• Авторизация


>ЧТО ОЗНАЧАЮТ КУПОЛА ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ. 03-05-2021 09:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Домовушка_Луша Оригинальное сообщение

ЧТО ОЗНАЧАЮТ КУПОЛА ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ.

С ранних времен христианская религия была наполнена особыми знаками — они воплотились в архитектуре храмов. Количество куполов православной церкви, их цвет и форма часто имеют символическое значение. Объясняем, когда купола рассказывают о Святых или сюжетах из Священного Писания и несут особый христианский смысл.

Храм Христа Спасителя. Москва

ЦВЕТ: ОТ ЗОЛОТОГО ДО ЧЁРНОГО

1. ЗОЛОТОЙ.
Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.
Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Суздальского кремля (Богородицкий собор, Богородице-Рождественский собор)

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был первым каменным храмом на русском северо-востоке. Его трижды возводили на одном и том же месте. Первое здание было построено еще во времена Владимира Мономаха. Приблизительно в 1148 году Юрий Долгорукий возвел новый храм. Его основание стало нижним ярусом современного собора. В 1222–1225 годах владимирский князь Юрий Всеволодович построил третье, белокаменное, здание. Внутри его украсили фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней.
В XIII веке собор был самым красивым сооружением Суздаля. С тех пор храм несколько раз ремонтировали, изменяя его облик. На здании появилось два новых купола, вместо глав шлемовидной формы поставили луковичные главы. В XVII веке в храме обновили роспись, увеличили окна, убрали гробницы, находившиеся на поверхности пола. Помещение стало просторным и светлым, в соответствии с популярным в то время архитектурным стилем барокко.
В ХХ веке Суздальский собор реставрировали в 1945 году: фасады освободили от лишних пристроек, удалили темный цементный покров, реставрировали древнюю фресковую живопись. Сегодня здание выглядит так, как в 1530 году (кроме куполов луковичной формы).
Внутреннее помещение собора — это своеобразный музей древнерусского искусства. Здесь можно увидеть древние фрески, уникальные иконы и церковные предметы декоративно-прикладного искусства. Внутри сохранились старинные врата, выполненные в редкой технике «огневого золочения». Собор Рождества Богородицы входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


2. СИНИЙ СО ЗВЁЗДАМИ
Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.
Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Памятник архитектуры XVIII века, Троицкая церковь «Кулич и Пасха», построенная в 1785 году архитектором Н. А. Львовым. Санкт-Петербург.

Полное название - Церковь Святой Троицы Живоначальной, известна также под названием «Кулич и пасха», которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви выполнен в форме пасхальных блюд - кулича и пасхи. Идея придать постройке форму кулича и пасхи принадлежит не архитектору, а заказчику строительства генерал-прокурору Александру Вяземскому, владельцу села Александровского, места возведения церкви.
В этой церкви крестили будущего Верховного правителя России адмирала Александра Колчака


3. ЗЕЛЁНЫЙ.
Зеленый цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.
Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века

Софиевский собор – визитная карточка Вологды, находится в самом её сердце на территории Кремля. Был построен в эпоху Ивана Грозного по его же распоряжению. Представляет собой прекрасное монументальное шестистолпное здание с пятью куполами, поднимающимися в небо на высоту 60 метров. Знаменит чудесными фресками 17 века, сохранившимися практически в первозданном виде, и иконостасом начала 18 века.

4. СЕРЕБРЯНЫЙ.
Серебряный цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Му́ромский Спасо-Преображенский монастырь основан не позднее 1015 года князем Глебом Владимировичем. По мнению некоторых исследователей, именно он является самым старым монастырём России.
Упоминание о нём можно найти во всемирно известной «Повести временных лет» - под его стенами, якобы, погиб князь Изяслав Владимирович.
В течение довольно долгого времени монастырь являлся оборонительным рубежом Мурома. В связи с этим случались и разорения, и перестройки.
Постепенно монастырь обзаводился и хозяйственными постройками, и колокольней, и училищем. А настоятельный корпус являлся первой постройкой из камня во всём городе.


5. ЧЁРНЫЙ.
Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Храм Василия Блаженного, который также широко известен как Покровский собор или храм Покрова Божией Матери, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади. Вплоть до 17 века Покровский храм чаще называли Троицким, по имени первоначального деревянного храма, стоявшего на этом месте.
Покровский храм был построен в середине 16 века в ознаменование победы русского войска над Казанским ханством, в то время входившим в Золотую Орду. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в день Покрова Божией Матери, и закончился победой русских воинов, после чего царь Иван Грозный издал указ о строительстве собора, чтобы увековечить эту славную победу и выразить благодарность небесным покровителям.

