[401x470]
В Нью-Йорке состоялась премьера фильма "Гей Они" (Gei Oni. Valley of Fortirude) израильского режиссера Дана Вольмана. Эта картина уже получила призы на кинофестивалях в Китае, Румынии, Германии и Франции. И не случайно: Вольман снял прекрасное кино о любви на фоне поселенческого движения. Название фильма звучит несколько двусмысленно для русского слуха, однако пусть это вас не смущает. "Гей Они" - вовсе не повесть об однополой любви, это старинное название Рош-Пины, в арабской транскрипции - Джауни.
Действие фильма "Гей Они" по известной книге Шуламит Лапид происходит в 19 веке, в Палестине времен правления Оттоманской империи. Это фильм о нашем прошлом, оттого иврит здесь уступает место идишу и русскому. Главная героиня картины, Фаня (прекрасная работа молодой актрисы Тамар Алькан), уроженка России, пережившая еврейский погром, приезжает в Палестину вместе с дядей, душевнобольным братом и грудной малышкой. Они поселяются в постоялом дворе в Яффо, лишенные каких-либо средств к существованию. Здесь Фаня знакомится с вдовцом Ихиэлем (эту роль исполняет мужественный библейский красавец Цион Ашкенази), уроженцем Цфата. Ихиэль мгновенно влюбляется в молодую женщину и предлагает ей стать его женой и матерью двоих его детей. Фаня, понимая, что у нее нет иного выхода, соглашается - да и дядя настойчиво советует принять предложение…
В итоге Фаня с младенцем, братом и новоиспеченным супругом отправляется на повозке, запряженной мулами, в каменистую Галилею. Здесь, в Гей-Они, у Ихиэля имеется каменная хибара, в которой нет света, воды, да и с едой напряженно. К колодцу приходится идти далеко, и принадлежит он бедуинам, которые вовсе не в восторге от "еврейского" соседства. У них же Фаня выменивает на свои нарядные белые кофточки сыр и молоко - для детей и больной соседки. Поселенцы занимаются тем, что разбирают камни, надеясь добраться до земли, превратить ее в плодородную и засадить семенами. По ночам же героиня страдает от другой напасти: мужней любви. Она долго отказывает ему в близости, и только ближе к финалу выясняется истинная причина ее страха между естественными супружескими отношениями. Оказывается, Фаня подверглась насилию во время погрома, и дочь ее рождена от какого-то казака… К счастью, Ихиэль - натура тонкая и понимающая, и все заканчивается хэппи-эндом.
Имеется в картине и еще одна сюжетная линия: арабы всячески стремятся оттеснить евреев с галилейской земли. И Фаня, к тому времени подучившая иврит, становится на защиту родного поселения. "Ни пяди родной земли не отдадим!" - так можно кратко сформулировать смысл ее горячих речей. Позже она станет одним из лидеров движения "Хибат Цион". В результате деятельности Фани и ее сподвижников происходят замечательные вещи - еврейские поселенцы отстаивают у арабов и бедуинов право на заселение пустынных каменистых земель, и на полях начинают колоситься рожь и пшеница.
[700x393]
[585x290]
[589x290]
[640x360]
"Мне хотелось разрушить стереотипные представления о евреях, которые якобы захватывали арабские земли, - говорит режиссер Дан Вольман. - Земли эти покупались, причем за хорошие деньги. И евреи тогда вполне мирно уживались с арабами. Наш народ никогда не захватывал чужое. Возвращаясь на свою древнюю землю, на которой их предки жили тысячи лет назад, еврейские поселенцы вовсе не ставили перед собой "захватнических" целей. Напротив, они вместе с арабами противостояли чиновникам Оттоманской империи, которая тогда владела Палестиной. Именно эти чиновники обирали население, вымогали взятки, обкладывали жителей непомерными поборами. Оттого я еще больше восхищаюсь мужеством и стойкостью первой волны еврейских поселенцев конца 19 века".
Дан Вольман с искренней теплотой относится к алие из России. Его героиня - прекрасно образованная девушка, она говорит на нескольких языках, играет на фортепиано (один из самых трогательных эпизодов картины - когда Фаня исполняет "Баркаролу" из "Времен года" Чайковского) и не расстается с книгами. Зато румынские поселенцы выведены в картине несколько гротескно: нарядные дамы и господа из Бухареста свысока поглядывают на местных тружеников, и во взорах их явно читается вопрос: "Куда мы попали?!"
