Этот пост о том, как сделать процесс познания окружающего мира интереснее и легче для наших детей и внуков. Что же важно учесть при обучении, какие особенности развития мозга ребёнка? Ведь не секрет, что любой родитель, учись у него чадо в обычной школе, на домашнем обучении или же посредством анскулерства (домашнего обучения), желает, чтобы ребёнок был любознательным, развивался согласно замыслу природы, приобретал новые знания и навыки, успешно решал жизненные задачи.
И хочется, чтобы это всё происходило как можно проще для самого ребёнка, да и для всей семьи, тревожащейся за будущее своего чада. На животрепещущие вопросы родителей детей, находящихся на альтернативном обучении, отвечает нейропсихолог Надежда Монастырская.
Что такое анскулинг?
С семейными домашним образованием многие читатели уже знакомы. Семейная форма образования - это когда ребёнок учится дома, за его учёбу отвечают родители, а в школу он ходит только сдавать экзамены. Домашняя форма - это почти то же самое, но учителя приходят на дом. Такая форма годится для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу.
Есть ещё экстернат. На экстернате школьную программу проходят обычно в ускоренном темпе. И проходят не не школьной программе, а циклами - месяц все учат историю и в конце - сдают. Потом переключаются дальше. На такой форме можно за один раз сдать экзамены сразу за два года. То есть, историю за 6 и 7 класс, математику за 6 7 класс. И так далее. А к концу года шестиклассник сможет перейти сразу в восьмой класс.
А вот что такое анскулинг, многие даже и не слышали, а если и слышали, то, скорее всего считают странной причудой некоторых родителей. Таких сейчас во всем мире немало. Но если посчитать в процентах от всех родителей школьников, то процент будет мизерный….
Так что же это? Это учёба вообще без школы. То есть, абсолютно! Не выполнение норм и программ за тот или иной класс, год, уровень. А просто жизнь. И просто учёба и освоение тех или иных нужных навыков, умений и знаний - в тот момент когда они актуальны, или просто в тот момент, когда они уже понятны, или уже интересны. Словом, учёба с учётом интересов и потребностей. И к тому же - не оторванная от жизни. Анскулинг - это море времени и море возможностей для ребёнка….
Звучит с одной стороны очень заманчиво. А с другой стороны - пугающе. Например, встают такие вопросы: а чему учить? Как? В каком темпе? Как уговаривать заниматься, если нет маячащей проверки в виде контрольной?…
М-да. Это, наверно, самый важный момент для родителей - понять, что из-под палки ничему научиться нельзя. И хорошо бы учиться тому, что интересно, тогда и будет идти собственно развитие личности, развитие человека и его способностей. Но учителя констатируют: дети "сдуваются" классу к 5-6-7 и учиться далее не хотят. Им в школе не интересно, развития не идет никакого, творчества никакого. Словом, школа - скорее подавляет способности, чем развивает.
Но вернёмся к анскулингу.
Анскулинг (англ. Unschooling - от англ. un- - «не» + англ. schooling - «обучение в школе») - философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребёнка, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной, зачастую весьма разнообразной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них. [показать]
Термин «анскулинг» придумал в 1970-х годах и использовал педагог Джон Холт, известный как «отец» домашнего обучения (homeschooling). Несмотря на то, что часто анскулинг часто рассматривают как вариант домашнего обучения, философия анскулеров может быть отлична от философии последних, потому что последние скорее адепты школьной программы, «школения».
Меня всегда поражало то количество ненужной информации, которая даётся в школе и полное отсутствие нужной (с моей точки зрения). Допустим, та самая набившая всем оскомину химия. Да, представление о химии иметь, безусловно, надо. Но не в том объеме, какой всегда был у нас в школе. Можно сказать еще иначе - химия нужна, и неорганическая, и органическая, которую все терпеть не могут, но интересная и сразу в каком-то прикладном виде (нужном для жизни, допустим), а не в решении десятков задач, которые многим школьникам просто непонятны…
А музыка? В каком мизерном объеме проходят в школе музыку! Ни малейшего представления о сольфеджио, никаких азов музицирования, знакомство с мировой музыкальной культурой буквально вскользь… А уж про то, что танцами в школе никто не занимается и не будет заниматься, я вообще молчу. А насколько важнее для человека уметь владеть своим телом (а это не только в танце пригодится - для здоровья полезно и для освоения многих навыков тоже), чем умение решать сложные химические задачи…
Я не хочу снова скатиться к разговору о том, как несовершенны школьные программы. Совершенно очевидно, что изменить их невозможно. Или даже так. Когда их начинают менять, то почему-то получается ещё хуже.