6. МНОГОЦВЕТНЫЕ КУПОЛА.
Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спасa на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

ФОРМА: НЕ ТОЛЬКО ЛУКОВИЦЫ

7. СФЕРИЧЕСКИЙ КУПОЛ.
Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Успенский собор во Владимире, расположенный на высоком краю холма над рекой, был крупнейшей постройкой и центром архитектурного ансамбля древнего города, ставшего в 1158 году центром сильного княжества, вступившего в борьбу за господство на русской земле. Обстраивая свою столицу, князь Андрей Боголюбский стремился соперничать со славой «матери градов русских» - Киева. Он всячески подчеркивал общерусское значение нового храма. Успенский собор во Владимире был выше киевского Софийского собора. Первоначальное здание собора, возведенного в 1158-1160 годах, пострадало от пожара в 1185 году и было обстроено с трех сторон галереями. Старый собор оказался внутри нового. Его фасады с украшенным фресками колончатым поясом и стройными щелевидными окнами видны изнутри галерей. Некоторые из сохранившихся резных камней с его фасадов были перенесены на стены галереи. Собор был одноглавым с обширными хорами в западной части. Его интерьер, сверкавший драгоценной утварью и красочной росписью, был богато освещен и праздничен.
После перестройки в 1185-1189 годах Успенский собор стал еще более величественным. Его масштабы отвечали вкусам эпохи Всеволода III - времени высшего могущества Владимирской земли. Огромный ступенчатый объем собора, завершенный торжественным пятиглавием, соответствовал сильно разросшемуся городу. Галереи предназначались для княжеско-епископской усыпальницы. В их стенах сделаны полукруглые ниши для гробниц. Интерьер собора стал более сумрачным. Свет уступил полумраку мавзолея. В архитектуре собора сказалось влияние церковных вкусов - она сурова и строга, декоративная резьба применена очень скупо. Собор включался в ансамбль зданий епископского двора.
Строители Успенского собора - владимирские мастера князей Андрея и Всеволода показали себя выдающимися архитекторами, создавшими один из лучших памятников русского зодчества.
В 1238 году собор пострадал при разгроме и сожжении города татаро-монгольскими ордами. Однако он сохранил значение главного храма Северо-Восточной Руси: собор был кафедрой митрополита, в нем происходил обряд вокняжения великих князей. В 1408 году собор был украшен живописью присланным из Москвы гениальным художником Андреем Рублевым. Его фрески вместе с фрагментами росписи XII века, расчищенные советскими реставраторами, стяжали собору славу музея древней монументальной живописи. Успенский собор во Владимире считался прекраснейшим зданием древней Руси. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. Огромный иконостас владимирского Успенского собора сделан в 1773 году. Колокольня, сооруженная в 1810 году, связана с собором, встроенным в 1860 году теплым Георгиевским храмом.

8. ШЛЕМОВИДНЫЙ КУПОЛ.
Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи — православный храм в Угличе, памятник архитектуры, построенный в 1689—1690 гг. Расположен на берегу Волги в конце Спасской улицы рядом с Воскресенским монастырём.

В конце XVI века на месте храма находились деревянные церкви Рождества Иоанна Предтечи и Симеона Столпника, Спаса Нерукотворного и Святых Мучеников Диомида и Мирона. В Смутное время они были разграблены и сожжены. Спустя немного времени их восстановили одними из немногих старых церквей города. По Писцовым книгам середины XVII века значится деревянная церковь Спаса Нерукотворного с приделом Симеона Столпника. При ней теплый с трапезной храм Иоанна Предтечи.
Церковь построена на личные средства богатого угличского купца Никифора Григорьевича Чеполосова в память о его шестилетнем сыне Иване, убитом приказчиком Рудаком. Безутешный отец решил почтить столь трагично погибшего сына. В северном приделе её в 1960-е годы реставраторы обнаружили аркасолий (нишу), где захоронен Ваня Чеполосов.
Согласно первому варианту проекта Угличской ГЭС, здание церкви предполагалось разобрать, но её художественная ценность была такова, что ради сохранения этого памятника даже в сталинское время пришлось перерабатывать проект и строить электростанцию выше по течению Волги.

