• Авторизация


Избранники Вселенных 17-04-2014 13:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Избранники Вселенных
Людскую фантазию всегда будоражил неискоренимый интерес ко всему, что кроется за гранью видимого и познанного. Кажется, что иные, параллельные миры существуют рядом. Они прорываются через тонкую мембрану привычного человеку мироздания и закрепляются в легендах, мифах, сказках и произведениях искусства.

СТАЛКЕРЫ В ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

[показать] Кажется, что удел и счастье улавливать эти переходные состояния всегда даруются творческой личности. Как часто поэты говорят, что слагают стихи, будто с чужого голоса, не помня, как и когда они их записали. А известнейшая история о том, как Менделеев увидел свою Периодическую таблицу химических элементов во сне? Да и с художниками происходят порой удивительные метаморфозы. Пишут одно — получается совсем другое…

Есть старинная китайская притча о художнике. Однажды повздорил он с друзьями. И те, дабы умерить его горячность, заперли его в комнате, где не было ничего, кроме картины. И вот он остался в одиночестве. Наутро друзья открыли комнату. Но она оказалась пуста. Художник исчез. Остались четыре стены — и картина: искристое, исходящее холодом заиндевевшее поле. Еще вчера его гладь не была потревожена. А ныне по снежному покрову к едва различимому горизонту тянулась вглубь холста цепочка человеческих следов… Что это? Художник ушел в свою картину? Или попал через нее в иное измерение? Но, если можно уйти туда, значит, можно прийти и оттуда?! И быть может, именно это случилось с картиной немецкого художника Адольфа фон Менцеля?

Менцель был лидером направления в живописи, именуемого романтический историзм, одним из ведущих мастеров своей эпохи. В 1850 году он задумал разработать целый цикл картин из повседневной жизни двора прусского монарха Фридриха Великого, жившего в XVIII веке. Фридрих вошел в историю как один из величайших полководцев, но Менцеля интересовал не Фридрих-воин, а Фридрих-музыкант.

КОРОЛЬ-МУЗЫКАНТ

Еще будучи ребенком, Фридрих поражал всех практически взрослой манерой игры на флейте и сочинением прелестных сонатин. Батюшка же Фридриха, Фридрих-Вильгельм I, был человеком жестким, сантиментов не терпел, а музыку и книги полагал баловством. Из сына ковал он солдата и аскета — и музыкальные занятия запретил. Мальчик страдал, но слабости не выказывал. Прошли годы, старый король ушел в мир иной. В 1740 году двадцативосьмилетний Фридрих взошел на трон. Он получил в наследство сильнейшую вымуштрованную армию и ломящуюся от переизбытка казну.

Новый монарх стал не только апологетом просвещенного абсолютизма, но и тут же вернул в свою жизнь музыку. Сразу начал брать уроки у известных исполнителей. Музыка сопровождала Фридриха даже в военных кампаниях: футляр с любимой флейтой всегда покоился в походном сундуке. В мирное время король с особым наслаждением музицировал в залах Сан-Суси.
Именно таким Менцель и хотел его написать. Художник провел огромную исследовательскую работу: изучал картины той эпохи, старинные гравюры, штудировал свидетельства современников великого монарха.

НЕЗВАНЫЕ ГОСТИ

Работы Менцеля были высоко оценены и выставлены на всеобщее обозрение. Когда Менцель с благодарностью принимал поздравления, к нему подошел давний приятель и спросил, не мемуарами ли он пользовался, создавая свои картины? И подвел художника к полотну «Концерт Фридриха в Сан-Суси». Менцель некоторое время молча вглядывался в картину, а потом вскрикнул и отшатнулся. Казалось бы, на холсте все так же солировал король, ему вторил оркестр, а публика внимала. На заднем плане картины темнели гулкие своды и тяжелые складки портьер. А меж ними клубились тени. Но вдруг они стали оформляться в лица и фигуры…

Возможно, скажет иной скептик, то был обман зрения или плод чрезмерно развитой фантазии художника. Но если вам представится случай увидеть эту картину Менцеля, или, хотя бы рассмотреть хорошую репродукцию, вглядитесь внимательнее. Кто знает, быть может, и вам тоже удастся разглядеть… седого бородатого старца, кривящего в ухмылке сухой излом губ… скрюченного карлика в колпаке придворного шута… толстого господина в приплюснутом головном уборе? А может, вам повезет даже больше — и вы увидите еще кого-то.
Так вот, никого из этих персонажей Менцель не рисовал!

Все тот же приятель принес художнику обтянутый кожей фолиант. И тот с удивлением прочел, что во время некоторых концертов в Сан-Суси многим становилось не по себе. У людей возникало ощущение, что за ними наблюдает кто-то незримый. Особо чувствительные даже сказывались больными и не приезжали на концерты. Фридрих был в курсе этих страхов. И, рассказывают, шутил: «Это духи приходят насладиться музыкой — уж очень она хороша».

ОКНА В ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Вселенная необъятна. А значит, все в ней допустимо. К такому выводу пришел Эйнштейн. Результатом стала созданная им теория относительности. Разработал он ее в 1917 году. И уже тогда теоретически предсказал наличие бесконечного числа миров, которые движутся как бы параллельно нашему пространственно-временнному континууму.

Эйнштейновская модель мироздания была поддержана и доработана его последователями — космологами: советским физиком Александром Фридманом, бельгийским математиком Жоржем Леметром, британским астрономом Артуром Эллингтоном. Совокупно им удалось развить идеи теории Эйнштейна и прийти к мнению, что число Вселенных бесконечно, и каждая из них имеет разную степень кривизны времени и пространства. Это и дает возможность параллельным мирам «бесконечное число раз пересекаться в бесконечном числе точек», названных «точками контакта параллельных миров». Так что проникновение в наш мир кого-то из других реальностей, вероятно, никоим образом не противоречит земным физическим законам.

А картины, очевидно, — не что иное, как окна в параллельный мир, в то самое иное измерение. Это порталы, через которые могут прийти незваные гости. Более того, холсты словно кодирует в себе мысли и чувства самого мастера, порой годами, а то и десятилетиями творившего их и запечатлевавшего невольно проявлявшиеся в его фантазии образы. Идеи картин и мысленное поле их творца сплетались в них навсегда. И чем большей энергетикой обладал художник, тем более завораживающее воздействие производят его творения на людей.

Самые загадочные вещи, как уже давно известно, способны происходить прямо у нас под носом. И порой достаточно просто пошире открыть глаза, чтобы увидеть удивительный и загадочный параллельный мир…

Наталья Попова

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Избранники Вселенных | Рудко_Алексей - Дневник Рудко_Алексей | Лента друзей Рудко_Алексей / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»