• Авторизация


Памяти Лидии Чарской (1875 - 1937) 19-03-2015 07:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

Памяти Лидии Чарской (1875 - 1937)

[427x645]  Самой популярная детская писательница начала XX века, Лидии Чарской впервые в русской литературе обратилась к проблемам женских учебных заведений, сделав главной героиней своих произведений гимназистку, преодолевающую все жизненные невзгоды.

После революции книги Чарской оказались под запретом и только в конце 80-х годов прошлого века издатели вернулись к творчеству некогда популярной писательницы.

«Княжна Джаваха», «Записки институтки», «Сибирочка», «Вторая Нина». Удивительно, но в начале XX века, судя по библиотечным формулярам и данным о продажах книг , повести Лидии Чарской были более востребованы чем классические произведения Гоголя, Тургенева или Марка Твена. За несколько послереволюционных лет из кумира подростков Чарская превратилась в абсолютно забытую литературную фигуру.

    Чарская Лидия Алексеевна (урожд. — Воронова, в замужестве — Чурилова) (1875 [точная дата неизвестна] — 18.03.1937), прозаик, поэтесса. Родилась в Царском Селе в семье военного инженера, полковника. Мать умерла при родах — отсюда мотив сиротства, повторяющийся из книги в книгу. С 1886 по 1893 находится в Павловском женском институте Петербурга. После окончания института выходит замуж за офицера Чурилова, но совместная жизнь продолжается недолго. Оставшись с ребенком, Чарская решает начать самостоятельную жизнь и поступает учиться на театрально-драматические курсы. В 1898 ее принимают на единственное вакантное женское место в С.-Петербургский Императорский театр (ныне Александринский), где она работает до 1924 под псевдонимом Лидия Чарская, этим псевдонимом она подписывала и свои книги. Театральная жизнь складывалась не блестяще: Чарская играла характерные роли субреток или старух, а мечтала о Катерине в «Грозе» или Луизе Миллер в «Разбойниках». Чарская была страстно увлечена сочинительством.

   Первая повесть Чарской «Заметки институтки» была напечатана в журнале «Задушевное слово» (1901, отд. изд. — М., 1902), и с этого времени журнал печатал повести Чарской ежегодно, принося автору небывалую славу. Чарская стала кумиром юных читателей. Была учреждена стипендия ее имени. Чарская стала буквально властительницей дум нескольких поколений русских детей. Особенным успехом пользовалась «Княжна Джаваха». Тысячи поклонниц этой книги приходили к Новодевичьему монастырю, чтобы поклониться могиле Нины, уверенные, что это не вымышленная героиня. «Памяти Нины Джаваха» посвятила стихотворение М. Цветаева в первой своей книжке «Вечерний альбом».

[795x509]

  Журнал "Задушевное слово" для старшего возраста. 1912 год. Стихотворение Л.Чарской

С послереволюционного времени книги Чарской не издавались. Литература, признанная буржуазной, уводящей читателя в иллюзорные миры, попала под все мыслимые запреты. Специальные пионерские рейды отправлялись по домам с целью вычисления читателей Чарской.

«Не нашлось противоядия против Чарской и в советское время... Не сумели создать», - говорит коллекционер Андрей Барановский.

[582x898]

   В 34-м году на Съезде писателей Самуил Маршак сказал, что «убить Чарскую не так легко несмотря на всю ее хрупкость», писатель повторил тезисы Корнея Чуковского, который еще до революции назвал Чарскую гением пошлости, в упрек ставилось однообразие сюжетов, сентиментальность и экзальтированность.

[761x599]

«А вы знаете, поплакать нужно... чтобы не было бесчувственного чтения. И вот кто умеет так, - это Чарская. Ее читать равнодушно невозможно», - убеждена доктор филологических наук Евгения Путилова.

В 20-е годы под псевдонимом Н. Иванова Чарской удалось написать и отдать в издательства четыре повести. Гонорар был ничтожным, открывателю мира женских учебных заведений больше не о ком было писать.

«Все-таки она в своих книгах раскрыла универсальный образ...», - считает Андрей Барановский.

   Известного российского литературоведа Евгению Путилову связывают с Чарской почти мистические нити. 25 лет назад ее стараниями имя и книги детской писательницы стали возвращаться к читателю.

  Однажды при посещении Смоленского кладбища смотритель предложил Путиловой зарегистрировать заброшенное захоронение: «Вы же член Союза писателей, у вас паспорт с собой? Так пойдемте – зарегистрируем.

  На Смоленском кладбище могилу Чарской обнимает вросшая в ограду береза. Когда-то на этой ограде находились медные дощечки с текстами стихов Лидии Алексеевны. Несмотря на многолетнее забвение, нравоучительные повести Чарской находят своих читателей в многократно изменившейся России.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129047

[602x851]

Речь идет о судьбе сироты, оказавшейся в семье богатых родственников и сумевшей своей добротой и чистосердечностью завоевать расположение окружающих



Озера

[792x460]

Хрустальные воды лазурных озер Хранят в себе все отраженья И леса, и нивы, и рощи, и гор, и рук человека творенья. Хрустальные души детишек живых Не те же ль живые озера? Ничто не пройдет незаметным для них, — Для светлого, детского взора. Они отражают, как в чистых водах, И счастье, и боль, и невзгоду… Храните же в этих хрустальных сердцах Прозрачную, чистую воду!