9. КУПОЛ-ЛУКОВИЦА.
Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского Kремля.

Церковь Вознесения Господня в усадьбе Коломенское.

В 1532 году на территории села появляется каменная Вознесенская церковь. Масштабными размерами она не отличалась – святыня служила русским царям в качестве домового храма. Однако, здание церкви использовалось также, как караульная башня. В моменты приближения врага к городу, из нее подавали условный сигнал. В ночное время – в виде пламени, а днем – столба дыма. Как только появлялся тревожный знак, дозорные тут же дублировали его, зная, что он виден и на расположенной на территории Кремля колокольне Ивана Великого. Сегодня храм действующий. В нем хранится почитаемая верующими икона Богоматери Державная.

10. ШАТЁР
Шатёр вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Её построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

КОЛИЧЕСТВО: ОТ ОДНОГО ДО ТРИДЦАТИ ТРЁХ.

Церковь Покрова́ на Нерли́ - белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества.

1. ОДИН КУПОЛ.
Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во ВладимиреОба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Храм находится в Центральном административном округе Москвы в Китай-городе

Деревянный храм Космы и Дамиана возвели в далеком 1462 году, но 1564 году церковь полностью выгорела и на ее месте построили новое каменное здание храма. Строение было выполнено в виде двухсветного четверика, имеющее пять глав. Легенда утверждает, что в этой церкви венчался Иван Грозный с Василисой Мелентьевной - его шестой женой.
С дополнением в 1640 году церкви пристроенным Успенским приделом, храм начали называть по новому — Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей. В 1803 году во время капитальной реконструкции зданию придали черты классицизма, что особо было видно по новой трапезной и колокольне.

2. ДВА КУПОЛА.
Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех (Старопанский переулок Китай-города). Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Георгиевский собор Юрьева монастыря — православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Заложен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора - мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.
Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками (уничтожены в XIX веке). 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца епископом Новгородским Иоанном при юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).
Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году были погребены принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году - князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году - Дмитрий Шемяка.
В середине XVI века из собора в Москву по указанию Ивана Грозного была перенесена икона Устюжского Благовещения.

3. ТРИ КУПОЛА
Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – это памятник древнерусского зодчества, построенный в 1158-1160 годах. До возвышения Москвы этот храм был главным собором Владимирско-Суздальской Руси, в нем венчались на княжение многие Владимирские и Московские князья. В северной части храма находятся могилы строителей собора князей Андрея Боголюбского, Всеволода III и ряда духовных лиц. Белокаменный собор выделяется среди построек подобного рода удлиненно-возвышенными формами, которые подчеркивают узкие окна. Высокие барабаны несут пять позолоченных куполов с большими крестами.
Успенский собор во Владимире послужил образцом для творений Аристотеля Фиорованти. Его внутренне убранство такое же богатое, как и наружный декор. В интерьерах храма сохранились фрески Андрея Рублева и роскошный иконостас. Долгое время его святыней являлась почитаемая икона Владимирской Божией Матери, позже увезенная в Москву. В настоящее время собор является одновременно действующим храмом и музеем.

4. ПЯТЬ КУПОЛОВ.

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор в Новочеркасске.

Главной достопримечательностью Новочеркасска является Вознесенский кафедральный собор, заложенный и освященный еще при основании города в 1805 г. в святой праздник Вознесения Христова. Однако строительство собора по проекту архитектора Алоизия Руска началось только 1 октября 1811 года. Строил собор брат архитектора Иероним Руска. В 1818 г. братья Руска покинули Россию, и строительство собора продолжил архитектор Амвросимов (по 1825 г.). В 1846 г. при сведении главного купола собора неожиданно обрушилась часть храма. Та же участь постигла и второй вариант собора, строившийся по проекту архитектора И.О. Вальпреда.
В 1891 г. было решено приступить к строительству третьего варианта Вознесенского собора по проекту академика А.А. Ященко. В 1900 г. собор вчерне построили, в 1902 г. начались художественные и деревянные работы. Летом 1904 года «второе солнце Дона» должно было быть открыто, но из-за того, что не приехал почетный гость, Император Николай II, была открыта только Покровская церковь в верхнем подвале. Здание же в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 г.
Вознесенский кафедральный собор – третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) – выполнен в нововизантийском стиле. Все купола его первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест - инкрустирован горным хрусталем. Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.
Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м; подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день. Их звон, слышимый далеко окрест, и сегодня отмеряет жизнь города.
Внутреннее убранство собора настолько красиво, что, начав рассматривать фрески, трудно покинуть храм. Освещаемые мириадами свечей, глядят со стен и колонн храма лики святых и апостолов. Хоры собора украшены картинами, изображающими наиболее значимые эпизоды истории донских казаков.