Мне нравится в идее анскулинга именно то, что никто не скажет мне, что моему ребёнку химия нужнее музыки. Или не скажет мне, что надо обязательно зубрить все правила, чтобы знать, как правильно писать на русском языке. Для этого нужно пособие Зайцева "Русский для всех", где нет ни одного правила, но есть вся грамматика русского языка в удобном для понимания и запоминания виде. Опыт показывает, что по методике "Русский для всех" освоить весь объем материла по всему школьному курсу русского языка детям нужно 3-6 месяцев. Причем, это не нудное переписывание нудных текстов в тетрадь. А устная работа по таблицам…
Вот если сдавать экзамены, то нужно учить массу бесполезного! Например, у Зайцева НЕТ нигде вообще деления русских слов на подгруппы по принципу склонений. Помните в школе: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение…. В пособии "Русский для всех" окончания существительных и прилагательных объединены в нескольких таблицах. Чуть было не сказала "объяснены". Это было бы неверным, потому что слов с пояснениями нет вообще. Только таблицы.
Словом, есть новые технологии, есть интересные методики изучения и запоминания принципиально других объёмов материала. Есть и компьютерные технологии, есть сотни познавательных фильмов, есть интернет, в конце концов - для подростка важнее научиться добывать информацию там, чем зазубривать тонную ненужно информации… Но есть школа. И среднестатистический ребёнок загнан в рамки программы и ему некогда познавать себя и этот мир с помощью новых технологий. У него на это нет времени. Я уж не говорю о том, что у них нет времени на то, чтобы освоить простые бытовые, житейские навыки.
У анскулинга есть ещё одно несомненное преимущество, кроме шансов выбрать себе программу обучения и методики. Анскулеру никто не ставит отметки! Вам, может, покажется, что это плохо. Но это очень хорошо. И не потому, что не надо ругать за двойки, а потому, что ребёнок учится сам оценивать свои знания, свои возможности, свои усилия. Сложнее всего приходится родителям, ведь нас растили в школе и нам ставили оценки. И так хочется оценить работу, приклеить "звёздочку" или нарисовать улыбку. Но работа "для галочки" - разве это хорошо?
И теперь "о грустном". Ести ты всего этого "не проходил", что прошли все остальные, то, скорее всего, ЕГЭ ты не сдашь. Ну или придется год готовиться с репетиторами, которые натаскивают конкретно под ЕГЭ. То есть, всё, чему мы так радовались (не надо учить то, что не хочется, а можно учить то, что нравится) по сути просто оттягивание времени. Мы всё равно вынуждены учить ИХ терминологию, чтобы сдать ИХ экзамены.
Но это тоже не совсем так. То есть, если вы вдруг придёте к анскулингу, то скорее всего, ваш ребёнок в 15-16 лет уже будет иметь кучу важных дел, зарабатывать деньги, жить интересной полной жизнью (что часто и происходит с большинством анскулеров). Им не нужен ВУЗ, как место, где можно учиться. Вся их жизнь - большая школа. Они учатся везде, всегда, всему. Они умеют учить сами себя.
На эту тему мне очень понравилась статья "Хоумскулер в университете", опубликованная на сайте "Свобода в образовании".
Вот некоторые отрывки из этой статьи:
Для многих в России анскулинг невозможен. Хотя бы уже потому, что по нашим законам это недопустимо - у нас все дети имеют право учиться в школе и родители обязаны им это право обеспечить. А если не обеспечили, то можно и под суд попасть…
Но есть люди, которые готовы менять всю свою жизнь, вплоть до переезда в другую страну, ради того, чтобы растить творческую свободную личность.
