|
[показать]«Iванко ти, Iванко, сорочка вишиванка…»,-- звучит в украинской народной песне. Вышиванка—это предмет мужской и женской национальной одежды в Украине.
Это рубаха, вышитая разными орнаментами. Всё чаще вышиванки можно встретить на молодых людях и детях в праздники на современных улицах города.
Традиции начали возрождаться, а с ними и почитание национальной одежды. Улицы западных областей Украины давно пестрят своими орнаментами на рубахах мужчин и женщин, а в Восточной Украине понемногу, аккуратно, но тоже приходят к этому. [417x313]
И это правильно, ведь Восточной Украине тоже есть чем гордиться.
Восточные орнаменты существенно отличаются от западных, каждая область Украины внесла в вышивку что-то своё, неповторимое, и это делает украинскую вышиванку ещё интереснее благодаря такому разнообразию узоров и цветов.
На Харьковщине, в Чугуеве, в доме-музее И. Репина хранится традиционно харьковская украинская одежда, в которую одевались натурщицы Репина.
[показать]Илья Репин очень любил и берёг этот комплект одежды. Он говорил, что с таким вкусом одеваются только украинки и парижанки.
Изначально украинская рубаха изготавливалась из домотканного полотна разной плотности, разного качества. Более тонкое и белое предназначалось для праздничной одежды. Более грубое и серое—для будней. [показать]
Соответственно и вышивкой праздничные рубахи украшались более щедро, чем повседневные. Обязательно, на любой сорочке, мужской или женской, должны быть украшены вышивкой ворот, манжеты и подол, то есть все отверстия рубахи—границы с внешним миром. Эта традиция уходит своими корнями ещё в языческие времена древних славян.
Тогда верили, что одежда, украшенная магическими знаками, способна «удержать душу в теле». С рубахой связано немало обрядов. Например, повитухи принимали рождающегося ребёнка на рубаху отца, которая непременно должна быть ношенной.
[показать]В деталях традиционного украинского костюма и орнаменте зашифрован глубинный смысл, философия жизни, миропонимание славян. Он не только практичен, но и изысканно красив. Наши предки тысячелетиями жили в одном ритме с природой и представляли себя её частью. У природы они находили защиту, в ней черпали физические и духовные силы. Это и отразилось в их одежде. Язычество сменилось христианством, символы постепенно утратили свой магический смысл, но остались в традициях, передаваемых из поколения в поколение, от старшей вышивальщицы к младшей. Традиции вышивки сохранялись и продолжают храниться в каждой семье рукодельниц, в каждом роду, в каждой области Украины.
Рубашки на Полтавщине вышиваются в основном белыми нитями, очень редко красными или серыми. [показать]Манишки белых рубашек в старину украшали белым узором, выполненным гладью. Узор обводили черными или цветными полосками.
[366x460]
Техника вышивания — шов «вперед иголкой» «крестик», шов «за иголкой».
Техника вышивания Харьковской области очень похожа на вышивку в центральных областях Украины, но ей свойственны и своеобразные многоцветные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком.
[показать]
Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой нитью, вследствие чего узоры кажутся рельефными.
[показать]В Полесье орнаменты простые и четкие по композиции. Ромбовидная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивают красной нитью по белому или серому фону льняной ткани.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции.
Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-серой холстине. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой.
В южных районах области преобладают растительные мотивы. [показать]
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитями или же с добавлением красного и черного.
Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских рубашек.
[показать]Вышивкам Киевщины свойственный растительно-геометрический орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля или восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами.
Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттеняющий черный.
В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с вышивкой центральных районов, однако для неё характерны и полностью своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.
Для подольских рубашек характерны красочность и разнообразие швов. [показать]Типичным является стежок «паучком», которым обозначают вставки на рукава, клинья.
Используется и цветная строчка — «шабак».
В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — черный с большим или более малым вкраплением красного, синего желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышивки, реже — двух — и трехцветные.
На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопковыми нитями со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитями, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект.
Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.
[показать]Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилка, верхошов, зерновой вывод, вырезание; разнообразные виды черных, белых и цветных стежков.
Рядом с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
[показать]Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.
В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров.
В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.
На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов пользуются популярностью и изображения животных, вышитых гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученным швом.
Вышивальный материал — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки.
[показать]Гуцульские вышивки характеризуются разнообразностью геометрических и растительных узоров, богатством соединений цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет.
Два или три оттенка желтого цвета просветляют вышивку и добавляют ей золотистый отблеск.
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в разных техниках выполнения.
Цветовая гама вышивок достаточно широкая: красный согласуется с черным (при этом выделяется один цвет — черный или красный), применяются как белый, так и многокрасочный орнаменты.

|