5. СЕМЬ КУПОЛОВ
Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

https://sun9-68.userapi.com/impg/RCR_1m0dAoguuD2SgNLgKVqrrvmXNbG-heFFBQ/AAEWZ3HW_P8.jpg?size=1024x683&quality=96&sign=1d7236a02221a2734236e5c3159e2688&type=album

Благовещенский собор Московского Кремля - домовая церковь правителей Руси

Небольшой девятиглавый храм, посвящённый празднику Благовещения Богородицы, замыкает Соборную площадь с южной стороны. Благовещенский собор Московского Кремля был построен в 80-е годы XV века и в наши дни превращён в музей. Сегодня здесь можно увидеть экспозицию древних икон, настенных росписей и кладов, найденных при раскопках в Кремле.
Благовещенский — самый маленький из трёх соборов, расположенных в центре Кремля. Он никогда не предназначался для служб с большим количеством верующих, а использовался в качестве домовой церкви для семей великих князей и царей. До начала XX века протопресвитер храма выполнял роль духовника императора и его близких.
Сохранившийся до наших дней собор построен во времена правления князя Иоанна III. Согласно летописям, первая деревянная церковь Благовещения Богородицы появилась рядом с княжескими палатами в конце XIV века. Её возвели по воле великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского. Поскольку храм находился при княжеском дворе, его называли Благовещением «при дворе» или «на сенях». Современный каменный собор построили в 1484-1489-х годах во время капитальной реконструкции храмов и стен Кремля итальянскими зодчими. Примечательно, что возведение приватного домового храма Иоанн III поручил строителям из Пскова. Новый собор вырос на подклете старой церкви. Первоначально он имел всего три главы и был окружён галереями. В 1508 году по воле Василия Иоанновича храмовые купола покрыли золотом.
В 1547 году, когда центральная часть Москвы сильно пострадала от пожара, царский домовый храм был так сильно разрушен, что последующее его восстановление заняло семь лет. В процессе реконструкции к собору были добавлены две главы и пристроено роскошное крыльцо, которое стали называть Грозненским. Кроме того, Иоанн IV Грозный пожелал, чтобы на углах галерей возвели четыре маленьких придельных храма.
Долгое время в Благовещенском соборе Московского Кремля крестили царских детей, включая наследников престола. Здесь издавна хранились православные реликвии — мощи святых, драгоценная богослужебная утварь, редкие книги, рукописи и старинные иконы. По мнению исследователей, в храме могла храниться государственная казна.
После прихода советской власти правительство из Санкт-Петербурга переехало в Москву на территорию Кремля, и Благовещенский собор был закрыт для верующих. Только в 1989 году, когда храму исполнилось 500 лет, в него пустили первых туристов. В 1993 г. здесь были возобновлены церковные службы. В наши дни богослужения здесь совершают раз в год — на престольный праздник, который верующие отмечают 7 апреля.

6. ДЕВЯТЬ КУПОЛОВ
Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Николо-Перервинский монастырь в Москве.

Документально обитель известна с 1623 года. С середины XVII века началось каменное строительство. Никольский собор был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен.
Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. В 1696-1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней (расположена к северо-востоку от собора). Ярус звона Успенской церкви украшен цветными изразцами с изображением херувимов. В 1750-1760-х годах в Успенской церкви выполнены барочные росписи и золочёная лепнина (есть предположение, что лепнина выполнена Бартоломео Растрелли). В 1733-1735 над Водяными воротами монастырской ограды выстроена Церковь Толгской Богоматери в стиле барокко.
В 1775 году в монастыре была открыта Перервинская семинария.
Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым. В XVIII-XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве - в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города. В 1834-1836 годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор М. И. Бове). В 1904-1908 построен монументальный Собор Иверской Богоматери в русско-византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов).

7. ТРИНАДЦАТЬ КУПОЛОВ.
Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Церковь во имя Покрова́ Пресвятой Богородицы - действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области.

