Автор Юлия Титова (БЕЛЫЙ ЦВЕТОК)
[381x700]
2. Материалы, которые понадобятся:
1. Трикотаж для тела куклы.
2. Клеевая для трикотажа.
3. Ткань для платья (любая, лучше тонкая и малоосыпаемая).
4. Наполнитель (синтепон, холлофайбер, синтепух и т.д.).
5. Акриловые краски.
6. Пастель (необязательно).
7. Кружева, ленточки, пуговки и др. элементы декора.
8. Материал для волос (в данном случае шкурка ламы).
[700x631]
3. Для начала понадобится выкройка. От позы, строения тела, положения рук и ног зависит характер куклы, ее кукольная харизма. Именно поэтому мне нравится каждый раз создавать "свою" выкройку для каждой куклы или изменять имеющуюся.
[497x700]
4. Теперь нужно подготовить материал. Мне очень нравится использовать хлопковый трикотаж, он пластичный, мягкий и для меня как будто "живой". Но подойдет также и хлопок, плотная бязь и лен. Не беда, если ткань телесного цвета трудно отыскать. Можно легко затонировать её чаем или кофе (по поводу этого существует великое множество мастер-классов). Скажу основное — чай или кофе кипятим с солью (для закрепления цвета), в достаточной по объему посуде, чтобы ткань прокрасилась равномерно. Развешиваем для просушки в один слой, чтобы не получилось разводов. Мой отрез трикотажа изначально был белым, затонирован сначала в черном чае, затем в зеленом (он дает легкую розовинку).
Трикотаж дублируем клеевой, тогда он не будет непредвиденно растягиваться при набивке, швы не будут ползти, а выворачивать будет легко (в общем, не шитье, а песня). Но вернемся к прозе, а точнее — к основной работе. Переводим выкройку на ткань. Мелок оставляет жирную линию, поэтому лучше обычный карандаш. В моем случае — исчезающий маркер, но сей девайс вовсе не обязателен.
[466x700]
5. При шитье кукол-тыквоголовок выкройка частей головы раскладывается по косой относительно долевой нити. В данном случае это не принципиально.
Затем все детали надо сострочить либо сшить на руках швом "назад иголку". Я сострачиваю на машинке при длине стежка примерно 1 мм, при прошивании пальчиков и других мелких деталей прокручиваю колесо вручную. Важный момент — между пальчиками нужно сделать 1-2 стежка перпендикулярно, а не строчить сразу вверх следующий палец, в противном случае при выворачивании образуются складки. Головку, руки и ноги я прошиваю полностью, а выворачиваю через надсечки (об этом ниже). У тельца оставляю незашитым отверстие внизу там, где крепится одна нога (на фото будет чуть ниже). Стопу в районе пальцев не сшиваем.
[700x466]
6. После вырезаем все детали, в местах изгибов делаем надсечки — надрезаем ножницами ткань до шва, чтобы при выворачивании она не морщилась.
Очень прошу прощения за расфокус, обнаружила это только после просмотра на компьютере. Этими загадочными пиктограммами я пыталась изобразить, где именно я делала надсечки и разрезы для выворачивания.
[700x471]
7. Стопы сшиваем, закругляя по бокам. Можно прошить чуть наискосок, как бы вырисовывая большой палец и уезжая вниз к мизинцу. Тут главное помнить, какая нога левая, какая правая.
[700x663]
8. Приступаем к выворачиванию. Многие восхваляют палочки для суши — деревянные, с закругленным кончиком. В принципе подойдет абсолютно любой предмет, не острый и достаточно тонкий, лишь бы вам было удобно. У меня это деревянная палочка, перекочевавшая из какой-то настольной игры сына, а также пинцет с закругленными концами.
