Безусловно, первые краски, с которыми можно познакомить малыша - это пальчиковые краски. Во-первых, эти краски не токсичны и абсолютно безвредны для здоровья, даже если малыш оближет окрашенный пальчик. Во-вторых, пальчиковые краски изготавливаются на водной основе. В-третьих, эти замечательные краски желеобразной консистенции, поэтому не капают. И если вдруг в процессе творчества малыш перевернет баночку - краски не растекутся. В-четвертых, краски медленно высыхают и легко смываются с рук. В-пятых, как правило, малыши рисуют не только на бумаге - их пальчики со следами всех цветов красок, остаются на одежде и мебели. В этом случае можно не беспокоиться, краски отстирываются любым моющим средством и водой.
Кроме этого рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику малышей, что в свою очередь способствует раннему развитию речи. При макании пальчиков или ладошки в краску, при ведении пальцами или ладонями по различным поверхностям в процессе рисования, у малышей появляются новые ощущения, а значит, развивается тактильная чувствительность, ловкость пальцев и кистей рук.
В процессе рисования, ребенок учиться переносить свои чувства, свое настроение и свои ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы, в виде выбора различных движений пальчиками, ладошками. Так рисование помогает ребенку учиться выражать себя и способствует раннему развитию творческих способностей, развитию воображения и образного мышления.
У крох при рисовании пальчиковыми красками быстро развивается представление о цвете, особенно если взрослые, участвующие или наблюдающие за творчеством крошки, не забывают комментировать процесс рисования и выбор краски. Только вот при комментариях, нельзя уходить в сторону навязывания. Ребенок должен быть свободен в выборе красок, в выборе фигур, образов. Ничего страшного, если лягушка будет желтая, а солнце зеленым; мячик квадратным, а дом круглым. Старайтесь наблюдать за рисованием малыша, а не навязывать штампы, которые ограничивают развитие фантазии и творческого мышления. Используя, пальчиковые краски и книжки-раскраски или подготовленные схемы, малыша легче подготовить к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком изображение, кроха учиться чествовать границы. А благодаря, тому, что пальчиковые краски легко смешиваются, можно научить малыша получать различные цветовые оттенки.
Знакомить малыша с красками можно уже в 5-8 месяцев. На первых занятиях ребенок может не проявить должного внимания к краскам и к рисованию. Поэтому позвольте ему понаблюдать за вами - покажите малышу, как обращаться с красками. Сядьте за стол, посадите малыша на колени или посадите рядом за его стул. Окуните свой палец в баночку с краской и нанесите на лист бумаги мазки или простые изображения. Повторяйте это упражнение ежедневно, стараясь разнообразить занятия: точечные рисунки пальцами, можно сменить на рисунки ладонями, губками, трафаретами, а можно применить несколько элементов. Во время свое творчества, не забывайте наблюдать за ребенком. Если малыш потянулся к краскам, дайте ему эту возможность. Окуните в краску палец малыша и ведите его руку по бумаге, оставляя за ней цветной след. В этом возрасте малыш не может сконцентрироваться на одном занятие долгое время и эту возрастную особенность необходимо учитывать при организации занятий. Ни в коем случае не доводить ребенка до слез. Прошло, полминутки или минута после начала занятия, только замарали ладошки, а малыш уже переключил свое внимание и не хочет больше водить по листу бумаги. Ничего страшного. Вымойте ручки начинающего художника и уберите краску и бумагу. Но завтра снова начните все сначала. Не убирайте пальчиковые краски в "долгий ящик", говоря себе: "Да еще рано. Ребенку еще не интересно". А тем более не жалейте себя, по той причине, что времени на подготовку и уборку уходит больше, чем на само занятие. Повторяйте опыт ежедневно, и вы увидите, что такие занятия быстро успокаивают малыша, помогают обрести душевное равновесие, повысить самооценку, а заодно проявить способности, почувствовать вкус к свободному творчеству! Главное - никаких ограничений, все должно быть подчинено настрою и желанию ребенка! Со временем малыш научиться проводить всевозможные линии, наносить самые невероятные по форме и цвету пятна. Будет разрисовывать один лист за другим, нанося краски, как ему нравиться. И по его рисункам, можно будем судить о его настроении, о его состоянии души. Если в рисунках преобладают серый, коричневый, фиолетовый и черные цвета, значит, малыша что-то тревожит и необходимо понаблюдать за ним. А если в рисунке изобилие ярких красок, значит и настроение у ребенка светлое, радостное и можно не беспокоится. Вот еще несколько коротких советов:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Техника рисования пальчиковыми красками:
Рисование ладошкой. Отпечатки ладошек могут с легкостью превращаться в различных зверей и птиц. Сначала образ будете дорисовывать Вы, а потом малыш сам начнет угадывать изображение и дорисовывать его сам. Рисование ладошкой можно сочетать с рисованием ножками. Это понравиться малышу, особенно если в этом примет участие вся семья. Попробуйте расстелить на полу рулон дешевых обоев, можно в два-три ряда. Включите веселую музыку. Краску положите на пластмассовые тарелки, обмакните в них руки, ноги и начните зажигать. Малыш будет в восторге. А после окончания сего действа придумайте образы к отпечаткам, дорисуйте фигуры.