Я не призываю всех срочно бросить школы или всем сбежать из России. Этот пост - повод задуматься над тем, чему мы учим детей, чему учит их школа, как наше раннее развитие может естественным образом продолжится в анскулинге или утонуть в школьной рутине.
Мы - за анскулинг. Я, мои дети, мои друзья. И постепенно всё больше и больше я склоняюсь к мысли об анскулинге, как о единственно правильном пути. Еще немного смелости и уверенности в себе мне не помешают…
А теперь - вопросы родителей и ответы нейропсихолога Надежды Монастырской.
1. Как без школы и системы (возьмём анскулинг) ребёнок научится самоорганизации, постановке задач, достижению целей, дисциплине?
Ребёнок учится самоорганизации по мере созревания его мозга, а конкретно лобных долей, отвечающих за функции произвольности. Они развиваются дольше всех остальных зон и зрелости достигают сильно после школы. Школа, как таковая, не учит самоорганизации. Она даёт определённый набор знаний и требует выполнения заданий. Дальнейшее зависит от конкретного педагога, конкретной семьи. Вы можете постепенно делегировать ребёнку те или иные обязанности, осознавая свою ответственность и ведущую роль в этом процессе.
2. Моей дочери 8 лет. Она начинает заниматься чем-нибудь, а потом бросает, не доведя до конца. Если это возрастное, в каком возрасте она сможет это делать упорнее?
Могу сказать, что в 8 лет далеко не каждый ребёнок может долго удерживать внимание на чём-то, и это нормально. Это в частности зависит от индивидуальных особенностей нейродинамики (работоспособности). Лучше разбивать работу на маленькие кусочки, а в перерывах играть в игры, способствующие улучшению кровообращения.
3. У моего ребёнка недостаточность концентрации внимания. У нас сложности в учёбе. С этого года мы ушли на семейное образование. Как нам оптимально организовать процесс обучения?
Первое. Слона надо есть по кусочкам. Не давайте больших задач сразу. Помогите для начала ребёнку увидеть из каких частей они состоят. Тогда ребёнок не будет тратить лишнюю энергию на сопротивление страшной неподъёмной, на первый взгляд ребёнка, задаче.
Второе. Оцените, что на данном этапе развития реально под силу ребёнку: не "положено по возрасту", а именно под силу ему.
Третье. Усложняйте задачу постепенно. Начните с того, что ребёнку даётся легко, чтобы не отпугнуть. Дайте почувствовать успешность и азарт. Можно поначалу взять на себя часть того, что даётся трудно, постепенно усложняя задания.
Четвёртое. Чем раньше ребёнок столкнётся с ощущением неуспешности, тем категоричнее он это будет воспринимать, вплоть до отказа от учёбы, потери интереса или утверждения "я - дурак". Со временем у ребёнка развивается способность смешивать чувства и он начинает относиться к неудачам по-другому.
4. Какие есть методики для увеличение концентрации внимания?
Например, очень хороший сборник игр для развития внимания из серии "Советы нейропсихолога" издательства ЭКСМО. Важно учитывать, с чем связан дефицит внимания. Это зависит от того, какие зоны мозга недостаточно зрелы. Многие особенности внимания корректируются со временем. Нельзя от каждого ребёнка ожидать, что он станет супервнимательным. Особенно, если дефицит связан с особенностями кровообращения или другими физиологическими причинами. Можно подходить с разных сторон к решению этого вопроса. Тут на помощь могут прийти курс нейропсихологической коррекции, остеопатия, ЛФК, бассейн, дыхательная гимнастика, щадящий режим.
5. Нам внушают, что социализация происходит в обществе, в основном, в школе. Но так ли это? Не зависит ли развитие социальных навыков (общительность, умение заводить и поддерживать социальные связи) от зрелости мозга?
