевны талант к рисованию одни наши хорошие знакомые Витовтовы, большие любители и знатоки живописи, когда она рисовала и вырезывала для себя и сестры бумажных кукол. Потом как-то она срисовала группу знакомых за карточным столом и так хорошо схватила сходство и выражения, что те пришли в восторг, и по их совету она поступила в рисовальную школу”.[17]

 
 
 
Социальная среда, в которой формировалась будущая художница, - это провинциальные помещики, служилое и военное дворянство. Мужчины семьи Эндоуровых всегда по традиции делали военную карьеру.

Дед Елизаветы Меркурьевны - подпоручик, отец - военный чиновник, оба дядюшки Петр и Иван - полковники и участники военных походов. Л.М. Эндаурова, сестра Е.М. Бем даже характеризует этот круг как “обыкновенный дворянский и самый заурядный”. Но в то же время эта среда и условия жизни дали возможность свободы развития и самовыражения.

По всему видно, что будущая художница нашла поддержку в семье своему увлечению рисованием, которое вышло за рамки дамского занятия, традиционного для дворянской домашней культуры, и превратилось в профессиональную деятельность. Сыграло роль и влияние родственников со стороны матери: двоюродного дяди А.А. Ильина, владельца “Картографического заведения” в Петербурге[18]. Именно в его доме поселилась четырнадцатилетняя Елизавета Эндоурова, когда приехала поступать в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, единственное учебное заведение в России, где женщина в то время могла получить профессиональное художественное образование.

Не исключено, что в годы учебы в Петербурге Елизавета Эндоурова проводила летние каникулы в родовом имении. Доподлинно известно, что после окончания школы в 1864-1865 она жила в деревне год, “много рисовала, в то время увлеклась рисованием животных - телят, котят, собак и т.д.”[19] Акварельные и карандашные рисунки этого периода точно воспроизводили натуру. Да и где, как ни в деревне с ее двором, наполненным всякой живностью, можно изучить повадки и особенности животных. В этом Елизавета Эндаурова преуспела.

Не случайно за свои рисунки она получила серебряную медаль Общества поощрения художеств, а в 1870 году - Поощрительную медаль Академии художеств. С.И. Лаврентьева, учившаяся в рисовальной школе в 1862-1967 годах, вспоминает: “К выдающимся художникам того времени можно присоединить Эндаурову […] вскоре после моего перехода в натурный класс, [Эндаурова] оставила школу, уехав в деревню, откуда присылала рисунки, заслужившие ей на экзамене все медали, как большие, так и малые”.[20]

С 1865 года Елизавета Эндаурова постоянно жила в Петербурге. В 1867-м она вышла за муж за Людвига Францевича Бема. После замужества и рождения дочери связь с родовым гнездом не прерывалась. Несколько лет подряд Е.М. Бем с семьей ездила на лето в деревню. Путь неблизкий - не одна сотня верст, но поездки совершались ежегодно. Муж Елизаветы Меркурьевны любил походить с ружьем по лесам, она же сама, помимо отдыха и наслаждения прелестями сельской жизни, всегда много работала, делала эскизы, зарисовки – собирала материал для будущих произведений.

Здесь в ярославской деревне брала художница образы, которые стали любимыми и впоследствии прославили ее: рисунки животных и детей, сцены деревенской жизни, иллюстрации к русской литературе. Эти “демократические” темы вошли в моду, стали актуальными в искусстве 1860-1870-х годов. Здесь начала она рисовать иллюстрации к произведениям Н.А. Некрасова. Подтверждением тому служат воспоминания сестры Е.М. Бем, Л.М. Эндауровой: “Более удачного места для ознакомления с русской крестьянской жизнью нельзя было выбрать. Там в первый раз пришло ей в голову рисовать силуэты - сценки из крестьянской жизни. Народ там был еще мало тронут цивилизацией. Красивый, рослый, типичные великороссы, те самые, которых описывал Некрасов. Как раз в этих же местах, неподалеку бывал он [21][...] Между прочим, тем же летом пробовала она рисовать акварелью сцены из “Мороза Красного носа”, “Кому живется веселее”, которые тогда только что вышли в печати, “Парадный подъезд”, “Орина мать солдатская” и др. Она показывала их Некрасову и он очень одобрил. Досадно, что остановилась она на этом..."[22]

Часть рисунков к поэме “Мороз красный нос” была в 1872 году переведена Е.М. Бем в литографию и издана[23]. Деревенские впечатления лежат также в основе ее первых серий силуэтов: “Силуэты Е. Бем” 1875, “Силуэты из жизни детей” 1877. Милые детские фигурки - в поле, у речки, в лесу, - нарисованные изящно, с чувством формы, техника силуэта делает их еще более трогательными. По всему видно, что детей Елизавета Меркурьевна любила. И крестьянские дети с нетерпением ждали ее приезда, с удовольствием позировали. Художница всегда имела запас рисунков маленьких натурщиков для своих петербургских работ. И дело здесь, видимо, было не только в гостинцах из города, привозимых доброй барыней, а в приобретенном с детства умении ладить с крестьянами, понимать их жизни.

