Чтобы «выйти» из привычного бытия и заметить другие вселенные, индейцы в Северной Мексике и Юго-Западных Соединённых Штатах применяли пейотль. Культ пейотля – один из старейших на Земле, его возраст исчисляется тысячелетиями, а само наименование дано в далеком прошлом провалившимися сквозь землю ацтеками.
[показать]
Приверженцы этого культа уверенны: «пейотль возможно использовать всю жизнь, но постичь знание пейотля нереально, направляться постоянно учит чему-нибудь новому». ИСТИНА – В БУТОНАХ Пейотль – это кактус, едва-едва поднимающийся над почвой. Его ещё именуют лолофорой. На вершине этого кактуса вырастают бутоны, содержащие психотропное вещество мескалин. Бутоны пейотля режут на мелкие кружочки («пуговки») и сушат на солнце пару дней. Позже размалывают и заливают кипятком, для получения подобия чая. Пейотль именуют «кактусом, открывающим привидения». Темперамент интоксикации при его потреблении, в общем, обычен для большинства галлюциногенов: ухудшение восприятия, броские цветные иллюзии в виде фигур (что отыскало отражение, кстати, в классической мексиканской живописи). Но и также – прояснение форм и цветов, активная познавательная деятельность, открывающая в замеченных по-новому вещах их новые смыслы сознания. И параллельно – огромный рост внутренней энергии, замечательная активизация ресурсов организма. Подобное сочетание эстетических, физических и интеллектуальных переживаний создаёт чувство благодатной мудрости и всезнания. Но в отличие от наркотиков, пейотль не приводит к, не разрушает личность, не ведет к деградации либо утрата социального статуса. По крайней мере, у индейцев, которые относятся к пейотлю как к священному растению и применяют его строго «правильно» в сугубо сакральных целях.
А вот потребление священного кактуса для развлечения может привести к психотерапевтическим травмам. Кроме сакрального значения, пейотль у индейцев имел чисто бытовое использование как лекарство от всех заболеваний. Оказывается, пейотль владеет бактерицидным действием, а вытяжки из него подавляют большая часть вредных организмов, среди них и разные штаммы золотистого стафилококка. Американцы ни при каких обстоятельствах не осознавали индейцев-аборигенов, и в 60-е годы XX века на волне борьбы с наркотиками потребление пейотля законодательно не разрешалось в ряде и Техасе вторых штатов. Тем самым была сделана попытка стереть с лица земли многовековой культ, целый пласт неповторимой индейской культуры и просто самих индейцев, которым тяжело добывать лекарства, а кактус был в любой момент рядом. Но пейотль пережил тысячелетия – переживёт он и антинаркотическую политику. ПО СЛЕДАМ ОЛЕНЯ Культ пейотля – это особенный и сложный церемониал, отработанный в небольших подробностях в течение сотен и сотен лет. Церемония случается только раз в год, и ей предшествует многодневный пост. Пейотль связан с тотемным животным – оленем, его ещё именуют «младшим братом всевышнего-оленя». Верхом на священном олене возможно добраться до высших сфер космоса. Ритуал ежегодного потребления пейотля начинается с долгого путешествия в горы за «младшим, братом всевышнего-оленя». Во главе отряда паломников – шаман, что общается с Татевари – всевышним пейотля. Татевари – это «первошаман», что давным-давно возглавил первое паломничество к сакральному кактусу. В пути паломники соблюдают строжайшую нравственную дисциплину. У каждого из них имеется особенная верёвочка с узелками, так необычно зафиксированы сексуальные связи. Найдя первый кактус, шаман после театрализированного представления «убивает» его стрелой и оплакивает убиение брата божества. Потом кактус обрезается со всех сторон, и любой из паломников приобретает кусочек священного растения.
Когда будет собрано достаточное количество пейотля, участники «похода» отправляются в обратный путь, по дороге охотясь на оленей (чьё мясо не употребляется в простое время). На месте главного ритуала разжигается грандиозный костёр, куда участники после исповеди бросают собственные верёвочки с узелками. Потом, как бывает во всех празднествах, начинается обильный пир с поглощением большого количества оленины и праздничным питьём «из священной плоти брата всевышнего». Торжественная ночь проходит в неистовых плясках, оглушительном песнопении, исступлённом веселье и сумасшедших прыжках. Целый праздник длится три дня, на четвёртый день чуть живые участники возвращаются к себе и опять начинают семь дней поститься. БОРЬБА ЦЕРКВИ С КАКТУСОМ Пейотль был первым энтеогенным растением, найденным европейцами в Америке. Европа познакомилась с этим кактусом во времена конкисты примерно во второй половине 70-ых годов шестнадцатого века. Участник конкисты писал: «индейцы едят корень, что именуют пейотль и которому поклоняются, как будто бы это божество». Первое описание потребления пейотля показалось в шестанадцатом веке благодаря францисканскому монаху Бернардину де Саагуну, написавшему в книге «Неспециализированная история Новой Испании»: «... этот дьявольский корень вызывает у тех, которые едят либо пьют его страшные либо забавные видения». Францисканцу вторил лейб-доктор испанского короля Филиппа II Франсиско Гернандес: «Этому корню приписывают необычное воздействие...
