Прибытие цесаревича на полуброненосный фрегат "Память Азова"1890 год
В октябре 1890 года на гвардейском фрегате “Память Азова”, подняли на гром-бром-стеньге флаг наследника. 23 октября, в холодный дождливый день венценосная семья провожала из Гатчины в далёкое кругосветное путешествие 22-летнего наследника престола. Отправляя сына в далёкий путь, Александр III надеялся, что впечатления от путешествия не только расширят кругозор Николая, но и помогут в будущем управлять огромной страной. Цесаревич со своими спутниками посетил Грецию, Египет, Индию и другие страны , лежащие на пути мореплавателей. Но настоящее приключение ждало его в конце пути.
Фрегат “Память Азова” сначала зашёл в Нагасаки. Во время пребывания в Нагасаки цесаревич посетил местное русское кладбище. До сих пор священники буддийского храма, ухаживающие за могилами русских, хранят портрет Николая II, подаренный им тогда храму.
Николай Александрович в Нагасаки
29 апреля 1891 года процессия из сорока рикш, обслуживающих свиту русского наследника престола, вошла в город Оцу. И вдруг полицейский Цудо Синдзо, стоявший в толпе, нанёс удар мечом по голове цесаревича. То ли дрогнула рука террориста, то ли реакция Николая оказалась мгновенной, но покушение закончилось лёгким ранением. Визит пришлось срочно свернуть. Свой день рождения, 6 мая, цесаревич встретил ещё в Японии в тесном кругу друзей и приближённых, но сразу же после этого фрегат “Память Азова” снялся с якоря и взял курс на Владивосток.
11 мая 1891 года множество владивостокцев толпилось на Адмиральской набережной, а самые нетерпеливые забрались на Крестовую сопку, чтобы лучше видеть заход фрегата в бухту Золотой Рог.
Сопка Крестовая
Город был умыт, вычищен, разукрашен транспарантами, флагами и гирляндами цветов, а неказистые слободки успешно скрыла свежая майская зелень.
Владивосток, без сомнения, с благоговением ждал прибытия своего цесаревича. Верноподданнейшие настроения были присущи тогда жителям города. Это был их образ жизни и мышления, вошедший в плоть и кровь.
С любопытством смотрел цесаревич Николай на приближающийся Владивосток. Живописными сопками и необыкновенно красивыми скалами он мало напоминал российские равнинные местности. Полуостров и скалистый мыс тут же был зарисованы художником, сопровождавшим наследника.
И вот с фортов крепости прозвучал трёхкратный пушечный залп и раздалось громогласное “УРА”. Фрегат бросил якорь у Адмиральской пристани. На берег Николай сошёл на следующий день. На улице Светланской были выстроены войска, на реях кораблей на рейде выстроились матросы. Раздались залпы пушек, над городом полился нескончаемый звон церковных колоколов, возвещая сход высокого гостя на владивостокскую землю.
Центром встречи стала триумфальная арка. Триумфальная арка или ворота были построены в честь прибытия наследника престола в город и названы Николаевскими.
В первые годы советской власти триумфальная арка была снесена. Улица Петра Великого, на которой она стояла, переименована в улицу Первого Мая, а пристань Адмиральская – в Комсомольскую.
Восстановленная триумфальная арка.
“В продолжение одиннадцати дней, которые пробыл наследник во Владивостоке, город был парадно разукрашен, каждый вечер зажигалась иллюминация, отличавшаяся постоянным разнообразием декораций” – писали тогда газеты.
17 мая 1891 года цесаревич принял участие в закладке памятника адмиралу Невельскому Г.И. В основание монумента Николай положил закладную пластинку. Место для памятника было выбрано очень удачно: на возвышении, на берегу бухты Золотой Рог. В тот же день состоялся парад войск.
Памятник адмиралу Невельскому Г.И.
7 ноября 1897 года сухой док был открыт и в него ввели крейсер 1-го ранга “Дмитрий Донской”.
Южнокорейские специалисты обнаружили броненосный крейсер «Дмитрий Донской», который входил в состав российского флота во время Русско-японской войны 1904-1905 годов, в Японском море на глубине 434 м. Корабль нашла компания Shinil Group, занимавшаяся его поисками на протяжении многих лет, теперь она планирует поднять крейсер со дна.
«Дмитрий Донской», спущенный на воду в 1883 году, принимал участие в Цусимском сражении. Несмотря на многочисленные повреждения, корабль вел бой до последней возможности. После проигранной битвы крейсер направился во Владивосток, но его нагнали японские корабли, преследовавшие остатки российской эскадры. Не желая сдаваться, 29 мая 1905 года экипаж крейсера принял решение затопить корабль.
Цусимское морское сражение 27-28 мая 1905 года – одно из центральных в Русско-японской войне. Тяжелое поражение российской эскадры в этой битве от флота Японии во многом повлияло на окончательный исход войны.
Фрегат Паллада в сухом доке цесаревича Николая
Основной целью путешествия цесаревича на Дальний Восток была закладка Транссиба. 19 мая стал днём рождения транссибирской магистрали. В двух верстах от города было приготовлено на насыпи место закладки. Цесаревич, взяв в руки лопату, загрузил тачку землёй и провёз на место будущей магистрали. Сколько же таких тачек предстояло перевезти рабочим, чтобы соединить Владивосток с Москвой. Дорогу от Владивостока в основном строили каторжане. После торжественной церемонии Николай со свитой сел в поезд и вернулся во Владивосток уже по готовому пути. Уже во Владивостоке состоялась другая церемония – закладка здания железнодорожной станции.
Железнодорожный вокзал
Наследник, за время пребывания в наших места, осмотрел окрестности Владивостока, попробовал пищу в казармах Сибирского флотского экипажа, осмотрел выставку работ сахалинских каторжан, побывал в Обществе изучения Амурского края и передал на его развитие 1000 рублей, а также инструменты, которыми производил закладку. К сожалению в советское время их пустили на переплав.
Гостеприимные владивостокцы в эти дни устраивали многочисленные рауты и обеды с неизменным шампанским. В последний вечер цесаревич допоздна засиделся с офицерами фрегата “Память Азова”. Проведя с ними семь месяцев, он сблизился с такими же, как он, молодыми людьми. Груз наследной ответственности не часто позволял ему быть на равных с окружающими, но в этот вечер Николай был искренним и задушевным. Он говорил: “Познакомившись со всеми случайностями в море и внутренней корабельной жизнью, я признаю трудности службы…”
Когда склянки отбили полночь, офицеры вместо гребцов отвезли будущего императора России на берег. Затем на руках отнесли в дом губернатора. 21 мая 1891 года цесаревич Николай покинул Владивосток. Краткий визит наследника тогда дал мощный толчок развитию нашего города.
Набережная Цесаревича