Мы не знаем точно, как долго ездила Е.М. Бем в имение отца Щепцово. По свидетельству современников впоследствии на протяжении 13 лет Бемы жили летом на даче в усадьбе Балашовых (станция Тосно по Николаевской железной дороге). Вероятно, в Ярославскую губернию они приезжали до середины 1870-х годов.

Известна работа Е.М. Бем, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, “Семейство Бем в дороге. Две собаки, барин, барыня, двое детей, две старухи и кот”. 1877 года [24]. На рисунке изображены Людвиг Францевич Бем, Елизавета Меркурьевна, их дочь, сестра Е.М. Бем Любовь Меркурьевна Эндаурова и две женщины-прислуги. В верхней части листа авторская надпись: Тосна Т.е. в 1877 году семья ездила на дачу в Тосно, вероятно, и все последующие годы тоже, т.к. в 1880-м родовое имение в Ярославской губернии было продано.

Таким образом, хронологически с ярославским краем связаны годы становления и начала творчества Е.М. Бем: 1848-1857, 1864-1865, летние сезоны 1867-1875 (?)[25]. Это не мало само по себе. Но нам представляется, что эту связь можно рассматривать шире. Детские впечатления - самые яркие, они навсегда западают в душу, живут там подспудно и выходят на свет в новом качестве, формируя характер мировосприятия личности.

[699x443]

Русская деревня, предметы народного быта и творчества, вся эта глиняная утварь, игрушки, свистульки, устный народный фольклор - поговорки и присказки, - до которых Е.М. Бем была большой охотницей и которые коллекционировала, навсегда сохранили привлекательность для художницы. Они нашли воплощение в “деревенских мотивах” ее акварелей и силуэтов, а позднее в зрелых работах вылились в увлечение “русским стилем”. Для кого-то стилизация под средневековое русское искусство была модным художественным направлением, а для Е.М. Бем - естественным и органичным самовыражением. Не случайно искренность ее работ подкупала современников, снискала ей любовь и уважение многочисленных почитателей.

В 1902 году, будучи известной и признанной художницей, Елизавета Меркурьевна нарисовала два открытых письма в пользу Ярославского общества содействия народному образованию: "Ярославцы все красавцы…" и "Вот над колосьями в синем венке черная быстро мелькнула головка. Вишь ты куда забежала плутовка! Н. Некрасов".

Обе открытки напечатаны в Петербурге в литографии А.А. Ильина. Их появление стало событием в жизни города. 2 мая 1902 года ярославская газета "Северный край" сообщала: "В Общество для содействия народному образованию поступили для издания открыток рисунки художниц Бариловской, Хотяинцевой,[26] Бем. Особенно хорош был рисунок Елизаветы Бем с надписью "Ярославцы все красавцы…". [27] Заметно, что художница подошла к работе не формально, не просто предоставила имеющийся у нее материал, а подготовила специальные композиции, выбрала тексты, имеющие отношение к Ярославлю. В первом случае – народную присказку, происхождение которой может стать предметом отдельного обсуждения, но хочется думать, что дело не просто в удачной рифме. Во втором случае использованы строки из поэмы "Саша" Н.А. Некрасова, творчество которого также связано с ярославской землей.

Известно, что в декабре 1902 года в Ярославле впервые праздновался юбилей поэта. По этому случаю при Ярославском обществе для содействия народному образованию была создана Некрасовская юбилейная комиссия во главе с библиофилом графом С.А. Мусиным-Пушкиным.

Помощь в подготовке празднования юбилея оказали видные деятели культуры. Рисунки для открыток Е.М. Бем были актом в поддержку просветительства, которым она занималась на протяжении всей жизни. Но, кроме того, здесь проявилась и личная симпатия художницы, основанная на идиллических впечатлениях детства и юности.

Редкий случай в ее обширном творчестве в жанре открытки (а их было сделано более 350), когда сюжет посвящен конкретному русскому городу, да еще в таком комплиментарном виде. Так изящно Елизавета Меркурьевна Бем отдавала должное своей второй родине, земле, почитаемой и любимой ею.