Тот, кто его принимает, получает божественную свойство предвещать будущее». Не мудрено, что священный кактус стал для Церкви «дьявольским» растением, вгонявшим в страх до таковой степени, что перечень необходимых вопросов на исповеди пополнился и таким: «Пил ли ты либо давал вторым пить пейотль, чтобы раскрыть секреты либо обнаружить утерянную либо похищенную вещь?» Но неприятие Церкви лишь подстегнуло интерес европейцев к таинственному кактусу, и поэтому благодаря европейцам мир выяснил, что значит «видеть» при помощи пейотля. ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ Популярный писатель Олдос Хаксли как-то дал согласие испытать на себе мескалин и стал «подопытной крысой» приятеля и по совместительству психолога Хэмфри Осмонда (кстати, поэтому ему в собственности введение в обиход слова «психоделия»). Описания этого опыта нашли отражение в книге «Двери восприятия» – «библии» революции сознания для хиппи. Вот что обрисовывает Хаксли:«... Я видел то, что видел Адам в день собственного сотворения – миг за мигом чудо обнажённого бытия... Я, казалось бы, обнаруживал качественный эквивалент дыхания, ... постоянный ток от красоты к красоте, ещё более возвышенной, от глубокого к ещё более глубокому смыслу. На ум пришли такие слова, как Преображение и Благодать...» Ещё более чудные описания покинул Карлос Кастанеда, тоже испытавший на себе силу пейотля: «Собака начала пить. Я... заметил, что собака стала прозрачной. Вода тоже была сияющей прозрачной жидкостью... Я видел, как она проходит по горлу собаки в тело... Собака становилась радужной. Сильный свет исходил из её тела... Высшее счастье переполнило моё тело...» Но, не напрасно пейотль именуют «кактусом привидений». Некоторым это растение открывает двери в преисподняя. К примеру, на писателя Жана-Поля Сартра мескалин оказал воистину дьявольское действие.
Писатель весьма быстро обрисовал зонтик, что преобразовывался в труп, и ботинки, преобразовывающиеся в скелеты. полипы и Раки ему корчили рожи, а дома наблюдали косо и скрежетали зубами. Это состояние Сартр обозначил, как «предел галлюцинаторного психоза». ТРУБКА и Библия Церковь однако достигла некоторых удач в искоренении «языческих» заблуждений у индейцев. Те из индейцев, кто принял христианство, начали связывать волшебную силу пейотля с сатаной и при виде данного кактуса старались осенить себя крестным знамением. Но стереть в пух и прах культ пейотля церковникам не удалось. Эта борьба Церкви с кактусом приняла очень неожиданную форму: в 1911 году в Оклахоме была создана «Церковь коренных американцев», куда вошли многие приверженцы пейотля, употреблявшие галлюциногенный кактус вместо христианской просфоры. Собственного рода продолжательницей такого «индейского христианства» стала сейчас существующая на территории США и частично Канады «Туземная американская церковь», объединяющая ни довольно много ни мало – 250 борцов противников и тысяч алкоголя за высокие моральные правила и проповедующая пейотизм – потребление кактуса в культово-церемониальных целях. Вероучение этой Церкви – непередаваемая смесь индейских христианских догматов и религий. Пейотист принимает таинство-пейотль так же, как простой христианин – таинство-таинство и вино-хлеб, совершает он это, чтобы получить силу апа (Хана). Пейотль употребляется для обретения духовного знания. Правила «христиан-пейтистов» таковы: «Белый человек говорит об Иисусе. Мы – говорим с Иисусом» и «Единственный метод обучаться у пейотля – принимать его самого». Но более всего всю специфику пейотизма раскрыл один из священников современного пейотизма Леонард Крой Дог: «Сила пейоты – это познание всевышнего через пейоту. Всевышний – это Вакан Танка, Великий Дух. У нас имеется Трубка и Библия... И тебя, мой дорогой друг, мы ни разу не спросим, во что ты веришь. В итоге, это не имеет значения. Иисус и Вакан Танка равны. Всевышний и Дама – Белая Бизониха, этот камень и Христос в моей сумке, свет керосиновой лампы и Святой Дух – всё едино. Осознаёшь? Ешь пейоту, и тогда всё осознаешь».
Авентина Росси