Вы абсолютно правы, способность социализироваться зависит от степени зрелости мозга. Иначе детдомовские дети были бы самыми социализированными людьми. Но, увы, статистика говорит об обратном. Что мы понимаем под социализацией? Интеграция в общество, учёт прав и свобод окружающих без потери себя или "прогибания" под него? Важно, чтобы помимо внешней формы (делать это или не делать то) выкристаллизовалось и содержание, внутренний смысл того или иного стиля взаимодействия с обществом.
Вот это возможно при условии определённой степени зрелости. Конечно, для развития любой способности нужна тренировка - в пустой тёмной комнате мы не социализируемся. Но нужна ли для этого толпа ровесников под управлением одного уставшего взрослого? Семья, друзья семьи, люди на площадке, в кружках, в магазине - это тоже социум.
6. С какими проблемами обращаться к нейропсихологу? Как отличить их от проблем, с которыми нужно обращаться к какому-то другому специалисту? На что родителям обратить внимание?
Классическими поводами обращения к нейропсихологу являются: низкая успеваемость, невнимательность, гиперактивность, медлительность, отсутствие интереса к учебе, несоответствие развития возрастным нормам. Каждая из этих проблем может основываться не столько на незрелости мозга, сколько на проблемах детско-родительских и других взаимоотношений. Точнее, это как правило и то, и другое. Мой опыт показывает, что эффективнее делать упор именно на работу над отношениями - тогда даже слабые зоны подтягиваются, когда мозг не занят "работой над безопасностью". При наличии вышеперечисленных проблем вы можете обратиться к нейропсихологу и он уже оценит, насколько это связано именно с незрелостью мозга.
Если проблема изначально эмоциональная, страхи, например, то стоит пойти к психологу. Если проблема когнитивная или связана с учебной мотивацией - может быть полезен нейропсихолог. Ребёнок - существо любознательное, и нежелание узнавать редко бывает на пустом месте. Чаще всего это связано с трудностями, явными или скрытыми, или с тем, что мозгу ребёнка "не до того".
7. Мой ребенок учится в 4 классе. Он плохо держит внимание, перескакивает в разговоре с фразы на фразу, не заканчивает их. Плохо пишет: много ошибок. Как я могу ему помочь? Посоветуйте, пожалуйста, пособия для детей с проблемами по русскому языку.
В первую очередь - создать атмосферу безопасности, без излишней оценочности. Пожалуй, это самый сложный баланс в деле домашнего обучения. Очень многие дети делают ошибки из-за спешки, тревоги, им не хватает ресурса одновременно на сосредоточенную работу и борьбу с тревожностью, и ещё на сопротивление тому, что вместо игры вынужден сейчас заниматься.
Второе - спокойно, неспешно нужно разделить большую задачу на части - сначала это делает родитель, потом вместе с ребёнком, и постепенно ребёнок начинает делать это сам. Более подробно можно ответить уже видя конкретного ребёнка с его особенностями.
Есть замечательное пособие Соболевой "Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом". Там даны задания, направленные на работу с разными проблемами при изучении русского языка. Они организованы с точки зрения нейропсихологической логики.
8. Вопрос о мотивации к учебе. Слышала мнение, что "послушные" дети учатся хорошо лишь в начальных классах, пока искренне считают, что только за их послушность их любят. В старших классах дети сильно скатываются, потому что внутренней мотивации и интереса к учебе никогда и не было. Как в таком случае с самого начала заинтересовать ребёнка в учебе или объяснить её необходимость?
Действительно, дети в первые годы учатся больше ориентируясь на привязанность, на одобрение взрослого. В более старшем возрасте личные познавательные интересы проявляются более ярко. В этом нет ничего страшного. Это просто так есть. Пусть ребёнок тянется за тем, кто ему дорог, и впитывает его ценности!
Тут важно не передавить, не придать оценке способностей ребёнка (как негативной, так и позитивной) слишком большой вес. Любознательность заложена в нас природой, в том числе, и как инструмент познания окружающего мира. Если у ребёнка есть сопротивление учёбе - надо искать причину, а не "объяснять необходимость". К пониманию этой необходимости он по-настоящему придёт ближе к институту.