  1. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО); Научный архив Ярославского художественного музея (Архив ЯХМ).
  2. РГАЛИ, ф. 122, оп. 2, д. 187; РГАЛИ, ф. 2036, оп. 1, д. 4; Частично опубликованы автором данной статьи в 2002 году: "Ярославцы все красавцы…". Елизавета Бем (1843-1914). К 160-летию со дня рождения. Каталог выставки. Ярославский художественный музей, 2002. / Вст. статья и составитель Т. Лебедева
  3. С. Лаврентьева. Друг детей. Е.М. Бем (Биографический эскиз) - Русская старина, 1911, март, с. 486. В дальнейшем - Лаврентьева
  4. Дело Ярославского дворянского депутатского собрания о дворянстве рода Эндоуровых, внесенного в шестую часть дворянской родословной книги. ГАЯО, ф. 213, оп. 1, д. 3210
  5. РГАЛИ, ф. 2036, оп. 1, д. 4; А.В. Мухин. Краткая историческая справка на памятник архитектуры, помещичью усадьбу дворян Бердяевых-Эндоуровых, находящуюся в селе Братково Шекснинского района Вологодской области. - Материалы краеведческих чтений по усадьбе Братково. Вологда, 1996; Письмо А.В. Шеболковой. Архив ЯХМ.
  6. Эндоуровы всегда тяготели к Вологде, свидетельств об их участии в социальной жизни Ярославской губернии не найдено.
  7. ГАЯО, ф. 213, оп. 1, д. 3210, л. 154-159
  8. Дело ярославского окружного суда по иску с имения дворян Эндоуровых. ГАЯО, ф. 346, оп. 5, д. 1825
  9. В 1855-1856 гг. М.Н. Эндоуров документы по залогу имения в Опекунский совет оформлял через доверенное лицо, т.к. “не мог постоянно проживать в деревне”. - Дела Ярославской палаты гражданского суда о пошехонских имениях Эндоуровых. ГАЯО, ф. 151, оп. 2, д. 25178, 25213, 29095, 25589, 14333.
  10. ГАЯО, ф. 346, оп. 5, д. 1825
  11. Эта информация получена при посещении автором бывшей усадьбы в 2002 году. В настоящее время земли принадлежат колхозу им. Калинина. До 1960-х годов Щипцово было центральной усадьбой колхоза, большим селом со школой, клубом, пекарней, маслобойней и т.д. Сейчас - это заброшенное, заросшее место, где стоят три дома охотников, наезжающих из Москвы. Постоянно в деревне проживает только лесник Николай Алексеевич Смирнов, который и рассказал о прошлом деревни. Кстати, парк до сих пор чистят и прореживают местные школьники. В настоящее время в Ярославской области проживает 7 человек по фамилии Эндоуровы. Носителей фамилии двое. Оба родом из Пошехонского района. Вероятно, являются потомками крепостных крестьян Эндоуровых.
  12. Лаврентьева, с. 486
  13. Лаврентьева, с. 496
  14. РГАЛИ, ф. 122, оп. 2, д. 187, л. 51. Воспоминания брата А.М. Эндаурова. Здесь и ниже текст приведен в соответствии с современными грамматическими нормами
  15. Лаврентьева, с. 486
  16. РГАЛИ, ф. 122, оп. 2, д. 187, л. 51
  17. Там же, л. 49-50
  18. Ильин Алексей Афиногенович (1832-1889), генерал-лейтенант, учредитель и владелец “Картографического заведения” в Петербурге. В этом издательстве Е.М. Бем печатала многие свои работы.
  19. РГАЛИ, ф. 122, оп. 2, д. 187, л. 49
  20. С. Лаврентьева. Санкт-Петербургская рисовальная школа. - Русская старина, ноябрь 1889, с. 460
  21. Н.А. Некрасов в начале 1860-х годов стал владельцем усадьбы Карабиха в Ярославской губернии. Провел в Карабихе летние сезоны 1861-1875.
  22. РГАЛИ, ф. 122, оп. 2, д. 187, л. 50
  23. “Мороз красный нос”. Поэма Н. Некрасова в 6 картинках. Рисунки сочинены и рисованы на камне Елиз. Бем. 1872. Изд. Ильина. Заглавный лист с изображением ели зимою и 6 нумерованных рисунков, печатанных тоном, с соответствующими стихами внизу. - Д.А. Ровинский. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т. 1, СПб., 1895, 69
  24. Семейство Бем в дороге. 1877. Бумага, тушь, силуэт. 15,2х25,6. ГТГ
  25. Сведений о посещении Е.М. Бем Ярославля не найдено. Есть свидетельство сестры Л.М. Эндауровой о ее путешествии по Волге. (РГАЛИ, ф. 2036, оп. 1, д. 4, л. 35)
  26. Браиловская (?) Римма Никитична (1877-1959); Хотяинцева Александра Александровна (1865-1942), художница, карикатуристка.
  27. "Северный
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ярославская тема в творчестве Елизаветы Бём. | birinika - Винтажно-шебби-провансовое настроение... | Лента друзей birinika / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»