Рисование пальчиками. Отпечаток делается пальчиком. Это уже более сложное действие, требует большей координации и точности. Можно сделать отпечаток и дорисовать его, а можно из нескольких отпечатков составить рисунок. Пальчиком удобно раскрашивать специальные раскраски для малышей.
Рисование губками. Можно использовать специальные наборы губок, а можно сделать самим из обычной хозяйственной губки. В зависимости от размера губки можно получить большие или маленькие отпечатки. Губкой легко закрасить большие поверхности, сделать фон к рисунку
Рисование с помощью трафаретов. Трафареты можно использовать готовые, а можно вырезать самим. Положив трафарет на белый лист, предложите ребенку закрасить пространство внутри трафарета с помощью пальчиков или губки.
Рисование с помощью штампов и роликов. К краскам могут прилагаться специальные наборы штампов различной формы или же продаваться отдельно. Обмакнув в краску штампик, одним нажатием им на бумагу, получаем картинку: кружок, звездочку или квадрат. С помощью фигурных роликов проводят различные фигурные линии.
Техника паспарту. Сначала делают паспарту: в центре листа рисуют крупное изображение и вырезают по контуру (например, грибок). Затем малышу дают чистый белый лист и несколько капель красок различных цветов, и предлагают порисовать, как ему хочется. Как только лист бумаги будет замазан полностью, накладывают паспарту на творение малыша. В итоге, на белом фоне кроха увидит разноцветный грибок (или листок, или рыбку, или бабочку). Эта техника подходит для совсем маленьких художников.
Рисование кисточками. Используются кисти, как и для рисования, любыми другими красками.
Рисование на кафеле в ванной. Наибольшее удобство для мамы и интерес для малыша представляет рисование пальчиковыми красками в ванной - убраться и помыть ребенка после творчества намного легче, а малышу больше свободы и простора. Сколько восторга будет у малыша, когда вы нарисуете прямо на его тельце цветочек или солнышко. Попробуйте! Малыш с энтузиазмом начнет заниматься "боди-артом".
Использованы материалы с сайтов: http://www.babyboomers.ru/articles/550/,
Очень хорошая подборка ссылок по рисованию у zzzanuda05: http://blog.kp.ru/users/zzzanuda05/rubric/2147241/
СХЕМЫ ДЛЯ рисования:
ЗДОРОВО! Не правда ли? Такие картинки в рамку и на стенку. Украсят и детскую и кухню и комнату на даче. А нужно-то всего: желание, терпения, любви и немного фантазии...
Серия сообщений "ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЛКИ":
Часть 1 - Рисование пальчиковыми красками
Часть 2 - Уроки рисования и рукоделия для детей
Часть 3 - Мастерим с детьми. Тропические рыбы
...
Часть 19 - Стишки к пальчиковым играм
Часть 20 - Стишки для малышей - пальчиковые игры
Часть 21 - Веселые потешки-щипалки