[532x700]
9. Немного о набивке. Материал может быть любым, удобным для вас. Для игровых кукол очень ценится натуральная шерсть, подойдет и синтепон, и холлофайбер. Мне лично мил синтепух, он отлично утрамбовывается, но гораздо меньше образует комочков и бугорков. Как инструмент для набивки ногие советуют использовать палочку для суши, чуть зашкуренную наждачкой, чтобы наполнитель не соскальзывал. Но синтепух у меня все равно предательски оставался на месте, а палочка уезжала дальше. Невероятно удобным оказался тот же пинцет, только обратная его сторона — резиновая ручка. С одной стороны она легко скользит по клеевой, но замечательно проталкивает вперед даже маленькие порции наполнителя.
[473x700]
10. Здесь нужно терпение, чтобы по маленьким кусочкам заполнять постепенно все детали, достаточно плотно утрамбовывая и не оставляя пустот. Особенно плотно набиваем головку и шею, которая эту плотно набитую головку должна удержать. Единственное исключение — ручки у плеч, там набиваем не так плотно, чтобы они не смотрели в разные стороны.
После набивки аккуратно зашиваем разрезы, здесь на фото видно, где именно зашито тело. Отверстие головы оставляем незашитым.
[700x477]
11. Расскажу о том, как я соединяю головку с шеей. Обычно такие плоские головки пришивают к шее потайным швом. Но мне, во-первых, не нравится какой-либо видимый шов на лице, во-вторых, хотелось сделать идеально ровное соединение. В голове сложился такой способ (может, у кого-то он давно в ходу, но я его нигде не встречала). Идеально он подойдет для кукол с объемными головами, например, такими:
[425x700]
12. Вырезаем кусок трикотажа овальной формы, достаточный для того, чтобы обернуть головку полностью. Трикотаж берем без клеевой.
[700x485]
13. Чуть ниже середины делаем крошечный разрез, такой, чтобы туда можно было вставить шею.
[700x466]
14. Следующим этапом натягиваем кусочек трикотажа на шею, закрепляем булавками, прочерчиваем ровную линию и прошиваем по кругу маленькими стежками "назад иголкой".
[700x683]
15. Пришиваем голову, вставляя кончик шеи в незашитое отверстие.
[700x513]
16. Теперь нужно поднять кусочек трикотажа и обтянуть им всю голову, закрепить булавками чуть дальше линии волос так, чтобы нигде не осталось складок.
[700x562]
17. Прошиваем по всему периметру головы, тщательно утягивая ткань и уводя все складки за линию шва. Любуемся на ровную линию соединения.
[700x580]
18. После этого надо обрезать сильно выступающие кусочки ткани, но не до самого шва. К сожалению, я упустила момент и не сфотографировала этот процесс (видимо, чересчур залюбовалась этой самой линией соединения), поэтому поупражнялась в рисовании и изобразила на всякий случай схематично, что должно получиться сзади:
[700x525]
19. И закрываем все это симпатичной заплаткой по размеру.
[700x521]
20. Вся рутинная работа подходит к концу. Собираем остальные части. На помощь в пришивании рук и ног приходит длинная штопальная игла. Сначала примеряем симметрично конечности, затем пришиваем крепкой ниткой вместе с пуговичками.
[700x519]
21. Теперь приступим к росписи личика, созданию наряда и прически.
Для этого понадобятся:
1. Акриловые краски.
2. Пастель.
3. Кисти тонкие.
4. Материал для волос (в моем случае — шкурка ламы, подойдет шерсть для валяния, пряжа, мохер и т.д.).
5. Клей Момент гель (можно любой другой супер-клей).
6. Ткань для платья
7. Шебби-ленты, кружево, пуговки (или любой другой декор).
[700x531]
22. Платьице моя барышня уже надела, но о нем чуть позже. Сейчас приступим к росписи личика. Сначала намечаю черты лица простым или розовым карандашом (он очень легко маскируется). Для создания теней я использую пастель земляных оттенков, подойдут также коричневые и бежевые тени для век, и те же самые акриловые краски.
[700x367]
23. При прорисовке красками важно работать сухой кистью, оставляя совсем капельку пигмента, а излишек вытирать о ткань или бумагу. Тогда тени будут мягкими и хорошо растушеванными. Масляные краски перед рисованием на ткани надо выдавить на бумагу и оставить на время, чтобы масло впиталось в бумажный лист.