Песнь ангелов

[показать]

   Весь смуглый и темный, как южная мгла, С кудрями, как ночь, смоляными, С очами, где радость святая жила, С созвучьями песен святыми — Явился архангел — небесный гонец. И с ним, лучезарный и ясный, В кудрях белокурых такой же певец. Задумчиво-нежный, прекрасный, И дивный, весь в золоте пышных кудрей, В спокойствии кротком, красивом, С искрящимся блеском лучистых очей, Как искрится сталь под огнивом, Слетел вдохновенный ребенок. Он пел С друзьями крылатыми тоже, И громко их гимн над землею звенел «Велик и могуч Ты, о, Боже Всесилен Творец и низин и высот, Небес и земли охранитель… И ярких светил и лазоревых вод И помыслов темных гонитель. Дай петь Тебе славу крылатым певцам, Услышь наше, Боже, моленье… Дай песнями славить Тебя небесам, Земле дай покой и смиренье!»

В старом саду

[781x1019]

   Я люблю эту тишь полудикого сада, Где березы и липы цветут, Где и тень и покой, аромат и прохлада Обрели неизменный приют. Я люблю говорливой струи трепетанье Серебристых ручьев голубых, Я люблю ветерка молодого дыханье И глаза незабудок живых. И люблю возвращаться я под вечер с нивы Мне знакомой садовой тропой, Когда липы, березы стоят, молчаливы, Когда сумрак царит голубой. И мне чудится, как из живого потока,Извиваясь в студеных струях, Выплывает русалка в мгновение ока И скрывается в темных ветвях. И кивает и манит меня водяница И лепечет: — «Со мною побудь, Ты работала много. Погасла денница И ты можешь теперь отдохнуть. Старый сад так хорош. Много песен я знаю — Жизнь русалок весельем полпа, Целый день я резвлюсь и пою и играю, Ты ж, бедняжка, работать должна!» Но минута… другая… и кончена греза. Нет русалки. Лишь старой соседке своей Шепчет что-то, красиво белеясь, береза Тихим шепотом пышных ветвей…

Фея весны

[показать]

Там, где носятся стрекозы С роем пестрых мотыльков, Где пахуче дышат розы Нежным вздохом лепестков, Где, свой тонкий стан сгибая, Поднимаясь к небесам, Повилика молодая Забелелась нежно, — там, В блеске зорьки пламенея, В блеске солнечных лучей, Смугло-розовая фея Вышла с дудочкой своей. У неё наряд из грезы,Белоснежный поясок… Шумно носятся стрекозы У её малюток-ног. A свирель звучит и тает, Песнь то тихнет, то растет. — «Пусть танцует, пусть порхает Мой крылатый хоровод (В звуках слышится свирели). Праздник шумен, весел мой… Звуки тают, тают грели Над воздушною волной. Я свирелью голосистой Вам веселый шлю привет;О весне, весне лучистой Будет мною гимн пропет. Пусть шумит веселый праздник, Блещет перлами роса,Шелестит зефир-проказник, Ропщет майская гроза. Сини-сини незабудки, Ал и радостен восток… Вы, крылатые малютки, Ты, кузнечик, мотылек, Веселитесь и играйте В пляске радостной стрекоз… Жизнь мгновенна ваша, знайте, Как мгновенна жизнь и роз. Все пройдет: весна и счастье, Воцарятся ночь и тьма… Сыпля стужу и ненастье, Снова явится зима. И умрут цветы и грезы, Под холодной пеленой, Ало-пурпурные розы, Бело-розовый левкой. Блеск исчезнет изумрудный В роще, в поле и в лесу… Миг короткий жизни чудной К вам я с песенкой несу. Наслаждайтесь в праздник света, В праздник солнца и весны, В праздник розового лета, Счастья детского полны!»
 

 

Кувшинки

  В углу пруда кувшинки расцвели, Зелено-белые над речкою хрустальной… О дети вод, далекие земли, Мне мил ваш вид холодный и печальный!.. Нет аромата в вас, нет прелести живой, И красотой вы взора не пленили, Но тайной странною, красивой и немой, Меня безмолвно вы, невольно умилили… В тиши речной таите, мнится мне, Волшебный мир веленьем странным рока. И часто по ночам вы снитесь мне во сне, Как духи светлые хрустального потока…

Скачи, мой конь…

Скачи, мой конь, во весь опор, В простор живых лугов, Где пышный стелется ковер Из радужных цветов! Какой простор! Какая тишь! Нарядна вся земля… Кругом — куда ни поглядишь — Цветут луга, поля… Туда направь свой быстрый бег, О конь мой вороной! Еще недавно белый снег Лежал там пеленой. Еще недавно я и ты Там мчались как-то раз, От мрачной зимней красоты Не отрывая глаз. Теперь ликующий апрель Шлет радостный привет И птиц восторженная трель Звучит ему в ответ… Скачи, мой конь, во весь опор В простор живых лугов,Где пышный стелется ковер Из радужных цветов!

http://www.labirint.ru/reviews/show/146697/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти Лидии Чарской (1875 - 1937) | Emist - Дневник Emist | Лента друзей Emist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»