При всей важности исторической линии, фильм Вольмана начисто лишен какой-либо героической патетики. Это, прежде всего история молодой женщины, история ее любви, история ее становления. Эта история озвучена дивной музыкой Ори Видиславского. Помимо упомянутых актеров, стоит отметить Якова Бодо в роли дяди Шуры, Арика Исхакова в роли брата Лолика и Левану Финкельштейн в роли соседки Ривы. И, разумеется, нельзя не упомянуть блестящую операторскую работу Рана Авиада.
Немного истории:
В 1878 году группа молодых добровольцев из Цфата решает основать недалеко от города новое сельскохозяйственное поселение. Первые 18 человек во главе с Элиэзером Рокахом покупают возле арабской деревни Джауни каменистый участок земли, поселяются на нем и называют новое поселение Гей Они.
В 1882 году сюда приезжает группа сионистов из Румынии во главе с Давидом Шувом. Новые поселенцы изменяют название Гей Они на Рош-Пина, взятое из книги "Теилим". В 1883 году Рош-Пину посещает барон Ротшильд, покупает дополнительные земли, присылает сюда своих управляющих, агрономов и учителей из Франции - и Рош-Пина становится административным центром всех еврейских поселений Верхней Галилеи.
Дан Вольман о фильме «Гей Они» (02.01.2011)
Долгие годы я снимал фильмы, в основе которых лежали литературные произведения: "Мой Михаэль" по роману Амоса Оза, "Жертвенный петух" по роману Эли Амира, "Гимпель-дурак" и "История Баши" по рассказам Башевиса-Зингера, "Итамар гуляет по стенам" по детскому рассказу Давида Гроссмана и другие.
Уже при первом чтении трогательной книги Шуламит Лапид "Гей Они" я понял, что речь идет о произведении, которое так и просится на экран. В прошлом уже снимались фильмы на подобную тему - такие как "Эксодус", "Их было десять", "Мечтатели" и прочие. Все они рассказывали об истории еврейского движения в пафосном, героическом, даже пропагандистском ключе. Однако моей целью было не столько воссоздать эпоху, сколько показать человеческую драму, простую, очень жизненную историю людей из плоти и крови. Поэтому в центре моего фильма - любовь, возникшая между Фаней и Ихиэлем. Их роман разворачивается на фоне бурных событий того периода, на фоне создания первых еврейских поселений в Галилее.
[700x393]
Образ Фани сразу привлек меня. Мне оказалась невероятно близка ее нелегкая судьба, душевная травма, которую ей пришлось пережить, из-за которой она не может функционировать как полноценная женщина. Я словно разделил то чувство отчужденности, которое она испытывает - и в то же время почувствовал невероятную силу, исходящую от этой хрупкой молодой женщины. Вспомните, как она призывает жителей поселения бороться за свое право жить на этой земле, как стойко переносит любые трудности - эти качества Фани делают ее невероятно притягательной.
Самым трудным для меня во время съемок оказался языковый барьер. Фаня, рожденная в России, говорит на идише и по-русски, она немного знает иврит, и нужно было воссоздать именно тот ашкеназский акцент, с которым она должна выговаривать фразы на иврите. Уроженец Цфата Ихиэль говорит как сефард. Мне казалось, что если сохранить этот выговор в фильме, зритель будет смеяться надо мной.
Поэтому я решил, что в первой половине фильма будет звучать в основном идиш. А также русский, турецкий, арабский. И лишь потом иврит займет главенствующую позицию. На фоне иврита будут звучать отголоски фраз на турецком, румынском, английском. Мне очень помог тот специфический язык, который воссоздала в своей книге Шуламит Лапид - вроде бы современный иврит, никаких архаизмов, и в то же время есть в нем нечто из прошлого. Нечто торжественное, приподнятое.
Не менее трудным был поиск актрисы на роль главной героини. Однако как только Тамар Алькан пришла на кастинг и произнесла фрагмент монолога Фани, я сразу понял: это - лучший выбор.
[700x393]
Помимо любовной истории Фани и Ихиэля, в моем фильме есть еще один важный момент: мне хотелось разрушить стереотипные представления о евреях, которые якобы захватывали арабские земли. Земли эти покупались, причем за хорошие деньги. И евреи тогда вполне мирно уживались с арабами. Наш народ никогда не захватывал чужое. Возвращаясь на свою древнюю землю, на которой их предки жили тысячи лет назад, еврейские поселенцы вовсе не ставили перед собой "захватнических" целей. Напротив, они вместе с арабами противостояли чиновникам Оттоманской империи, которая тогда владела Палестиной. Именно эти чиновники обирали население, вымогали взятки, обкладывали жителей непомерными поборами. Оттого я еще больше восхищаюсь мужеством и стойкостью первой волны еврейских поселенцев конца 19 века.
Дан Вольман
Читать - Шуламит Лапид "Гей Они"
http://almanah-dialog.ru/last/last_tom1/pr5