Теперь к делу. Я оттеняю коричневым и розово-коричневым карандашами (2 и 5 слева на фото вверху) углубления вокруг глаз, около переносицы и под подбородком.
[700x603]
24. Я использую акриловые краски. Вот оттенки, которые мне понадобились при росписи. Выдавила я щедро, для красоты, на роспись краски уходит гораздо меньше. Прошу прощения за палитру, каждый раз торжественно отправляюсь за ней в магазин канцтоваров и прихожу с чем угодно, только не с новой палитрой, и снова приспосабливаю под нее то, что попадется под руку. На сей раз попалась часть от упаковки компакт-диска, пусть послужит искусству.
[700x677]
25. Наносим первый слой белой краски, прорисовывая белки глаз. Пока слой подсыхает, переходим к губкам. Коричневой линией вырисовываем ямочки и контур губ, заполняем розовым.
[700x591]
26. Рисуем аккуратный носик и оживляем его маленьким бликом. Выделяем подбородок.
[700x507]
27. Наносим еще один слой белой краски на белки и снова занимаемся губами. Продольными тонкими линиями рисуем складки губ, рядом кладем светлые мазки для выделения рельефа.
[700x546]
28. Чуть затеняем уголки глаз, белок в уголках глаз у переносицы тонируем слегка розовым, а внешних уголков глаз — голубым. Рисуем брови.
[700x444]
29. Теперь радужка глаз. Эта красавица будет синеглазой. Наносим светлый оттенок.
[700x517]
30. Более темным обводим внешний край радужки.
[700x466]
31. От центра тонкими штрихами желто-золотистой краской рисуем "лучики" (не знаю,как правильно называется эта часть глаза).
[700x507]
32. Теперь смешиваем синий с черным и затемняем еще сильнее край радужки, прорисовываем зрачок.
[700x610]
33. Оставим глазки подсыхать, переходим к милым веснушкам. Солнышко щедрое — не забыло ни носик, ни щечки, ни лобик.
[700x583]
34. Теперь очередь бликов. Важно наносить их на высохшие слои, чтобы они были чисто белыми. Рисуем симметрично.
[700x528]
35. И кокетливые реснички. Один момент — я практически не использую черную краску, для зрачков примешиваю ее к синей, ресницы же прорисовываю темно-коричневым. В природе редко можно встретить действительно черные цвета, и ведь ни у кого из нас нет на лице черных теней, все границы — это лишь контраст темных и светлых оттенков.
[700x618]
36. И вот сколько краски осталось после всех манипуляций — еще на пять кукол.
[700x550]
37. После полного высыхания личика я покрываю глазки двумя слоями акрилового лака, они приобретают живой блеск.
Теперь немного о волосах. Материалов для волос и мастер-классов по созданию кукольной прически несметное множество, я хотела бы коснуться немного основных, наиболее часто используемых. Зачастую для прически используют шерсть для валяния — она очень похожа на натуральные волосы, можно создать любую прическу, в любом объеме приваляв к голове куколки иглой для фильцевания. Найти ее не сложно в любом магазине, чуть сложнее выбрать именно натуральные оттенки.
[391x700]
38. Единственный нюанс — такую прическу не расчешешь, можно изменить ее, только аккуратно перебирая руками и рискуя немного проредить волосы.
Для игровых кукол очень хороши волосы из пряжи - их можно как угодно расплетать, расчесывать и перебирать. Для этого их надо надежно прикрепить к голове, можно опять же привалять, пришить или приклеить (чего я не приветствую, но как вариант имеет место быть). Только мне больше нравятся волосы, которые выглядят наиболее реалистично, а такую пряжу очень тяжело найти. Она должна быть рыхлой, легко разделяемой на более тонкие нити.
[490x700]
39. Продаются специальные кукольные трессы, также можно поискать магазинчики с накладными шиньонами или париками.