Храм является воссозданной копией Покровской церкви постройки 1708 года, находившейся до 1963 года в Вытегорском погосте в Анхимове. Проект восстановления был разработан Александром Ополовниковым сразу после гибели храма по обмерам, произведённым им в 1956 году. Однако на прежнем месте храм так и не был построен.
Восстановление церкви на новом месте осуществлялось по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке президента Российской Федерации Владимира Путина.


8. ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ КУПОЛОВ
Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Расположен на высоком берегу Дона, старейший в Волгоградской области.

Привольно раскинулся на высоком берегу Дона Усть-МедвЕдицкий Спасо-Преображенский монастырь, старейший в Волгоградской области. Основан он был в семнадцатом веке при патриархе Никоне и предназначался для донских казаков, желающих принять иноческий постриг после ратных подвигов.

Изначально место для обители было выбрано неудачно - в пасхальную ночь 1752 года берег был размыт Доном, образовавшийся Оползень унес под воду все монастырские постройки. Иноки не отчаялись, и в течение двух лет монастырь был заново отстроен чуть выше на холме - на том самом месте, где он находится сейчас. Остались свидетельства, что необычайно хорош был Преображенский храм, возведенный в то время. К сожалению, от старинной церкви Преображения совсем ничего не осталось - в тридцатые годы она была взорвана. Но в 2009 году на ее месте поставили новый храм - да какой! Пирамидкой выстроились на приземистом здании тридцать три золотых купола – без сомнения можно сказать, что проект храма уникален!
Самое почтенное строение в монастыре - Казанский собор. Он был построен в конце девятнадцатого века, к этому времени монастырь уже был преобразован в женский. Это величественное двухэтажное крестообразное здание необычайно красиво внутри – высокие арки верхнего храма поддерживают мраморные колонны, доставленные в свое время из Венеции. Низкие полукруглые своды нижнего храма, освященного во имя преподобного Арсения, создают особую атмосферу, помогающую сосредоточиться на молитве.
В притворе Свято-Арсениевской церкви находится вход в пещеры, которые тайно рыла по ночам удивительная игуменья Арсения - именно при ней монастырь достиг своего расцвета. Подземные ходы с кельями символизируют Крестный путь Спасителя, общая протяженность пещер – около 165 метров. Игуменья мечтала создать здесь подземный храм, но не успела.
В подземелье можно увидеть камень, на котором имела обыкновение молиться матушка Арсения – есть предание, что здесь ей являлась Богородица. Валун хранит отпечатки женских рук и ступней. Считается, что молитва игуменьи была так горяча, что камень расплавился под ней, как кусок масла. К этому камню паломники едут со всех концов России – считается, что он обладает целительными свойствами.
Спасо-Преображенский монастырь находится на окраине небольшого городка СерафимОвича – прежде это была казацкая станица Усть-Медведицкая. Чтобы сюда попасть, нужно доехать на поезде до Волгограда, а оставшиеся 260 километров преодолеть на рейсовом автобусе – благо, они ходят несколько раз в день. Автобус движется неспешно, в пути придется провести пять часов. Но окрестные панорамы Донских просторов настолько впечатляющие, что вы останетесь довольны путешествием!

9. ТРИДЦАТЬ ТРИ КУПОЛА.
Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле.

Храм Иоанна Предтечи (1671-1687 гг.) задумывался и строился как нечто особенное, «чего прежде никогда не было», поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований, поражая богатством внутреннего убранства и количеством драгоценной утвари. Его грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в Ярославле.
Церковь Иоанна Предтечи - один из самых знаменитых памятников ярославского зодчества, объект культурного наследия, достопримечательность мирового значения, рекомендован ЮНЕСКО для показа туристам. Храм изображен на банкноте номиналом 1000 руб.
Внешне храм очень красив, ажурная кладка, огромное количество куполов (15), везде необычные узоры, красивые изразцы и др. Но самое главное таится внутри церкви. От пола до потолка храм украшает роспись, сделанная ярославскими мастерами во главе с Д.Григорьевым и Ф.Игнатьевым в конце XVII в., всего на стенах изображено около 2000 различных сюжетов. И при этом неплохо сохранившихся! Можно часами ходить разглядывая живопись. Обращает внимание также резной позолоченный иконостас в стиле барокко 1701 г. и резные врата середины XVII века.

10. В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник >ЧТО ОЗНАЧАЮТ КУПОЛА ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ. | BabashkaGalya - Дневник BabashkaGalya | Лента друзей BabashkaGalya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»