Самый мой любимый материал — шерстяные кудри. Они тонкие и мягкие, как настоящие волосы, их можно красить и переплетать как угодно. В магазинах только их не так легко найти. Поеду летом штурмовать местные фермы, может, у кого-то есть длинношерстные козочки и овцы. А сейчас у меня шкурка ламы, окрашенная вручную обычной крской для волос. Из нее я буду делать паричок. Сначала я прикладываю вискозную салфетку (можно и бумагу) к голове и обрисовываю линию роста волос и клинья парика. Потом перевожу на шкурку. Кудряшки я накрутила на папильотки из ткани, как раз не будут мешаться при приклеивании. Отдельная прядка волос — это челка.
[700x534]
40. Клинья надо сшить аккуратно, прикладывая края друг к другу мехом вовнутрь и стараясь не забирать иглой волоски. Приклеиваем челку выше линии роста волос, а после — и весь парик. Я пользуюсь клеем "Момент-гель", а прижимаю края парика пинцетом. Не забывайте, работать надо в проветриваемом помещении!
[692x700]
41. Теперь о наряде. Действительно, много мастер-классов по съемным и несъемным платьишкам, я не буду повторяться. Покажу некоторые основные моменты. Сначала выкройка. На помощь снова приходят вискозные салфетки. Оборачиваю тело куклы и обрисовываю по плечевому и боковому шву, пройму рукава, отмечаю середину, чтобы сделать выкройку симметрично. На фото — уже готовый результат, примерка.
[700x610]
42. Переносим на ткань. Платье будет несъемным, с одной стороны — припуск на планку для пуговиц. Обычно делаю обтачку, но эта ткань более рыхлая, поэтому я выкраиваю две детали, чтобы верх платья был плотнее.
[700x527]
43. Юбка — прямоугольник, низ обрабатываю и подшиваю вручную. Можно сделать это на машинке, но мне милее невидимый шов, пусть даже он и спрячется под кружевом. Рукава расширяю, чтобы потом присборить их по окату и по краю.
[700x636]
44. Сначала надеваю на куклу верх платьишка, сшиваю сзади потайным швом. Юбку присбариваю, надеваю сверху и пришиваю к верхней части. Сборку маскирую пояском из косой бейки. Вот в этом замечательном мастер-классе Юлии Ж здесь же на ЯМ подробно описывается весь процесс по созданию похожего платьишка.
Переходим к панталонам. Ткань для них — тонкий батист, который я тонировала в чае, сжимала в комочек и так просушивала. Получился состаренный креш-батист (как-то фото не передало этого эффекта в полную силу). Раскрой проходил глубокой ночью, логика отказала мне, и я неправильно расположила выкройку, пришлось сшивать и боковые швы. Подробно описывать процесс не буду, в вышеупомянутом мастер-классе очень здорово обо всем этом написано.
[700x508]
45. Низ украсила кружевом.
[623x700]
46. Сзади пришиваю микропуговки.
[700x665]
47. Их можно сделать из пластики или использовать бусины. Например, вот так — прошив бусину и бисеринку вместе, получаем объемную пуговицу.
[493x700]
48. Для завершения образа осталось сделать обувь и аксессуары. Здесь выбор материалов также безграничен. Это может быть и ткань, и фетр, который очень удобен — не осыпается и держит форму, и папье-маше, и пластика, и кожа, и даже кружево. Но сейчас мне хотелось создать что-то легкое, воздушное, невесомое. Поэтому выбор пал на фатин приглушенно-фиолетового цвета. Вырезанные овалы присборить по кругу, заложить складки спереди и немного сзади.
[700x606]
49. Украсить захотелось шебби-лентами, только вот нужного цвета не оказалось. Приходит на помощь акварель и жажда прекрасного. Влажную ленточку тонируем в нужный цвет, рисуя красивые переходы. Цвет при высыхании станет бледнее, а жатость восстанавливается, если покомкать немного высохшую ленту. Таким же образом я тонировала бантик для платья.
[700x316]
50.
[700x420]
51. Из бумажных цветов для скрапбукинга изобразила гребень.
[648x700]
52. Веснушка-веселушка готова радоваться и радовать других.
[564x700]
53.
[492x700]